Упр.198 ГДЗ Пичугов Еремеева 9 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 198.1. Прочитайте отрывок из статьи, укажите ключевые слова. Озаглавьте текст....До нашего времени дошла лишь часть живописных и графических произведений Лермонтова,...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Пичугов, Еремеева 9 класс, Просвещение:
198.1. Прочитайте отрывок из статьи, укажите ключевые слова. Озаглавьте текст.
...До нашего времени дошла лишь часть живописных и графических произведений Лермонтова, которых, пожалуй,7 могло быть больше, если б великий поэт не раздаривал их не всегда достойным того друзьям и приятелям.
Итак, среди произведений поэта мы видим3 картины, написанные маслом, акварелью, а также8 множество чрезвычайно живых рисунков и зарисовок. И становится ясно, что поэт родился ещё и художником, которому лишь «злая судьба» помешала сравняться по силе с выдающимися мастерами своего времени!
И здесь возникают вопросы... В какой зависимости от поэзии была страсть поэта к изобразительному искусству? Насколько соотносим в нём гений поэта с одарённостью художника? Какими критериями следует оценивать творения Лермонтова-художника?..
Известно, что уже в детстве он получал домашние уроки рисования у педагогов, о художественных успехах которых, к сожалению," нам ничего не известно. Судя по тому, что рисунки Лермонтова с самого начала отличались удивительной живостью (чему не научишь), то можно предположить, что своенравный ученик отнюдь не отличался педантичностью в классных штудиях. Поэт потому, видимо, предпочёл перо карандашу, что оно чётче и яснее выражало озарение «здесь и сейчас», с лёгкостью позволяя набрасывать на бумаге мотивы и образы, тотчас посетившие воображение. Но, отдав предпочтение Слову, поэт, в раздумье над поэтическим выражением образов, «по примеру Пушкина» прибегал к изобразительным средствам, «уточняя» их пером и карандашом. Предпочитая сосредоточенное рисование, он имел для этого специальные альбомы. Полностью погружённый в то, что делал сейчас, поэт, видимо, не желал «сталкивать» между собой поэзию и искусство, пластическим ценностям которых отводил самостоятельное значение. Чуть ли не с самого начала «иной мир»
Лермонтова не вмещался в рамки слова, как бы широки они ни были. Потому, раздвигая возможности поэтической формы, как и самого стихосложения, поэт ощущал острую необходимость в изобразительном ряде, невыразимом какой бы то ни было словесной формой. И мир этот, одинаково ярко выраженный Лермонтовым и в рисунках, и в «нездешних» цветах его живописи, поистине удивителен!
(В. Сиротин)
Ключевые слова: Михаил Лермонтов, художник, изобразительное искусство, графика, живопись, творчество, вдохновение.
Название: Лермонтов: поэт и художник.
2. Выпишите слова, которые входят в тематическую группу «Живопись. Графика».
«Живопись. Графика»: масло, акварель, рисунки, зарисовки, карандаш, мотивы и образы, сосредоточенное рисование, альбомы, пластические ценности, изобразительный ряд, «нездешние» цвета, живопись, искусство.
3. Объясните значение слов: педантичность, штудия, критерии, пластический.
Педантичность – предельная точность и аккуратность в каких-либо действиях; чрезмерная склонность к соблюдению формальных требований, правил и т. п.
Штудия – (устар.) (искусств.) Учебный рисунок, набросок и т. п.
Критерии (книжн.) – признаки, по которым производится оценка, определение или классификация чего-либо.
Пластический – 1. Относящийся к пластике, свойственный пластике. 2. (разг.) То же, что пластичный; способный под давлением изменять форму, поддающийся деформации; также связанный с такой способностью, с деформациями.
4. Подберите синонимы к словам своенравный, чрезвычайно.
Своенравный – своевольный, несговорчивый, упрямый.
Чрезвычайно – особенно, необыкновенно, чересчур, весьма.
5. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?
а) Далеко не все живописные и графические произведения, созданные Лермонтовым, дошли до нашего времени.
б) Гений поэта сочетался с удивительной одарённостью художника.
в) Сложный внутренний мир Лермонтова не мог полностью выразить себя только с помощью слова.
г) В детстве Лермонтов не получал домашние уроки рисования.
а) Далеко не все живописные и графические произведения, созданные Лермонтовым, дошли до нашего времени.
«До нашего времени дошла лишь часть живописных и графических произведений Лермонтова, которых, пожалуй, могло быть больше, если б великий поэт не раздаривал их не всегда достойным того друзьям и приятелям».
б) Гений поэта сочетался с удивительной одарённостью художника.
«Поэт родился ещё и художником, которому лишь «злая судьба» помешала сравняться по силе с выдающимися мастерами своего времени!»
в) Сложный внутренний мир Лермонтова не мог полностью выразить себя только с помощью слова.
«Чуть ли не с самого начала «иной мир» Лермонтова не вмещался в рамки слова, как бы широки они ни были. Потому, раздвигая возможности поэтической формы, как и самого стихосложения, поэт ощущал острую необходимость в изобразительном ряде, невыразимом какой бы то ни было словесной формой».
г) В детстве Лермонтов не получал домашние уроки рисования.
«Известно, что уже в детстве он получал домашние уроки рисования у педагогов, о художественных успехах которых, к сожалению, нам ничего не известно».
Ответ: утверждение г) не соответствует содержанию текста.
6. Докажите, что это текст публицистического стиля. С помощью каких языковых средств автор статьи выражает не только мысли, но и отношение, эмоциональную оценку?
Докажите, что это текст публицистического стиля.
Цель публицистического текста: воздействие на читателя, а также предоставление какой-либо информации.
Среди лексических особенностей текста выделим яркую авторскую позицию, передачу информации в доступной широкому читателю форме, экспрессивность. В тексте также присутствуют термины и различные тропы (метафора, эпитет, синекдоха).
Среди морфологических особенностей выделим:
- сочетания существительное в именительном падеже + существительное в родительном падеже (уроки рисования; творения Лермонтова-художника)
- причастные и деепричастные обороты
В тексте много вводных слов, а также односоставных предложений. Также присутствуют риторические вопросы, что является характерным признаком публицистического текста.
С помощью каких языковых средств автор статьи выражает не только мысли, но и отношение, эмоциональную оценку?
- метафора (живые рисунки)
- эпитеты (нездешние цвета, злая судьба)
- синекдоха (отдав предпочтение Слову)
- риторические вопросы
- прямой порядок слов
- эмоционально-окрашенная лексика
7. Какое слово не является деепричастием?
а) предпочитая
б) уточняя
в) погружённый
г) раздвигая
а) предпочитая (что делая?) деепричастие)
б) уточняя (что делая?) деепричастие)
в) погружённый (какой?) причастие)
г) раздвигая (что делая?) деепричастие)
Ответ: слово в) погружённый не является деепричастием, оно является причастием.
8. Замените словосочетание живописные произведения синонимичным с подчинительной связью управление.
- живописные произведения – произведения живописи
- живописные произведения; произведения (какие?) живописные; согласование
- произведения живописи; произведения (чего?) живописи; управление
9. В каком словосочетании связь иная, чем примыкание?
а) поистине удивителен
б) яснее выражало
в) словесная форма
г) тотчас посетившие
д) ярко выраженный
а) поистине удивителен; удивителен (насколько?) поистине; примыкание
б) яснее выражало; выражало (как?) яснее; примыкание
в) словесная форма; форма (какая?) словесная; согласование
г) тотчас посетившие; посетившие (когда?) тотчас; примыкание
д) ярко выраженный; выраженный (как?) ярко; примыкание
Ответ: в словосочетании в) словесная форма связь иная, чем примыкание. В данном словосочетании связь согласование.
10. Какими примерами из текста можно проиллюстрировать правописание частиц бы, ни?
- если б (частица б со словами пишется раздельно)
- не (частица не с глаголами пишется раздельно) раздаривал
- не (частица не с наречиями времени пишется раздельно) всегда
- ничего не (есть зависимые слова; не известно (что?) ничего) известно
- не (частица не с глаголами пишется раздельно) научишь
- не (частица не с глаголами пишется раздельно) отличался
- не (частица не с глаголами пишется раздельно) вмещался
- как бы (частица бы со словами пишется раздельно)
- необходимость (слово без частицы не употреблять нельзя)
- невыразимом (слово без частицы не употреблять нельзя)
- какой бы то ни было (устойчивое сочетание слов)
- нездешних (можно заменить синонимом: чужых)
11. Выпишите предложения с вводными словами. Объясните знаки препинания, значение вводных слов и их роль в тексте.
До нашего времени дошла лишь часть живописных и графических произведений Лермонтова, (запятая разделяет части сложного предложения) которых, (запятой выделяется вводное слово) пожалуй, (запятой выделяется вводное слово) могло быть больше, (запятая разделяет части сложного предложения) если б великий поэт не раздаривал их не всегда достойным того друзьям и приятелям.
Пожалуй – выражает неуверенность.
Итак, (запятой выделяется вводное слово) среди произведений поэта мы видим картины, (запятой выделяется причастный оборот) написанные маслом, (запятая между однородными дополнениями) акварелью, (перед противительным союзом а всегда ставится запятая) а также множество чрезвычайно живых рисунков и зарисовок.
Итак – выражает порядок мыслей.
Известно, (запятой выделяется вводное слово) что уже в детстве он получал домашние уроки рисования у педагогов, (запятая разделяет части сложного предложения) о художественных успехах которых, (запятой выделяется вводное слово) к сожалению, (запятой выделяется вводное слово) нам ничего не известно.
Известно – указывает на источник сообщения.
К сожалению – выражает сожаление, неодобрение.
Поэт потому, (запятой выделяется вводное слово) видимо, (запятой выделяется вводное слово) предпочёл перо карандашу, (запятая разделяет части сложного предложения) что оно чётче и яснее выражало озарение «здесь и сейчас», (запятой выделяется деепричастный оборот) с лёгкостью позволяя набрасывал на бумаге мотивы и образы, (запятой выделяется причастный оборот) тотчас посетившие воображение.
Видимо – выражает неуверенность, возможность, предположение.
Полностью погружённый в то, (запятая разделяет части сложного предложения) что делал сейчас, (запятая разделяет части сложного предложения) поэт, (запятой выделяется вводное слово) видимо, (запятой выделяется вводное слово) не желал «сталкивать» между собой поэзию и искусство, (запятая разделяет части сложного предложения) пластическим ценностям которых отводил самостоятельное значение.
Видимо – выражает неуверенность, возможность, предположение.
12. Сколько грамматических основ в первом предложении?
[До нашего времени дошла лишь часть живописных и графических произведений Лермонтова]1, (которых, пожалуй, могло быть больше)2, (если б великий поэт не раздаривал их не всегда достойным того друзьям и приятелям)3.
В данном предложении 3 грамматические основы.
13. Выполните творческие задания. Напишите: 1) изложение (подробное или сжатое) или 2) сочинение-рассуждение на тему: «Вводные слова и их роль в речи».
1) изложение
До наших дней сохранилась лишь часть живописных и графических работ Лермонтова, которые могли ы быть многочисленнее, если бы поэт не раздаривал их. Среди его произведений есть картины, написанные маслом и акварелью, а также множество живых рисунков и зарисовок.
Лермонтов родился не только поэтом, но и художником, которому лишь «злая судьба» помешала сравняться по силе с выдающимися мастерами своего времени. Возникает вопрос о взаимосвязи поэзии и изобразительного искусства в его творчестве, а также о критериях оценки его работ как художника.
Уже в детстве Лермонтов получал домашние уроки рисования, но о его учителях мало что известно. Рисунки поэта с самого начала отличались живостью, что говорит о его своенравии и отсутствии педантичности в обучении. Предпочтение пера карандашу позволяло Лермонтову чётко и ясно выражать свои идеи.
Отдавая предпочтение слову, поэт использовал изобразительные средства для уточнения образов, а сосредоточенное рисование помогало ему полностью погрузиться в процесс. Лермонтов не хотел смешивать поэзию и искусство, придавая им самостоятельное значение. Его «ной мир» не вмещался в рамки слова, и поэт ощущал потребность в изобразительном ряде.
2) сочинение
Вводные слова и их роль в речи
Вводные слова играют значительную роль в речи, делая её более выразительной и точной. Они помогают автору выразить своё отношение к высказыванию, указать на источник информации, упорядочить мысли и привлечь внимание читателя или слушателя. Вводные слова могут указывать на уверенность или неуверенность говорящего, способствовать логической связи между предложениями, а также придавать тексту эмоциональную окраску.
Использование вводных слов делает речь более живой и убедительной, позволяя автору точнее донести свою мысль до аудитории. Они помогают структурировать текст, делая его более понятным и доступным для восприятия. Вводные слова могут служить средством привлечения внимания к определённой информации или подчёркивания важности какого-либо факта.
Вводные слова являются важным инструментом в арсенале каждого автора, позволяющим сделать речь более выразительной и убедительной. Они помогают лучше передать смысл высказывания, сделать его более понятным и запоминающимся для слушателей или читателей.
Морфологический анализ слова:
Видим
1. Видим – глагол (обозначает действие и отвечает на вопрос что делаем?).
2. Инфинитив: видеть.
3. Постоянные признаки:
- 2 спряжение
- переходный
- несовершенный вид
- невозвратный
4. Непостоянные признаки:
- изъявительное наклонение
- настоящее время
- множественное число
- 1-е лицо
5. В предложении является сказуемым (мы (что делаем?) видим).
Орфографический анализ слова:
Также
1. также
2. Правописание слов тоже/также; слово также можно заменить синонимичным словом тоже.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением