Параграф 22-23 ГДЗ Мединский Торкунов 10 класс (История)

Изображение § 22-23. Культурное пространство советского общества в 1930-е гг.: создание «нового человека». Развитие науки, образования, здравоохраненияКак политическое развитие...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Мединский, Торкунов 10 класс, Просвещение:
§ 22-23. Культурное пространство советского общества в 1930-е гг.: создание «нового человека». Развитие науки, образования, здравоохранения
Как политическое развитие страны в 1930-е гг. влияло на развитие культуры?
Искусство и культура использовались как инструмент пропаганды для продвижения идей коммунизма, индустриализации и коллективизации, формируя "нового человека". Политика построения социализма способствовала развитию образования, здравоохранения.
Выделите героев и рекордсменов, на которых старалась равняться вся страна. Укажите их основные достижения.
Первыми Героями Советского Союза в 1934 г. стали полярные лётчики А. Ляпидевский, С. Леваневский, В. Молоков, Н. Каманин, М. Слепнёв, М. Водопьянов, И. Доронин за спасение терпящих бедствие во льдах Северного Ледовитого океана пассажиров и членов экипажа парохода «Челюскин».
Образ героев-исследователей прочно закрепился за экипажем первой в мире дрейфующей полярной станции у Северного полюса во главе с И. Папаниным (1937-1938).
Летом 1937 г. советские лётчики В. Чкалов, Г. Байдуков и A. Беляков на самолете АНТ-25 в тяжелейших погодных условиях совершили первый в истории беспосадочный межконтинентальный авиаперелёт из СССР в США через Северный полюс.
Женщинами-героями были отважные советские лётчицы B. Гризодубова, П. Осипенко и М. Раскова, совершившие в 1938 г. беспосадочный перелёт из Москвы на Дальний Восток и установившие рекорд по дальности полёта среди женщин.
Огромный вклад в освоение Арктики внёс О. Шмидт. В 1932 г. на ледоколе «Александр Сибиряков» он совершил первое в истории плавание по Северному морскому пути в течение одной навигации.
Примеру донецкого шахтёра А. Стаханова (перевыполнившего план в 14 раз) последовали представители других профессий: кузнец Горьковского автозавода A. Бусыгин, ивановские ткачихи-многостаночницы Виноградовы, донбасский машинист Пётр Кривонос. Сталевар мариупольского завода имени Ильича Макар Мазай в 1936 г. установил мировой рекорд съёма стали (15 т вместо нормы в 8 т).
В 1933 г. одна из первых трактористок П. Ангелина организовала женскую тракторную бригаду, успешно перевыполнявшую задания. Движение женщин-трактористок стало невероятно популярным в народе.
Как развивалось школьное образование в 1930-е гг.? С чем это связано?
Индустриализация потребовала серьёзного повышения уровня общего и профессионального образования. В школьную практику вернулись методы обучения и воспитания, от которых отказались в первые послереволюционные годы: уроки, предметы, расписание, оценки и строгая дисциплина. Перерабатывались школьные программы, создавались новые учебники. В 1934 г. было восстановлено преподавание географии и истории.
Широкое развитие в практике советской педагогики получили идеи А. Макаренко, главным девизом которого было: «Как можно больше требования к человеку и как можно больше уважения к нему».
Быстрыми темпами развивалась система среднего специального и высшего образования. Развернулась масштабная подготовка специалистов - выходцев из рабочих и крестьянских семей. Вузы и техникумы были созданы во всех регионах страны.
Каких успехов добилась советская наука в 1930-е гг.?
Получила мировое признание советская физическая школа, связанная с именами С. Вавилова (проблемы оптики), А. Иоффе (изучение физики кристаллов и полупроводников), П. Капицы (исследования в области микрофизики), Л. Мандельштама (труды в области радиофизики и оптики) и др. Советские физики начали интенсивное исследование атомного ядра (Д. Иваненко, Д. Скобельцын, Б. и И. Курчатовы и др.). Активно развивались исследования в области реактивного движения. В 1930-х гг. были испытаны первые советские ракеты.
В короткие сроки отечественными учёными были разработаны новые виды самолётов, станков, турбин, паровозов, тракторов, комбайнов.
Весомый вклад в прикладную науку внесли работы учёных-химиков Н. Зелинского, Н. Курнакова, А. Фаворского, А. Баха, C. Лебедева. Был открыт способ производства синтетического каучука, началось производство искусственных волокон, пластмасс, ценных органических продуктов и т. д.
Мировыми достижениями стали работы советских биологов Н. Вавилова, Д. Прянишникова, В. Вильямса, В. Пустовойта. Значительных успехов достигли советская математическая наука, астрономия, механика, физиология.
Советские геологи открыли богатые месторождения нефти (между Уралом и Волгой), угля (в Подмосковном и Кузнецком бассейнах), железной руды (на Урале и под Курском). Шло активное исследование Севера. И. Губкин стал основателем советской нефтяной геологии.
Были развёрнуты интенсивные работы по созданию новых образцов оружия и военной техники. Огромное значение приобрели работы авиаконструкторов Н. Поликарпова, А. Туполева, А. Яковлева др. Новые виды оружия создавали Ф. Токарев, В. Грабин и др.
Охарактеризуйте развитие советской системы здравоохранения в 1930-е гг.
Была создана доступная для всего населения сеть медицинских учреждений: фельдшерско-акушерские пункты на селе, участковые поликлиники в городах, районные и областные больницы, специализированные институты. На промышленных предприятиях создавались здравпункты для оказания первой медицинской помощи, ведомственные медучреждения.
По всей стране шло строительство современных поликлиник и больниц. Оказание медицинской помощи стало полностью бесплатным.
По всей стране заработала сеть родильных домов и детских поликлиник. При рождении детей государство выплачивало пособия.
Были созданы диспансеры для борьбы с туберкулёзом и алкоголизмом. Для предотвращения инфекционных заболеваний проводилась обязательная вакцинация населения. Советские учёные-медики изобрели и испытали вакцины против многих болезней, которые раньше считались смертельными.
По всей стране открывались новые медицинские вузы.
1*. Какие задачи возлагала советская власть на «нового человека»?
Стратегической целью Советского государства было объявлено построение справедливого социалистического общества. В этом обществе должны жить новые - сильные, высоконравственные, образованные - люди. Поэтому одной из главнейших задач стало формирование всесторонне развитого человека.
Какими качествами личности должен был обладать гражданин в СССР?
Ему должны быть присущи беззаветная верность Родине, ненависть к её врагам, высокая трудовая дисциплина, безупречные личные нравственные качества и интернационализм.
2. Используя дополнительные источники информации, подготовьте сообщение (презентацию) о любом деятеле науки 1930-х гг. (по своему выбору).
Сергей Павлович Королёв (1907–1966) – советский учёный, инженер и конструктор, внёсший неоценимый вклад в развитие ракетостроения и космонавтики. В 1930-е годы Королёв работал над созданием ракетных двигателей на жидком топливе. В этот период он был частью исследовательских групп, занимавшихся разработкой первых реактивных двигателей в СССР, что впоследствии стало основой для создания баллистических ракет и космических аппаратов.
Несмотря на репрессии и аресты в конце 1930-х годов, Королёв продолжил свою работу после освобождения, став главным конструктором советской космической программы. Его усилиями СССР стал первой страной, отправившей человека в космос.
3. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Культурное пространство советского общества в 1930-е гг.». Составьте сложный план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.
1. Формирование «нового человека»
a. Герои, на которых равнялись
b. Рекордсмены, на которых равнялись
2. Власть и церковь
3. Культурная революция
a. Развитие образование
b. Ликвидация безграмотности
4. Достижения отечественной науки в 1930-е
a. Физика
b. Химия
c. Биология и медицина
d. Вооружение
e. География и геология
5. Развитие здравоохранения
4. Приведите несколько примеров взаимодействия советских и зарубежных учёных в 1930-е гг.
П. Л. Капица долгое время работал в лаборатории Резерфорда в Великобритании, где получил признание за исследования в области физики низких температур. Капица поддерживал научные контакты с западными учёными даже после своего возвращения в СССР.
Физики Игорь Тамм и Пол Дирак поддерживали научные контакты в области квантовой механики и теоретической физики. Их переписка и обсуждения способствовали развитию этой области.
5. Какие религиозные объекты были разрушены на территории вашего региона в советские годы? Подготовьте небольшое сообщение (презентацию) об одном из них, используя дополнительные источники информации.
Храм Святителя Николая в Екатеринбурге был разрушен в 1930-е годы в ходе антирелигиозной кампании, проводимой советскими властями. Это был один из крупных религиозных объектов города, построенный в XIX веке. В период коллективизации и форсированной индустриализации многие храмы, монастыри и другие религиозные учреждения были закрыты, разрушены или переоборудованы под хозяйственные нужды. Храм Святителя Николая был снесён, а его территория использована для промышленных целей.
6*. Привлекая дополнительные источники информации, узнайте подробности о жизни и деятельности советского писателя А. Гайдара.
Аркадий Петрович Гайдар (1904–1941) – советский писатель, автор знаменитой повести «Тимур и его команда». Гайдар начал свою военную карьеру в юном возрасте, участвовав в Гражданской войне. Его произведения, наполненные патриотизмом, воспитывали в молодёжи чувство долга и преданности Родине. Гайдар оказал значительное влияние на советскую литературу для детей и подростков, пропагандируя активную гражданскую позицию и помощь обществу.
Раскройте смысл понятия «культурная революция».
Культурная революция – это процесс массовых изменений в сфере культуры, образования и науки, проводившийся в СССР с целью формирования новой советской интеллигенции, воспитания коммунистической идеологии и разрушения старой культурной системы.
Приведите два исторических факта, конкретизирующих данное понятие применительно к истории России.
В 1920-1930-е годы была проведена широкомасштабная кампания по обучению неграмотных граждан, что привело к резкому росту уровня образования.
Введение контроля над деятельностью творческих союзов и научных учреждений, включение их в централизованную систему управления культурой.
1. Какие изменения в системе образования вводились данным постановлением?
• Обязательное начальное обучение для детей 8-11 лет с 1930/31 учебного года
• Введение обязательного обучения для подростков 11-15 лет, которые не прошли начальный курс, через ускоренные программы
• Обязательное семилетнее образование для учеников в промышленных районах, рабочих посёлках и фабрично-заводских зонах
• Активное развитие школ для колхозной молодёжи, как дневных, так и вечерних, с целью охвата основной массы крестьянской молодёжи к концу пятилетки
Чем они были обусловлены?
Эти изменения были обусловлены потребностью в массовой грамотности и квалифицированной рабочей силе для выполнения задач индустриализации и коллективизации, а также стремлением создать новое социалистическое общество с высоким уровнем образования.
2. Какими средствами должны были быть выполнены решения постановления?
• Увеличение количества педагогических институтов, техникумов и курсов для подготовки преподавателей
• Введение специальных ускоренных школ для подростков и сельской молодёжи, не прошедших начальную школу
• Улучшение материальных условий для педагогов, особенно работающих в сельской местности, чтобы привлечь кадры к работе в системе всеобщего обучения
3. Почему большое внимание уделялось подготовке педагогических кадров?
• Массовое расширение системы образования требовало значительного увеличения числа учителей для обеспечения обязательного обучения
• Качество образования зависело от подготовки педагогов, способных эффективно обучать новые поколения в условиях стремительного роста числа учащихся
• Подготовленные педагоги могли способствовать формированию грамотной и квалифицированной рабочей силы, необходимой для реализации экономических планов страны
Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа и обоснуйте его 2-3 аргументами.
Искусство и культура использовались как инструмент пропаганды для продвижения идей коммунизма, индустриализации и коллективизации, формируя "нового человека". Политика построения социализма способствовала развитию образования, здравоохранения.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением