Упр.199 ГДЗ Пичугов Еремеева 9 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 199.1. Подготовьтесь к изложению и сочинению.Когда художник касается бумаги, что-то рождается в мире! Если же он ещё и великий поэт, то в сотворённый им мир...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Пичугов, Еремеева 9 класс, Просвещение:
199.1. Подготовьтесь к изложению и сочинению.
Когда художник касается бумаги, что-то рождается в мире! Если же он ещё и великий поэт, то в сотворённый им мир привносятся особые свойства, выходящие за пределы поэтического творчества. Есть здесь и обратная связь, ибо рука гения не только следует велениям души, но и корректирует их... Гений наполняет собой всё, чего бы ни касался, и перо рисующего следует тому же порыву, что и перо пишущего.
Но движения души Лермонтова, явленные в Слове, в ритмах рисунков и красочных холстов, притягивают к себе внимание ещё ввиду необычайной их дерзости. Вникая в живые образы его поэзии и «нездешний» колорит живописи, становишься свидетелем и даже соучастником некого загадочного действа.
Казалось бы, ясно: рождённый поэтом, что бы ни делал, всегда остаётся поэтом, а значит, так или иначе, всегда реализует свою «словесную программу». Но это не совсем верно.
Неверно думать, будто мир образов в поэтическом действе опредмечивает себя лишь в слове, ибо реальное пространство Слова обладает безмерной ёмкостью. Оттого Поэт и прибегает иной раз к видимым образам, отображая то, что, так или иначе заявляя о себе, не находит места в слове. Отсюда появление вспомогательных рисунков, как правило, на полях рукописей.
И что удивительно: муза поэта в этом случае как бы подстерегает воображение художника, помогая ему реализовать смежный мир образов, и, что изумляет ещё больше, — реализует самоё себя!..
Любопытно, что у Пушкина почти нет «самостоятельных» рисунков, где он стремился бы выразить тему специально, то есть отдельными от рукописи изобразительными средствами. Будучи поэтом до мозга костей, он прибегал к изображениям лишь по мере «склонности» к ним его Музы. Отсюда следует, что анализ «рисунков на полях» должен вестись неотрывно от текста рукописей, ибо рисунки эти, собственно, и являются «поэзией в росчерке пера».
(В. Сиротин)
Для того, чтобы подготовиться к изложению, нужно:
1) внимательно прочитать текст
2) определить тему и основную мысль
Тема текста: связь между творчеством поэта и художника.
Основная мысль:
- «гений наполняет собой всё, чего бы ни касался»
- «анализ «рисунков на полях» должен вестись неотрывно от текста рукописей, ибо рисунки эти, собственно, и являются «поэзией в росчерке пера».
3) найти ключевые слова
Ключевые слова: поэт, художник, творчество, рисунок, рукопись, Пушкин, Лермонтов, взаимосвязь, образы, перо.
4) определить количество абзацев и составить план;
В данном тексте 6 абзацев.
План текста:
1. Рука гения.
2. Рисунки Лермонтова более дерзкие, чем его Слова.
3. Поэт всегда остаётся поэтом.
4. Поэт прибегает к живописи для того, чтобы отобразить то, что не может выразить словами.
5. Воображение художника реализует смежный мир образов.
6. Рисунки Пушкина.
5) обратить внимание на стиль и тип речи.
Стиль текста: публицистический.
Тип речи: рассуждение.
6) сократить текст, объединяя предложения, опуская детали и заменяя некоторые слова общими понятиями;
7) перечитать текст, обратить внимание на язык изложения, проверить орфографию и постановку знаков препинания.
2. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?
а) Пространство Слова необъятно.
б) Когда перед нами гений, то перо рисующего обычно дополняет замысел, воплощённый в Слове.
в) Рисунки часто появляются на нолях рукописи.
г) «Рисунки на нолях» надо анализировать отдельно от рукописей.
а) Пространство Слова необъятно.
«реальное пространство Слова обладает безмерной ёмкостью».
б) Когда перед нами гений, то перо рисующего обычно дополняет замысел, воплощённый в Слове.
«Оттого Поэт и прибегает иной раз к видимым образам, отображая то, что, так или иначе заявляя о себе, не находит места в слове».
в) Рисунки часто появляются на полях рукописи.
«Отсюда появление вспомогательных рисунков, как правило, на полях рукописей».
г) «Рисунки на полях» надо анализировать отдельно от рукописей.
«Анализ «рисунков на полях» должен вестись неотрывно от текста рукописей, ибо рисунки эти, собственно, и являются «поэзией в росчерке пера»
Ответ: утверждение г) не соответствует содержанию текста.
3. Подберите синонимы к словам: загадочный, удивительный.
Загадочный – таинственный, тайный, непонятный, неведомый.
Удивительный – поразительный, изумительный, необычайный, поразительный.
4. Объясните значение слов: колорит, смежный, корректировать.
Колорит – 1. (искусств.) Образующая эстетическое единство система цветовых тонов, их сочетаний и взаимоотношений в произведении искусства. 2. (перен.) Своеобразие кого-, чего-либо, ярко выраженная особенность.
Смежный – 1. Расположенный рядом с чем-либо, примыкающий, прилегающий к чему-либо. 2. (перен.) Непосредственно связанный с чем-либо, близкий к чему-либо.
Корректировать – 1. Вносить коррективы во что-либо, исправлять чьи-либо действия, вносить в них уточняющие изменения (в соответствии с ситуацией, новой информацией и т. п.). 2. (полигр.) Исправлять ошибки в корректуре, в тексте подготавливаемого к публикации издания. 3. (перен.) Передавать информацию о промахах для повышения точности стрельбы.
5. В каком словосочетании связь иная, чем управление?
а) мир образов
б) ритм рисунков
в) изобразительные средства
г) на полях рукописей
а) мир образов; мир (чего?) образов; управление
б) ритм рисунков; ритм (чего?) рисунков; управление
в) изобразительные средства; средства (какие?) изобразительные; согласование
г) на полях рукописей; на полях (чего?) рукописей; управление
Ответ: в словосочетании в) изобразительные средства связь иная, чем управление. В словосочетании связь согласование.
6. Замените словосочетание движения души синонимичным с подчинительной связью согласование.
- движения души – душевные движения
- движения души; движения (чего?) души; управление
- душевные движения; движения (какие?) душевные; согласование
7. Сколько грамматических основ в последнем предложении?
[Отсюда следует]1, (что анализ «рисунков на полях» должен вестись неотрывно от текста рукописей)2, (ибо рисунки эти, собственно, и являются «поэзией в росчерке пера»)3.
В данном предложении 3 грамматические основы.
8. Составьте схемы двух сложных предложений.
(Когда художник касается бумаги)1, [что-то рождается в мире]2!
(Когда - =)1, [- =]2!
(Если же он ещё и великий поэт)1, [то в сотворённый им мир привносятся особые свойства, выходящие за пределы поэтического творчества]2.
(Если - =)1, [то = -]2.
[Есть здесь и обратная связь]1, (ибо рука гения не только следует велениям души, но и корректирует их)2…
[= -]1, (ибо - =, но и =)2…
[Гений наполняет собой всё]1, (чего бы ни касался)2, и [перо рисующего следует тому же порыву]3, (что и перо пишущего)4.
[- =]1, (чего =)2, и [- =]3, (что -)4.
[Казалось бы, ясно]1: [рождённый поэтом, (что бы ни делал)3, всегда остаётся поэтом, а значит, так или иначе, всегда реализует свою «словесную программу»]2.
[=]1: [-, (=)3, =, а =]2.
[Неверно думать]1, (будто мир образов в поэтическом действе опредмечивает себя лишь в слове)2, (ибо реальное пространство Слова обладает безмерной ёмкостью)3.
[=]1, (будто - =)2, (ибо - =)3.
[Оттого Поэт и прибегает иной раз к видимым образам, отображая то]1, (что, так или иначе заявляя о себе, не находит места в слове)2.
[- =]1, (что =)2.
И [что удивительно]1: [муза поэта в этом случае как бы подстерегает воображение художника, помогая ему реализовать смежный мир образов]2, и, [что изумляет ещё больше]3, - [реализует самоё себя]4!..
И [- =]1: [- =]2, и, [- =]3, - [=]4!..
[Любопытно]1, (что у Пушкина почти нет «самостоятельных» рисунков)2, (где он стремился бы выразить тему специально, то есть отдельными от рукописи изобразительными средствами)3.
[=]1, (что =)2, (где - =)3.
[Отсюда следует]1, (что анализ «рисунков на полях» должен вестись неотрывно от текста рукописей)2, (ибо рисунки эти, собственно, и являются «поэзией в росчерке пера»)3.
[=]1, (что - =)2, (ибо - =)3.
9. Подготовьтесь к выразительному чтению.
10. Выполните творческое задание (по выбору). Напишите сжатое изложение или сочинение на одну из тем: «Чем привлекают нас рисунки А. Пушкина и М. Лермонтова», «Роль сложных предложений в речи».
1) изложение
Когда художник касается бумаги, в мире рождается нечто новое. Если художник является великим поэтом, то его творчество выходит за рамки обычного поэтического искусства. Рука гения не только следует велениям души, но и корректирует их.
Движения души Лермонтова, выраженные в его поэзии, рисунках и живописи, привлекают внимание своей дерзостью. Вникая в его произведения, становишься свидетелем и даже соучастником загадочного действа.
Рождённый поэтом всегда остаётся поэтом, реализуя свою «словесную программу». Однако мир образов в поэтическом творчестве не ограничивается только словом. Поэт иногда прибегает к видимым образам, чтобы отобразить то, что не находит места в слове.
Удивительно, что муза поэта помогает художнику реализовать смежный мир образов. У Пушкина почти нет самостоятельных рисунков, он прибегал к изображениям по мере «склонности» к ним его Музы. Поэтому анализ «рисунков на полях» должен вестись неотрывно от текста рукописей.
2) сочинение
Чем привлекают нас рисунки А. Пушкина и М. Лермонтова
Рисунки Александра Пушкина и Михаила Лермонтова привлекают нас своей уникальностью и глубиной. Они являются не просто дополнением к их литературному творчеству, но и самостоятельным выражением внутреннего мира поэтов.
Хотя Александр Пушкин не оставил обширного графического наследия, мы можем увидеть некоторые его рисунки на полях записей. Эти рисунки представляют собой настоящие произведения искусства. Они отражают его размышления, эмоции и даже сюжеты будущих произведений. Эти зарисовки позволяют нам глубже понять личность поэта и его творческий процесс.
Михаил Лермонтов, напротив, оставил после себя значительное количество рисунков. Его работы отличаются выразительностью и эмоциональностью. Они позволяют нам увидеть мир глазами поэта, почувствовать его настроение и переживания. Рисунки Лермонтова – это не просто иллюстрации, а самостоятельные произведения искусства, которые дополняют и обогащают его литературное наследие.
Оба поэта использовали графику как способ самовыражения, позволяющий передать то, что невозможно выразить словами. Их рисунки – это окно в их внутренний мир, позволяющее нам лучше понять их творчество и личность.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением