Упр.197 ГДЗ Пичугов Еремеева 9 класс (Русский язык)
Решение #1
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Пичугов, Еремеева 9 класс, Просвещение:
197. 1. Запишите отрывок из статьи В. Белинского, объясняя подчёркнутые орфограммы и пунктуацию.
…Сила воли есть один из главнейших признаков гения, (запятая разделяет части сложного предложения) есть его мерка. И как изумительно, (запятая между однородными обстоятельствами) как чудесно проявилась эта дивная сила в Ломоносове! Чтобы понять это вполне, (запятая разделяет части сложного предложения) надо забыть наше время, (запятая между однородными дополнениями) наши отношения, (запятая разделяет части сложного предложения) надо перенестись мыслью (разделительный мягкий знак перед гласной ю) в ту эпоху жизни России, (запятая разделяет части сложного предложения) когда грамотных людей можно было перечесть по пальцам, (запятая разделяет части сложного предложения) когда ученье (разделительный мягкий знак перед гласной е) было чем-то тождественным (в суффиксе –енн- пишется удвоенная нн) с колдовством, (запятая разделяет части сложного предложения) когда книга была редкостью (разделительный мягкий знак перед гласной ю) и неоценённым (в суффиксе -ённ- пишется удвоенная нн) сокровищем. И в это-то (частица то со словами пишется через дефис) время на берегу Ледовитого океана, (запятой выделяется уточняющее обстоятельство) на рубеже природы, (запятая между утоняющими обстоятельствами) в царстве смерти, (запятой выделяется уточняющее обстоятельство) родился у рыбака сын, (запятая разделяет части сложного предложения) который с чего-то забрал себе в голову, (запятая разделяет части сложного предложения) что ему надо непременно учиться, (надо (что делать?) учиться) (запятая разделяет части сложного предложения) что без ученья (разделительный мягкий знак перед гласной я) жизнь не в жизнь. Ему этого никто не толковал, (запятая разделяет части сложного предложения) как толкуют это нынче, (запятая разделяет части сложного предложения) его даже били за охоту к ученью, (разделительный мягкий знак перед гласной ю) (запятая разделяет части сложного предложения) как нынче бьют (разделительный мягкий знак перед гласной ю) за отвращение к науке.
2. Какова основная мысль текста? Каков его стиль?
Основная мысль: «сила воли есть один из главнейших признаков гения».
Стиль текста: публицистический.
3. Укажите средства связи между предложениями.
Средства связи между предложениями:
- союзы (и, чтобы)
- местоименная замена (Ломоносов – ему)
- указательные местоимения (это, этого)
4. Докажите, что это текст публицистического стиля.
...Сила воли есть один из главнейших признаков гения, есть его мерка. И как изумительно, как чудесно проявилась эта дивная сила в Ломоносове! Чтобы понять это вполне, надо забыть наше время, наши отношения, надо перенестись мыслью в ту эпоху жизни России, когда грамотных людей можно было перечесть по пальцам, когда ученье было чем-то тождественным5 с колдовством, когда книга была редкостью и неоценённым сокровищем. И в этоло время на берегу Ледовитого океана, на рубеже природы, в царстве смерти, родился у рыбака сын, который с чего-то забрал себе в голову, что ему надо непременно учиться, что без ученья жизнь не в жизнь. Ему этого никто не толковал, как толкуют это нынче, его даже били за охоту к ученью, как нынче бьют за отвращение к науке.
Цель публицистического текста – информирование читателей о каком-либо вопросе. Данный текст сообщает о гении Ломоносова. Также цель публицистического текста – воздействие на читателей.
В тексте используются различные художественно-выразительные средства, характерные для текстов публицистического стиля:
- восклицательное предложение
- слова с эмоциональной окраской
- повторяющиеся союзы (как… как; что… что)
- эпитеты (неоценённое сокровище)
- конструкции с обособленными членами предложения
- градация (никто не толковал, его даже били).
5. Составьте схемы сложноподчинённых предложений.
(Чтобы понять это вполне)1, [надо забыть наше время, наши отношения]2, [надо перенестись мыслью в ту эпоху жизни России]3, (когда грамотных людей можно было перечесть по пальцам)4, (когда ученье было чем-то тождественным с колдовством)5, (когда книга была редкостью и неоценённым сокровищем)6.
(Чтобы =)1, [=]2, [=]3, (когда =)4, (когда - =)5, (когда - =)6.
И [в это-то время на берегу Ледовитого океана, на рубеже природы, в царстве смерти, родился у рыбака сын]1, (который с чего-то забрал себе в голову)2, (что ему надо непременно учиться)3, (что без ученья жизнь не в жизнь)4.
И [= -]1, (который =)2, (что =)3, (что - =)4.
[Ему этого никто не толковал]1, (как толкуют это нынче)2, [его даже били за охоту к ученью]3, (как нынче бьют за отвращение к науке)4.
[- =]1, (как =)2, [=]3, (как =)4.
6. Подготовьтесь к самодиктанту.
…Сила воли есть один из главнейших признаков гения, есть его мерка. И как изумительно, как чудесно проявилась эта дивная сила в Ломоносове! Чтобы понять это вполне, надо забыть наше время, наши отношения, надо перенестись мыслью в ту эпоху жизни России, когда грамотных людей можно было перечесть по пальцам, когда ученье было чем-то тождественным с колдовством, когда книга была редкостью и неоценённым сокровищем. И в это-то время на берегу Ледовитого океана, на рубеже природы, в царстве смерти, родился у рыбака сын, который с чего-то забрал себе в голову, что ему надо непременно учиться, что без ученья жизнь не в жизнь. Ему этого никто не толковал, как толкуют это нынче, его даже били за охоту к ученью, как нынче бьют за отвращение к науке.
7. Напишите сжатое изложение.
Сила воли является одним из главных признаков гениальности, и она особенно ярко проявилась в личности Михаила Васильевича Ломоносова. Чтобы полностью осознать величие этой черты, необходимо перенестись мыслями в эпоху, когда грамотных людей можно было пересчитать по пальцам одной руки, а учение приравнивалось к магии. В те времена книга была редкостью и бесценным сокровищем.
Именно в таких условиях, на берегу Ледовитого океана, в царстве холода и смерти, родился сын рыбака Ломоносов. С самого детства он осознал необходимость получения образования, хотя никто не говорил ему об этом, как это делают сегодня. Напротив, его стремление к учёбе встречало сопротивление и даже приводило к побоям, как это бывает с теми, кто сегодня отвергает науку.
Лексический анализ слова:
Гения
1. Гений – лицо, обладающее высшей творческой способностью в научной, художественной или какой-либо другой сфере деятельности.
2. Многозначное слово.
Гений – 1. Высшая творческая способность в научной, художественной или какой-либо другой сфере деятельности. 2. Лицо, обладающее такой способностью. 3. (книжн.) Олицетворение, высшее проявление чего-либо. 4. (перен.) О человеке, оказывающем на кого-либо, на что-либо благодетельное или же дурное влияние, приносящем кому-либо пользу, счастье или же зло, вред. 5. (мифол.) Низшее божество, дух-покровитель человека, рода, местности.
3. Употреблено в прямом значении (2).
4. Синонимов нет.
5. Антонимы: бездарность, бездарь, заурядность
6. Заимствовано из латыни: genius – гений, дух.
7. Не является устаревшим.
8. Общеупотребительное.
9. Фразеологизмов со словом нет.
Тождественным
1. Тождественный – точно соответствующий кому-либо или чему-либо; такой же, как кто-либо или что-либо; одинаковый.
2. Однозначное слово.
3. Употреблено в прямом значении.
4. Синонимы: равный, одинаковый.
5. Антонимы: нетождественный, неодинаковый.
6. Исконное.
7. Не является устаревшим.
8. Относится к общеупотребительной лексике, но чаще встречается в письменной речи.
9. Фразеологизмов со словом нет.
Популярные решебники 9 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением