Параграф 19 ГДЗ Мединский Торкунов 10 класс (История)













Рассмотрим вариант решения задания из учебника Мединский, Торкунов 10 класс, Просвещение:
§ 19. «Великий перелом». Индустриализация
Каким образом Советскому Союзу удалось совершить форсированную индустриализацию?
В отсутствие внешних источников финансирования индустриализация была возможна только путём мобилизации внутренних ресурсов. Важным источником валютных поступлений являлись доходы от внешней торговли, монополия на которую сохранялась у государства. СССР экспортировал за границу зерно, лес, пушнину, золото. Продавались и художественные ценности. Полученные средства направлялись на закупку станков и оборудования. Под лозунгом «колокола на трактора» стали снимать церковные колокола с целью получения необходимой для промышленности бронзы и меди. Наиболее ценные колокола московских Данилова и Сретенского монастырей были проданы за границу. Увеличивалось налогообложение. Важным инструментом привлечения инвестиций стали займы у населения.
Также индустриализацию помогли совершить трудовой героизм советского народа, труд заключенных ГУЛАГ.
1. Почему Сталин выступил за переход от нэпа к индустриализации?
Страна, находившаяся в положении «осаждённой крепости», в любой момент могла подвергнуться агрессии из-за рубежа. Выживание СССР напрямую зависело от быстрого развития ведущих отраслей экономики, прежде всего тяжёлой промышленности. Это стало предпосылками для сворачивания нэпа и перехода на рельсы форсированного развития тяжёлой индустрии.
2. Какие ещё взгляды на выход страны из кризиса существовали в партии?
В 1925-1929 гг. обсуждались различные пути дальнейшего экономического развития. Группа Н. Бухарина, А. Рыкова и М. Томского, основываясь на разработках учёных-экономистов, выступала за сбалансированное развитие тяжёлой и лёгкой промышленности. Предлагалось максимально использовать рыночные механизмы, товарно-денежные отношения, развивать частное предпринимательство, не допускать резкого падения уровня жизни рабочего класса и крестьянства.
3. Почему победил сталинский курс?
Подход, предложенный противниками Сталина, требовал длительного периода спокойного развития, что в свете угрозы войны представляло смертельные риски.
1. Когда был взят курс на индустриализацию?
В конце 1925 г. на XIV съезде ВКП(б) был взят курс на индустриализацию. Её цель заключалась в обеспечении экономической независимости СССР путём первоочередного развития тяжёлой и оборонной промышленности.
На что был нацелен первый пятилетний план?
Первый пятилетний план был нацелен на строительство новых предприятий и начало индустриализации.
2. Каковы были основные источники осуществления индустриализации?
В отсутствие внешних источников финансирования индустриализация была возможна только путём мобилизации внутренних ресурсов. Важным источником валютных поступлений являлись доходы от внешней торговли, монополия на которую сохранялась у государства. СССР экспортировал за границу зерно, лес, пушнину, золото. Продавались и художественные ценности. Полученные средства направлялись на закупку станков и оборудования. Под лозунгом «колокола на трактора» стали снимать церковные колокола с целью получения необходимой для промышленности бронзы и меди. Наиболее ценные колокола московских Данилова и Сретенского монастырей были проданы за границу. Увеличивалось налогообложение. Важным инструментом привлечения инвестиций стали займы у населения.
Что такое «великий перелом»?
«Великий перелом» — это термин, обозначающий радикальные социально-экономические изменения в СССР, связанные с индустриализацией.
Какие отрасли промышленности в ходе индустриализации получили приоритетное развитие? Почему именно они?
В первую очередь в ходе индустриализации развивалась тяжела и оборонная промышленность, потому что именно эти отрасли промышленности были необходимы для защиты страны.
Подготовьте сообщение о том, каким образом происходило строительство канала Москва – Волга.
Строительство канала Москва-Волга (ныне канал имени Москвы) стало одним из крупнейших инфраструктурных проектов Советского Союза в 1930-е годы. Канал был построен с целью соединить Москву с Волгой, обеспечив водоснабжение столицы, улучшив транспортное сообщение и повысив экономическую значимость региона.
Идея строительства канала для обеспечения Москвы питьевой водой существовала еще в дореволюционные времена, однако только в 1931 году был принят конкретный план строительства. Проект был частью масштабных планов индустриализации и модернизации СССР, направленных на развитие водных путей и улучшение инфраструктуры.
Работы начались в 1932 году, и проект выполнялся под руководством НКВД. Основную часть рабочей силы составляли заключённые, задействованные в системе ГУЛАГа. Для строительства были созданы специальные исправительно-трудовые лагеря, где трудилось до 200 тысяч человек. Труд заключённых сыграл ключевую роль в ускорении процесса постройки.
В 1937 году строительство канала было завершено досрочно. Канал стал стратегически важным объектом не только для водоснабжения Москвы, но и для развития водного транспорта, который связал столицу с крупнейшими речными артериями России.
Канал позволил не только решить проблему водоснабжения Москвы, но и способствовал развитию грузового и пассажирского судоходства, связав столицу с Волгой, а через неё — с Каспийским морем, Волго-Балтийским водным путём и Северной Двиной.
Какую роль в индустриализации сыграл труд заключенных системы ГУЛАГ?
При строительстве новых заводов и фабрик, освоении природных богатств использовался труд заключённых и спецпереселенцев. Ими были построены каналы Беломоро-Балтийский и Москва - Волга. Заключённые были задействованы также в дорожном и аэродромном строительстве. Многие опытные руководители наркоматов, промышленных предприятий были арестованы за срывы плановых заданий. С 1929 г. в системе ОГПУ-НКВД стали создаваться специальные технические бюро (в народе названные «шарашками»), где осуждённые учёные и конструкторы продолжали свои разработки по важнейшим направлениям, прежде всего связанным с оборонной промышленностью. Например, с 1937 по 1941 г. в таких условиях работал выдающийся советский авиаконструктор А. Туполев.
Проанализируйте данные, представленные в таблице. Какие выводы вы можете сделать?
СССР за короткий период времени смогли значительно нарастить промышленность. Выработка стали, чугуна и электроэнергии выросли в несколько раз. Темпы развития промышленности СССР являлись самыми быстрыми среди стран Европы и США.
1. Каковы были итоги промышленного развития СССР к концу 1930-х гг.?
В 1930-е гг. в СССР были созданы новые промышленные центры, началось развитие промышленности на востоке страны.
Возникли принципиально новые отрасли промышленности: тракторостроение (Сталинградский, Харьковский, Челябинский заводы); авиастроение (Москва, Воронеж, Комсомольск-на-Амуре); автомобилестроение (Москва, Горький); моторостроение (Ярославль, Рыбинск). На Севере (Молотовск) и Дальнем Востоке (Комсомольск-на-Амуре) выросли крупнейшие центры военного судостроения. Высокого уровня достигло развитие химической промышленности (Березниковский комбинат, Воронежский завод синтетического каучука, Горловский азотно-туковый завод и др.), энергетики (Днепрогэс). Появились станкостроительные заводы (Киев, Москва), заводы тяжёлого машиностроения (Уралмаш), сельхозмашиностроения (Ростов-на-Дону).
В мае 1935 г. в Москве была открыта первая линия метро протяжённостью более 11 км. В городах трамваи постепенно заменялись автобусами и троллейбусами.
Ударной стройкой стало строительство Туркестано-Сибирской железной дороги (Турксиб). В 1931 г. она соединила Урало-Сибирский регион с Казахстаном и среднеазиатскими республиками.
2. Какие изменения в ходе индустриализации произошли в численности и составе рабочего класса?
Значительные изменения произошли в социальном составе населения. В вузах и техникумах было подготовлено свыше 2 млн специалистов для различных отраслей народного хозяйства, составивших советскую научно-техническую интеллигенцию. Численность рабочего класса на 1940 г. составила 29 млн человек.
1. Рассмотрите плакаты в начале параграфа и объясните, с какой целью они выпускались.
Плакаты выпускались с целью мобилизовать общество на выполнение задач пятилетних планов, которые были направлены на форсированную индустриализацию страны. Эти плакаты пропагандировали успехи индустриализации, стимулировали трудовой энтузиазм и поднимали престиж рабочих профессий, способствуя популяризации идей социалистического строительства.
2. Какие задачи была призвана решить форсированная индустриализация? Сформулируйте не менее трёх задач.
• Превращение СССР из аграрной страны в индустриальную державу
• Обеспечение экономической независимости от Запада, в том числе за счёт развития тяжёлой промышленности и производства собственных машин и оборудования
• Укрепление обороноспособности страны, подготовка промышленности к возможной войне
3. Почему кризис 1929-1933 гг. и Великая депрессия практически не затронули советскую экономику?
СССР не был интегрирован в мировую капиталистическую экономику, что уберегло страну от кризисов, характерных для рыночных систем. Централизованное плановое хозяйство позволило избежать экономических спадов, вызванных колебаниями рыночного спроса и предложения. В то время как страны Запада сталкивались с кризисом перепроизводства, СССР увеличивал объёмы промышленного производства в рамках пятилетних планов.
4. В параграфе отмечаются возросшие темпы роста городского населения страны в 1930-е гг. Укажите не менее трёх причин, заставлявших жителей деревень переселяться в города.
• Развитие промышленности создавало новые рабочие места, что привлекало население из деревни в индустриальные центры
• Городская жизнь предлагала лучшую социальную инфраструктуру: доступ к образованию, медицине и услугам
• В городе также развивалось образование, были вузы
5. Первая пятилетка прошла под лозунгом «Техника решает всё!». Лозунг II пятилетки - «Кадры решают всё!». О чём они свидетельствуют?
Лозунги свидетельствуют о смене приоритетов индустриализации. Первая пятилетка акцентировала внимание на важности внедрения новой техники и модернизации производства, в то время как вторая пятилетка подчёркивала значение квалифицированных кадров, которые должны были освоить и эффективно использовать новую технику.
6. Используя дополнительные источники информации, подготовьте сообщение (презентацию) о процессе индустриализации в 1930-е гг. в вашем регионе.
Урал стал одним из главных промышленных центров СССР в ходе индустриализации. Здесь строились такие гиганты промышленности, как Магнитогорский металлургический комбинат и Челябинский тракторный завод. Эти предприятия играли ключевую роль в обеспечении страны металлом и техникой, способствовали экономическому росту региона и в значительной степени определили его стратегическое значение в годы Великой Отечественной войны.
7*. Сравните развитие промышленности СССР и стран Запада в 1930-е гг. Какие сходства и различия можно найти в этих процессах?
Сходства:
• И СССР, и страны Запада, несмотря на различия в экономических системах, стремились к технологическому обновлению и модернизации производства
• В обоих случаях большое внимание уделялось тяжёлой промышленности и механизации
Различия:
• В СССР индустриализация проводилась по плановой модели с акцентом на создание военной и тяжёлой промышленности, тогда как на Западе действовала рыночная экономика с конкурентной борьбой
• Великая депрессия замедлила промышленное развитие Запада, тогда как в СССР наблюдался быстрый рост благодаря централизованному планированию
• СССР проводил насильственные методы, такие как коллективизация, в то время как на Западе развивались демократические институты и рынок
8. Сравните модернизационную политику С. Витте и индустриализацию 1930-х гг. Выделите и назовите общие и отличительные черты.
Общие черты:
• Оба периода характеризуются попытками ускоренной модернизации и развития промышленности
• Витте и сталинская индустриализация придавали большое значение развитию железных дорог и тяжёлой промышленности
Отличительные черты:
• Политика Витте была более либеральной, опиралась на иностранные кредиты и инвестиции, а индустриализация 1930-х гг. проводилась за счёт внутренних ресурсов
• Индустриализация 1930-х сопровождалась насильственной коллективизацией и репрессиями, тогда как политика Витте не предполагала столь жёстких мер
• Витте сосредотачивался на привлечении частных капиталов, в то время как в сталинскую эпоху вся экономика была национализирована
Расположите в хронологическом порядке следующие события:
1) статья Сталина «Год великого перелома» – 1929 г
2) начало «нового курса» Ф. Рузвельта – 1933 г
3) отмена карточной системы – 1934 г
4) «Шахтинское дело» – 1928 г
5) закрытие бирж труда в СССР – 1930 г
Ответ: 4, 1, 5, 2, 3
Раскройте смысл понятия «пятилетка».
Пятилетка — это экономический план, рассчитанный на пять лет, целью которого являлось достижение определённых показателей в развитии промышленности, сельского хозяйства и других отраслей экономики в СССР.
Приведите два исторических факта, конкретизирующих данное понятие применительно к истории России. Приведённые факты не должны содержаться в данном вами определении понятия.
Первая пятилетка (1928-1932 гг.) имела целью форсированную индустриализацию. За этот период в СССР были построены такие крупные промышленные объекты, как Днепрогэс и Магнитогорский металлургический комбинат, что способствовало ускоренному развитию тяжёлой промышленности.
Вторая пятилетка (1933-1937 гг.) была посвящена увеличению производства средств производства и акценту на подготовку квалифицированных кадров. В этот период был разработан и реализован лозунг «Кадры решают всё», подчёркивающий важность человеческого капитала в достижении экономических целей.
1. Какие задачи стояли перед страной при проведении индустриализации?
• Создание передовой технической и индустриальной базы для социалистической реконструкции народного хозяйства
• Превращение СССР из аграрной страны в индустриально развитое государство
• Достижение экономической независимости и ускорение роста тяжёлой промышленности, транспорта, и сельского хозяйства
• Повышение военного потенциала для защиты страны в условиях нестабильной международной обстановки
2. Какие значимые результаты I пятилетки отражены в тексте документа?
• Выполнение пятилетки досрочно — за четыре года и три месяца
• Создание собственной индустриальной базы для дальнейшей модернизации страны
• Превращение СССР из отсталой, мелкокрестьянской страны в одну из наиболее технико-экономически развитых стран мира
• Сравнение успехов СССР с кризисной ситуацией в капиталистических странах, подчёркивая рост безработицы и нищеты на Западе
3. В чём вы видите плюсы и минусы форсированной индустриализации страны?
Плюсы:
• Быстрое развитие тяжёлой промышленности и транспорта
• Обеспечение страны индустриальной базой, что позволило подготовиться к возможным военным конфликтам
• Независимость от капиталистических стран в плане экономики и технологий
Минусы:
• Высокие человеческие и социальные издержки: эксплуатация труда, ухудшение уровня жизни населения, нехватка товаров первой необходимости
• Ограничение ресурсов на потребление для населения
• Перекосы в экономике, когда преимущественное внимание уделялось тяжёлой промышленности в ущерб лёгкой промышленности и сельскому хозяйству.
Согласны ли вы с приведённой позицией? Свой ответ аргументируйте.
Я согласна с позицией Логинова, так как его аргументация отражает реальность того времени. СССР действительно был вынужден жертвовать благосостоянием населения ради быстрого экономического роста, что было необходимо для превращения в индустриальную державу в условиях внешнеполитической угрозы и мирового кризиса. Высокие темпы индустриализации стали важным фактором выживания и усиления страны на мировой арене, несмотря на серьёзные социальные издержки.
Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа и обоснуйте его 2-3 аргументами.
В отсутствие внешних источников финансирования индустриализация была возможна только путём мобилизации внутренних ресурсов. Важным источником валютных поступлений являлись доходы от внешней торговли, монополия на которую сохранялась у государства. СССР экспортировал за границу зерно, лес, пушнину, золото. Продавались и художественные ценности. Полученные средства направлялись на закупку станков и оборудования. Под лозунгом «колокола на трактора» стали снимать церковные колокола с целью получения необходимой для промышленности бронзы и меди. Наиболее ценные колокола московских Данилова и Сретенского монастырей были проданы за границу. Увеличивалось налогообложение. Важным инструментом привлечения инвестиций стали займы у населения.
Также индустриализацию помогли совершить трудовой героизм советского народа, труд заключенных ГУЛАГ.
Похожие решебники
Популярные решебники 10 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением