Параграф 19 ГДЗ Тетради-тренажёра Котова Лискова 11 класс (Обществознание)

Изображение Глава III. Человек и закон§ 19. Современные подходы к пониманию права1. Прочитайте текст и ответьте на вопросы, используя разноцветные ручки или маркеры.«Одна из...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Котова, Лискова 11 класс, Просвещение:
Глава III. Человек и закон
§ 19. Современные подходы к пониманию права
1. Прочитайте текст и ответьте на вопросы, используя разноцветные ручки или маркеры.
«Одна из основных особенностей объективного (позитивного) права как основы юридических врав и обязанностей заключается в том, что оно представляет собой нормативное образование... Норма, рассматриваемая «вообще», — это общее правило поведения, действующее непрерывно во времени в отношении неопределённого круга лиц и неограниченного количества случаев («неисчерпаемость» правила)... Норма наделена на то, чтобы в отношениях между людьми существовало нечто постоянное, устойчивое — общий критерий, с которым бы сообразовывалось их поведение.
Надо заметить, что слово «норма» имеет и другое, причём широко распространённое значение. Под нормой (нормальным) часто понимается естественное состояние, т. е. обычное, оптимальное, «здоровое» положение вещей, соответствующее объективным требованиям жизни, экономическим и духовным факторам, естественно-природным требованиям... При этом норма как общее правило нередко совпадает с нормой как естественным (нормальным) состоянием...
Нормам права присуще всё то, что характерно для норм «вообще». Вместе с тем следует ещё раз сказать о том, что в юридической области — области публичной, государственной жизни достоинства норм приобретают новое качество — они как бы возводятся в степень.
Юридическая норма — это не просто общее, а общеобязательное правило поведения, выраженное в законах, иных признаваемых государством источниках и выступающее в качестве основания и критерия правомерно-дозволенного с юридической стороны (а также юридически запрещённого и предписанного) поведения субъектов права. И это сообщает юридическим нормам и устанавливаемому ими порядку не только устойчивость и твёрдость, но и способность придавать социальному регулированию всеобщий характер — распространять данный порядок отношений на всё общество (или, напротив, ограничивать, локализовать действие общеобязательных норм одним регионом или тем или иным участком общественной жизни, допустим, отношениями в области Общественного транспорта).
Каждая юридическая норма (особенно норма, выраженная в законе) представляет собой своего рода интеллектуальное явление, некоторое обобщение тех индивидуальных случаев, их особенностей, которые встречаются в жизни, и тех типизированных решений, которые здесь должны наступать.
Каким же образом определённые требования (иные положения) о поведении людей становятся юридическими нормами — общеобязательными эталонами для решения конкретных жизненных ситуаций? Главное здесь — это те способы (формы), при помощи которых эти требования, иные положения приобретают публичный характер — становятся основой обязательных, юридически императивных последствий.
Существует три способа формирования и существования позитивного права как публичного явления — института государственной жизни. Они (с известной долей условности) могут быть названы так:
— обычное право (право, выраженное преимущественно в обычаях);
— право судей (право, создаваемое преимущественно судом);
— право законодателя (право, создаваемое путём законодательной деятельности государством)».
(С. С. Алексеев)
1) Какие два значения слова «норма» приведены в тексте? (Подчеркните соответствующие положения текста.) Проиллюстрируйте примером каждое из них.
1) Обращаться на «вы» к старшим или высшим по статусу
2) Нормальное давление человека – 120/80
2) Как автор определил юридическую норму? (Подчеркните соответствующие положения текста.).
3) Как автор объясняет всеобщий характер юридических норм? (Подчеркните соответствующие- положения текста.)
4) В чём, по мнению автора, проявляется интеллектуальность юридических норм? (Подчеркните соответствующее положение текста.)
5) Как автор определил источник (форму) права? Какие источники (формы) права названы в тексте?
6) На примере любого вида социальных норм покажите черты их сходства с правом и черты их отличия от правовых норм.
Вид социальных норм: нормы морали
Черты сходства с правом:
Принадлежность к социальным нормам, регулирование поведения, сохранение развития общества как целого, базируется на спра-ведливости, выступают мерой свободы.
Черты отличия от права:
• Мораль сформирована раньше права
• Мораль разрознена, в одном государстве – одно право
• Мораль – в общественном сознании, право – в конституции
• Мораль не обладает логической стройностью
• Различные средства и методы реализации использования соблюдения прав (общественная теория и государственное принуждение)
2. Известный учёный-правовед выделил несколько основных этапов правового прогресса. Используя текст учебника, знания истории и права, поясните сущность каждого из этапов, заполнив таблицу.
Обогащение позитивного права естественно-правовыми идеями и ценностями
Этот этап характеризуется включением в позитивное право (право, установленное государством) идей и ценностей естественного права (права, вытекающего из природы человека). Это может включать в себя признание и защиту прав человека, равенства перед законом, свободы слова и других фундаментальных ценностей.
Утверждение начал правового государства
На этом этапе происходит утверждение принципов правового государства, что означает, что государство само подчиняется закону и уважает права и свободы граждан. Это включает в себя разделение властей, независимость судебной власти, верховенство права и другие принципы.
Возвышение частного права
Возвышение частного права означает усиление защиты прав и интересов частных лиц, особенно в сфере гражданских и коммерческих отношений. Это может включать в себя развитие договорного права, защиту собственности, защиту прав потребителей и т.д.
Возвышение и развитие правосудия
На этом этапе происходит усиление и развитие системы правосудия, что включает в себя улучшение качества и эффективности судебной системы, обеспечение доступа к правосудию для всех граждан, независимость и профессионализм судей и т.д.
3. Среди законов и иных нормативных правовых актов выделяются кодексы (например, Гражданский, Семейный, Трудовой, Уголовный и др.). Объясните смысл кодификации нормативных правовых актов.
Кодификация нормативных правовых актов представляет собой процесс систематизации и упорядочения действующих нормативных правовых актов в определенной области права. В результате кодификации создается единый нормативный правовой акт, который содержит все нормы, регулирующие данную область права.
Все ли нормативные правовые акты могут быть кодифицированы? Поясните свой ответ.
Нет, не все нормативные правовые акты могут быть кодифицированы. Например, некоторые отрасли права, такие как административное право или процессуальное право, могут быть слишком сложными и разнообразными, чтобы быть полностью охваченными одним кодексом.
4. Проиллюстрируйте примерами различные формы реализации права, заполнив таблицу.
Использование (субъект осуществляет свои права)
Соблюдение (субъект следует установленным запретам)
Исполнение (субъект совершает активные действия во исполнение своих обязанностей)
Гражданин голосует на выборах
Гражданин не ворует и не совершает других преступлений
Работник выполняет свои трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором
5. Какой смысл юристы вкладывают в термин «законотворческий процесс»?
Законотворческий процесс — это процесс создания, обсуждения, принятия и вступления в силу законов, который включает в себя различные этапы и требует участия различных субъектов.
6. Ниже приведён перечень субъектов. Все они, за исключением двух, относятся к субъектам законодательной инициативы.
1) Президент РФ; 2) члены Совета Федерации; 3) кандидаты в депутаты Государственной Думы; 4) директор школы; 5) Правительство РФ; 6) городская дума.
Найдите и обведите цифры, под которыми указаны субъекты, выпадающие из этого ряда.
Ответ: 3, 4
7. Заполните таблицу.
8. Практическая работа.
На примере любого закона (например, Конституций РФ или ФЗ «Об образовании в Российской Федерации») изучите его структуру и найдите следующие элементы:
1) реквизиты (полное наименование закона; полное наименование подписавшего его должностного лица; дата принятия (одобрения) закона и регистрационный номер);
"Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года.
2) преамбулу (если есть), части и статьи закона;
Преамбула:
«Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Части:
• Глава 1. Основы конституционного строя
• Глава 2. Права и свободы человека и гражданина
• Глава 3. Федеративное устройство
• Глава 4. Президент Российской Федерации
• Глава 5. Федеральное Собрание
• Глава 6. Правительство Российской Федерации
• Глава 7. Судебная власть и прокуратура
• Глава 8. Местное самоуправление
• Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции
3) отсылочные статьи (указания на другие статьи, законы и т. п.).
Примеры отсылочных статей: 81, 83, 25, 29, 36 и др.
II. Заключительные и переходные положения
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением

Похожие решебники