Параграф 21 ГДЗ Тетради-тренажёра Котова Лискова 11 класс (Обществознание)
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Котова, Лискова 11 класс, Просвещение:
§ 21. Экологическое право
1. Объясните смысл терминов:
Благоприятная окружающая среда — это среда, в которой созданы все условия для нормальной жизнедеятельности человека и других организмов.
Чистота окружающей среды — это состояние окружающей среды, при котором она не содержит вредных для здоровья человека и других живых организмов веществ.
Видовое разнообразие окружающей среды — это разнообразие видов живых организмов, обитающих в определённой экосистеме.
Эстетическое богатство окружающей среды — это богатство и разнообразие природных ландшафтов, которые могут вызывать у человека эстетические чувства.
2. Ниже приведены некоторые принципы, лежащие в основе государственной политики в области охраны окружающей среды. Объясните сущность каждого (для понимания отдельных терминов при необходимости обращайтесь к словарю), заполнив таблицу.
Принцип
Презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности
Учёт природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности
Приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов
Соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством
Участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды
Международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны окружающей среды
Объяснение
любая деятельность, которая может оказать воздействие на окружающую среду, считается потенциально опасной до тех пор, пока не будет доказано обратное
при принятии решений о развитии территорий необходимо учитывать их природные особенности, а также социально-экономические условия
при планировании и осуществлении хозяйственной деятельности необходимо отдавать предпочтение сохранению естественных экосистем и природных комплексов
граждане имеют право на доступ к информации о состоянии окружающей среды и участие в принятии решений, которые могут повлиять на их здоровье и благополучие
граждане и общественные организации могут активно участвовать в охране окружающей среды, в том числе путем проведения общественных слушаний, экологической экспертизы и других форм участия
Россия активно участвует в международном сотрудничестве по вопросам охраны окружающей среды, включая выполнение международных обязательств и обмен опытом с другими странами
3. Заполните схему.
Объекты охраны окружающей среды:
• Земля, недра, почва
• Атмосфера
• Космос
• Животный мир
• Растительный мир
• Подземные и поверхностные воды
4. Одним из элементов государственной политики в области охраны окружающей среды является установление различных нормативов. Каковы цели экологического нормирования?
• Установление предельно допустимых воздействий на окружающую среду
• Обеспечение безопасности и здоровья людей
• Сохранение природных ресурсов и биоразнообразия
• Обеспечение устойчивого развития
На основе текста учебника заполните схему.
5. Назовите и проиллюстрируйте примерами три способа, которыми граждане могут защитить своё право на благоприятную окружающую среду.
Граждане могут обратиться в органы государственной власти и управления с жалобами или предложениями по вопросам, связанным с охраной окружающей среды. Например, если гражданин обнаружил незаконную свалку мусора, он может обратиться в местную администрацию или в органы экологического контроля.
Граждане имеют право обратиться в суд для защиты своих прав на благоприятную окружающую среду. Например, если предприятие нарушает экологическое законодательство и это приводит к ухуд-шению качества окружающей среды, граждане могут подать иск в суд.
Граждане могут участвовать в общественных слушаниях и обсуждениях, связанных с планированием и осуществлением хозяйственной и иной деятельности, которая может повлиять на окружающую среду. Например, если планируется строительство промышленного объекта, граждане могут участвовать в общест-венных слушаниях и высказывать свои мнения и предложения.
6. В 2002 и 2012 гг. социологической службой были проведены опросы совершеннолетних граждан. Им задавали вопрос: «Как вы и ваша семья участвуете в сохранении природной среды?»
Результаты опросов (в % от числа отвечавших) представлены в диаграмме.
Сделайте не менее четырёх выводов об участии граждан страны Z в сохранении природной среды.
Количество людей, участвующих в озеленении своего населенного пункта, уменьшилось.
Количество людей, использующих экономичные бытовые электроприборы, увеличилось.
Количество людей, участвующих в экологических акциях, не изменилось.
Количество людей, экономящих воду, увеличилось.
Прокомментируйте любые два из сделанных вами выводов.
Уменьшение количества людей, участвующих в озеленении своего населенного пункта, может быть связано с различными факторами, включая недостаток времени, отсутствие интереса или неосведомленность о важности озеленения. Увеличение количества людей, использующих экономичные бытовые электроприборы, может быть связано с ростом осведомленности о важности энергосбережения и влиянии на окружающую среду.
Как вы и ваша семья участвуете в сохранении природной среды?
Я и моя семья стараемся участвовать в сохранении природной среды, следуя принципам устойчивого развития. Мы разделяем отходы, используем многоразовые сумки для покупок, экономим воду и электроэнергию. Кроме того, мы участвуем в местных экологических акциях, таких как уборка мусора в парках и лесах. Мы также стараемся распространять информацию о важности сохранения природной среды среди наших друзей и знакомых.
7. Проанализируйте высказывание и выполните задания.
«Если человек зависит от природы, то и она от него зависит: она его сделала - он её переделывает» (А. Франс (1844-1924), французский писатель).
Как вы понимаете смысл высказывания?
Смысл высказывания заключается в том, что человек, будучи созданным природой, в свою очередь оказывает на неё влияние, переделывая её.
С помощью каких обществоведческих терминов можно раскрыть смысл поднятой автором проблемы?
Общество, природа, взаимодействие, влияние.
Составьте план, на основе которого вы будете раскрывать проблему, поднятую автором высказывания.
1. Взаимосвязь общества и природы.
2. Влияние общества на природу.
3. Примеры воздействия человека на природу.
4. Положительное и отрицательное влияние общества на природу.
5. Необходимость сохранения природы и экологической безопасности.
Приведите примеры, иллюстрирующие основные идеи нескольких пунктов плана.
1. Воздействие человека на природу в процессе хозяйственной деятельности.
2. Глобальное потепление, изменение климата, сокращение озонового слоя, загрязнение воздуха и воды, уничтожение лесов как результат активной деятельности человека.
Похожие решебники
Популярные решебники 11 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением