Упр.158 ГДЗ Гусарова 10 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 158. Прочитайте афоризмы Э. Кроткого. Объясните их смысл. Найдите и выпишите антонимы, определите их стилистическую роль. Назовите контекстуальные антонимы.1) Сколько...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Гусарова 10 класс, Просвещение:
158. Прочитайте афоризмы Э. Кроткого. Объясните их смысл. Найдите и выпишите антонимы, определите их стилистическую роль. Назовите контекстуальные антонимы.
1) Сколько времени ни теряешь, а лет всё прибавляется. 2) Даже о плохих людях надо писать хорошие рассказы. 3) Радиоприёмник сближает нас с отдалёнными странами и ссорит с ближайшими соседями. 4) Если ты хорош — будь собой. Если плох — будь кем-нибудь другим. 5) Хваля автора, перевирают его фамилию, браня — никогда. 6) Мысль о худшем делает плохое хорошим. 7) Съедобный гриб прячется, ядовитый всегда на виду. 8) Богатый бережёт ноги, бедный — обувь. 9) Нахватал тьму знаний, а до света так и не дошёл. 10) Чтобы рассмотреть холмик, надо приблизиться к нему. Чтобы увидеть гору, надо отойти от неё подальше. 11) Исписанная бумага либо дешевле, либо дороже чистой, смотря по тому, кто её исписал. 12) У него была хорошая память на плохое и плохая — на хорошее. 13) Не горюй о потерянном — радуйся найденному. 14) О нём нельзя было сказать, что он живёт чужим умом. Он жил своей глупостью. 15) Шумная слава лучше тихого помешательства. 16) Бездарность легче прощают человеку, чем талант. 17) Он был уже лыс, но писал всё ещё кудряво. 18) Она говорила немного по-французски и очень много по телефону. 19) Шутил, боясь быть серьёзным. Смеялся, чтоб не зарыдать. 20) Чем меньше мыслей у писателя, тем больше у него слов. 21) Ученье — свет, неучёных — тьма. 22) До близких далеко, до далёких близко, — вот и ходишь к далёким. 23) Если бы он зарыл свой сомнительный талант в землю, из земли выросла бы несомненная бездарность. 24) О присутствующих не говорят, об отсутствующих злословят. 25) Люди хуже, чем они хотят казаться, и лучше, чем они кажутся. 26) Лёгкое отношение к жизни делает её тяжёлой. 27) Великие платят за искусство жизнью, маленькие — зарабатывают им на жизнь. 28) Прошлое страшно тем, что оно крадёт у нас будущее.
Прочитайте афоризмы Э. Кроткого. Объясните их смысл.
1. Сколько времени ни теряешь, а лет всё прибавляется.
Значение:
Афоризм «Сколько времени ни теряешь, а лет всё прибавляется» имеет глубокий смысл и иронический оттенок. Она подчеркивает, что, несмотря на то, как мы проводим свое время, годы все равно идут своим чередом и прибавляются. Это выражение можно интерпретировать следующим образом:
1. Ирония над временем: независимо от того, как мы используем свое время, оно все равно проходит. Мы можем тратить его на важные дела или на пустые занятия, но годы продолжают идти вперед.
2. Напоминание о ценности времени: фраза напоминает нам о том, что время – это ценный ресурс, который нужно использовать с умом. Даже если мы теряем время на что-то несущественное, годы все равно прибавляются, и мы становимся старше.
3. Философский взгляд на жизнь: это выражение может служить напоминанием о том, что жизнь коротка и нужно ценить каждый момент. Мы можем тратить время на разные вещи, но в конечном итоге все равно будем стареть.
Таким образом, эта фраза не только подчеркивает иронию времени, но и служит напоминанием о важности его использования с пользой и смыслом.
2. Даже о плохих людях надо писать хорошие рассказы.
Значение:
Афоризм «Даже о плохих людях надо писать хорошие рассказы» имеет глубокий смысл и несколько интерпретаций:
1. Объективность и справедливость: это выражение подчеркивает важность объективного подхода к описанию людей, даже если они вызывают негативные эмоции. Писатели и рассказчики должны стремиться к справедливости и не поддаваться личным предубеждениям.
2. Искусство и творчество: здесь акцент делается на том, что искусство и литература могут служить средством для переосмысления и понимания даже отрицательных персонажей. Через художественное слово можно показать сложность человеческой натуры и многогранность характеров.
3. Моральное воспитание: фраза также может указывать на важность морального воспитания и развития эмпатии через литературу. Читая о плохих людях, мы можем лучше понять их мотивы и поступки, что способствует развитию критического мышления и способности к состраданию.
4. Эстетическая ценность: даже рассказы о плохих людях могут иметь эстетическую ценность, если они написаны мастерски и вызывают у читателя глубокие эмоции и размышления.
Таким образом, эта фраза призывает к более глубокому и многогранному подходу к созданию литературных произведений, подчеркивая важность объективности, творчества и моральных аспектов в искусстве.
3. Радиоприёмник сближает нас с отдалёнными странами и ссорит с ближайшими соседями.
Значение:
Афоризм «Радиоприёмник сближает нас с отдалёнными странами и ссорит с ближайшими соседями» имеет глубокий смысл и несколько интерпретаций:
1. Культурное обогащение: радиоприёмник позволяет нам узнавать о культурах и традициях других стран, расширяя наши горизонты и создавая чувство общности с людьми из разных уголков мира.
2. Информационный обмен: благодаря радио мы получаем доступ к новостям, музыке, литературе и другим формам информации, что способствует культурному обмену и сближению с отдаленными странами.
3. Разделение интересов: однако, в то же время, радиоприёмник может стать причиной конфликтов с ближайшими соседями. Разные радиостанции могут транслировать противоречивую информацию, что может вызывать разногласия и споры между соседями.
4. Влияние на восприятие: радиоприёмник может формировать наше восприятие мира, создавая иллюзию близости с одними странами и отдаляя нас от других. Это может приводить к конфликтам на уровне личных и общественных отношений.
Таким образом, эта фраза подчеркивает как положительные, так и отрицательные аспекты использования радиоприёмника, указывая на его способность сближать нас с одними и отдалять от других.
4. Если ты хорош – будь собой. Если плох – будь кем-нибудь другим.
Значение:
Афоризм «Если ты хорош – будь собой. Если плох будь кем-нибудь другим» имеет глубокий смысл и несколько интерпретаций:
1. Самовыражение и аутентичность: когда человек хорош, ему следует оставаться собой и выражать свои истинные качества и таланты. Это подчеркивает важность аутентичности и искренности в достижении успеха.
2. Маскировка и адаптация: если человек чувствует себя плохо или неуверенно, ему может быть полезно временно примерить на себя другую роль или образ. Это может помочь скрыть недостатки и адаптироваться к ситуации, чтобы чувствовать себя более уверенно.
3. Личностный рост и самосовершенствование: фраза также может служить напоминанием о необходимости работать над собой и стремиться к лучшему. Если человек чувствует, что ему нужно измениться или улучшить свои качества, он может попробовать примерить на себя новые роли или образы, чтобы найти путь к самосовершенствованию.
4. Социальная адаптация: в некоторых контекстах эта фраза может указывать на важность адаптации к социальным нормам и ожиданиям. В зависимости от ситуации, человеку может быть полезно временно изменить свое поведение или образ, чтобы лучше вписаться в окружение.
Таким образом, эта фраза подчеркивает важность аутентичности и искренности в достижении успеха, а также необходимость адаптации и самосовершенствования в различных жизненных ситуациях.
5. Хваля автора, перевирают его фамилию, браня – никогда.
Значение:
Афоризм «Хваля автора, перевирают его фамилию, браня никогда» имеет глубокий смысл и несколько интерпретаций:
1. Ирония и критика: это выражение иронично подчеркивает, что при похвале автора часто искажают его фамилию, что может свидетельствовать о недостаточной осведомленности или невнимательности. В то время как при критике фамилия автора остается неизменной, что может указывать на более внимательное отношение к деталям.
2. Восприятие и репутация: это также может говорить о том, что при похвале автор может быть более снисходительно воспринят, и его фамилия может быть искажена из-за восхищения или незнания. В то время как при критике фамилия остается неизменной, что подчеркивает важность точности и внимания к деталям в негативных отзывах.
3. Отношение к критике и похвале: фраза может служить напоминанием о том, что критика требует большей точности и внимания к деталям, в то время как похвала может быть более снисходительной и менее внимательной к мелочам.
4. Ирония над восприятием: это выражение может служить ироническим комментарием на тему того, как люди воспринимают и запоминают информацию. При похвале фамилия может быть искажена из-за восхищения, а при критике - из-за внимания к деталям.
Таким образом, эта фраза подчеркивает иронию и различия в восприятии и отношении к авторам в зависимости от того, хвалят их или критикуют.
6. Мысль о худшем делает плохое хорошим.
Значение:
Афоризм «Мысль о худшем делает плохое хорошим» имеет глубокий смысл и несколько интерпретаций:
1. Перспектива и оценка: когда мы думаем о худшем, что могло бы произойти, мы начинаем ценить то, что имеем, и то, что происходит с нами, как нечто хорошее. Это помогает нам переосмыслить ситуацию и увидеть положительные стороны в том, что казалось плохим.
2. Сравнение и контраст: мысль о худшем позволяет нам сравнить текущую ситуацию с тем, что могло бы быть хуже. Это помогает нам осознать, что на самом деле все не так плохо, и что мы можем быть благодарны за то, что имеем.
3. Оптимизм и мотивация: эта фраза также может служить мотивацией для поиска положительных сторон в любой ситуации. Когда мы осознаем, что могло бы быть хуже, это помогает нам сохранять оптимизм и находить силы для преодоления трудностей.
4. Эволюция восприятия: со временем, когда мы переживаем различные ситуации, мысль о худшем может изменить наше восприятие плохого на более позитивное. Мы начинаем видеть в плохом уроки и возможности для роста.
Таким образом, эта фраза подчеркивает важность позитивного мышления и способности видеть хорошее даже в самых трудных ситуациях, благодаря сравнению с худшим возможным исходом.
7. Съедобный гриб прячется, ядовитый всегда на виду.
Значение:
Афоризм «Съедобный гриб прячется, ядовитый всегда на виду» имеет глубокий смысл и несколько интерпретаций:
1. Маскировка и безопасность: съедобные грибы часто прячутся в тени деревьев, под листьями или в труднодоступных местах, что делает их менее заметными для неопытных грибников. Это помогает им избежать случайного сбора и употребления. В то время как ядовитые грибы часто растут на открытых местах, привлекая внимание своей яркостью и доступностью, что может быть опасно для тех, кто не умеет их различать.
2. Естественный отбор и эволюция: съедобные грибы, которые прячутся, могут быть более приспособлены к выживанию, так как они менее подвержены случайному сбору и уничтожению. Ядовитые грибы, наоборот, могут привлекать внимание своей яркостью, что может быть частью их эволюционного механизма для распространения спор.
3. Осторожность и внимательность: эта фраза служит напоминанием о необходимости быть внимательными и осторожными при сборе грибов. Съедобные грибы требуют более тщательного поиска и внимательного осмотра, чтобы избежать путаницы с ядовитыми видами.
4. Символика и метафора: в более широком смысле, эта фраза может символизировать скрытые возможности и опасности в жизни. Съедобные грибы, спрятанные от взгляда, могут представлять скрытые блага и достижения, которые требуют усилий для их обнаружения. В то время как ядовитые грибы, всегда на виду, могут символизировать явные, но опасные соблазны.
Таким образом, эта фраза подчеркивает важность внимательности, осторожности, чтобы избежать опасностей и найти скрытые блага.
8. Богатый бережёт ноги, бедный – обувь.
Значение:
Афоризм «Богатый бережёт ноги, бедный обувь» имеет глубокий смысл и несколько интерпретаций:
1. Забота о здоровье: богатый человек может заботиться о своих ногах, избегая неудобной обуви и выбирая качественные материалы, чтобы сохранить здоровье ног. Бедный человек, напротив, вынужден беречь обувь, так как не может позволить себе часто её менять и вынужден ремонтировать старую.
2. Экономическая рациональность: богатый человек может позволить себе покупать качественную обувь, которая дольше служит и требует меньше ухода. Бедный человек, наоборот, вынужден экономить на обуви, поэтому он больше заботится о её сохранности и ремонте.
3. Социальная дифференциация: эта фраза может указывать на различия в образе жизни и приоритетах богатых и бедных. Богатые могут уделять больше внимания своему комфорту и здоровью, в то время как бедные вынуждены больше заботиться о том, чтобы их обувь служила как можно дольше.
4. Символика и метафора: в более широком смысле, эта фраза может символизировать различия в жизненных приоритетах и стратегиях. Богатые могут стремиться к долгосрочным инвестициям в здоровье и комфорт, в то время как бедные вынуждены больше заботиться о повседневных нуждах и выживании.
Таким образом, эта фраза подчеркивает различия в подходах к жизни и заботе о себе у людей с разным уровнем достатка, а также важность рационального использования ресурсов и заботы о здоровье.
9. Нахватал тьму знаний, а до света так и не дошёл.
Значение:
Афоризм «Нахватал тьму знаний, а до света так и не дошёл» имеет глубокий смысл и несколько интерпретаций:
1. Поверхностное знание: человек может накопить множество информации, но не углубиться в её понимание и применение. Знания остаются поверхностными, не приносящими истинного света и понимания.
2. Ирония и самоирония: это выражение может использоваться для ироничного описания ситуации, когда человек стремится к знаниям, но не достигает глубокого понимания и мудрости.
3. Разрыв между теорией и практикой: человек может обладать большим объемом теоретических знаний, но не уметь применять их на практике. Это приводит к тому, что он не достигает истинного понимания и света, который приходит с опытом.
4. Эгоцентризм и самообман: фраза может указывать на то, что человек может считать себя знающим, но на самом деле его знания ограничены и не приносят истинного света и понимания.
5. Метафора и символика: в более широком смысле, это выражение может символизировать разрыв между накоплением информации и истинным просвещением и мудростью.
Таким образом, эта фраза подчеркивает важность не только накопления знаний, но и их глубокого понимания и применения, чтобы достичь истинного света и мудрости.
10. Чтобы рассмотреть холмик, надо приблизиться к нему. Чтобы увидеть гору, надо отойти от неё подальше.
Значение:
Афоризм «Чтобы рассмотреть холмик, надо приблизиться к нему. Чтобы увидеть гору, надо отойти от неё подальше» имеет глубокий смысл и несколько интерпретаций:
1. Перспектива и масштаб: чтобы увидеть детали холмика, нужно подойти к нему ближе, так как с близкого расстояния можно рассмотреть его особенности и мелкие детали. Однако, чтобы увидеть гору целиком, нужно отойти от неё на достаточное расстояние, чтобы оценить её масштаб и величие.
2. Понимание и восприятие: эта фраза может символизировать процесс восприятия и понимания. Чтобы понять и оценить мелкие детали и нюансы, нужно быть ближе к объекту. Однако, чтобы увидеть общую картину и масштаб, нужно отойти и взглянуть на ситуацию с более широкой перспективы.
3. Эмоциональное восприятие: холмик может символизировать мелкие, повседневные заботы и проблемы, которые требуют нашего внимания и усилий для их решения. Гора же может представлять более крупные, долгосрочные цели и задачи, которые требуют от нас отойти от повседневных забот и взглянуть на них с более высокой точки зрения.
4. Эволюция восприятия: эта фраза может отражать процесс эволюции нашего восприятия и понимания мира. Мы начинаем с близкого рассмотрения деталей, а затем переходим к более широкому взгляду на общую картину.
5. Символика и метафора: в более широком смысле, эта фраза может символизировать необходимость баланса между вниманием к деталям и общим видением. Она напоминает нам о важности как микро, так и макроперспективы в нашей жизни и деятельности.
Таким образом, эта фраза подчеркивает важность баланса между вниманием к деталям и общим видением, а также необходимость изменения перспективы для полного понимания и восприятия окружающего мира.
11. Исписанная бумага либо дешевле, либо дороже чистой, смотря по тому, кто её исписал.
Значение:
Афоризм «Исписанная бумага либо дешевле, либо дороже чистой, смотря по тому, кто её исписал» имеет глубокий смысл и несколько интерпретаций:
1. Ценность и значимость: исписанная бумага может быть либо дешевле, либо дороже чистой в зависимости от того, кто её исписал. Если это известный или талантливый человек, его записи могут иметь большую ценность для коллекционеров и исследователей. В этом случае исписанная бумага становится дороже. Если же это обычный человек или текст не представляет особой ценности, то исписанная бумага может быть дешевле чистой.
2. Историческая и культурная ценность: исписанная бумага может иметь историческую или культурную ценность, если она связана с важными событиями или личностями. Например, письма или дневники известных людей могут быть ценными для исследователей и коллекционеров. В этом случае исписанная бумага становится дороже.
3. Эмоциональная и личная ценность: для некоторых людей исписанная бумага может иметь эмоциональную или личную ценность, даже если текст не представляет особой исторической или культурной значимости. Например, письма от близких людей или личные заметки могут быть дороги сердцу владельца. В этом случае исписанная бумага также может быть дороже чистой.
4. Символика и метафора: в более широком смысле, эта фраза может символизировать ценность и значимость вещей в зависимости от контекста и восприятия. Она напоминает нам о том, что ценность может быть субъективной и зависеть от того, кто и как её воспринимает.
Таким образом, эта фраза подчеркивает, что ценность исписанной бумаги может варьироваться в зависимости от её автора и содержания, что делает её либо более, либо менее ценной по сравнению с чистой бумагой.
12. У него была хорошая память на плохое и плохая – на хорошее.
Значение:
Афоризм «У него была хорошая память на плохое и плохая – на хорошее» имеет глубокий смысл и несколько интерпретаций:
1. Негативный опыт: человек может лучше запоминать негативные события и переживания, так как они вызывают более сильные эмоции и оставляют более глубокий след в памяти. Это может быть связано с тем, что негативные события воспринимаются как более значимые и важные для нашего выживания.
2. Эмоциональная окраска: плохие события часто сопровождаются сильными эмоциями, такими как страх, гнев или грусть, что способствует их лучшему запоминанию. В то время как хорошие события могут восприниматься как нечто само собой разумеющееся и поэтому забываться быстрее.
3. Психологические аспекты: это может быть связано с защитными механизмами психики, которые стремятся сохранить память о негативных событиях, чтобы избежать их повторения в будущем. В то время как позитивные события могут восприниматься как менее важные для выживания и поэтому забываться быстрее.
4. Символика и метафора: в более широком смысле, эта фраза может символизировать склонность человека фокусироваться на негативе и забывать о положительных моментах. Это может приводить к общему негативному восприятию жизни и снижению уровня счастья.
Таким образом, эта фраза подчеркивает, что люди часто лучше запоминают негативные события и переживания, что может влиять на их общее восприятие и эмоциональное состояние.
13. Не горюй о потерянном – радуйся найденному.
Значение:
Афоризм «Не горюй о потерянном радуйся найденному» имеет глубокий смысл и несколько интерпретаций:
1. Принятие изменений: эта фраза призывает не зацикливаться на утратах и потерях, а находить радость в том, что было найдено. Она напоминает нам о том, что жизнь полна перемен, и важно уметь адаптироваться к ним и находить положительные моменты в каждом новом опыте.
2. Благодарность и оптимизм: вместо того чтобы сосредотачиваться на том, что было утрачено, стоит ценить то, что было найдено. Это помогает развивать благодарность и оптимизм, что способствует улучшению общего эмоционального состояния.
3. Ценность настоящего момента: фраза подчеркивает важность ценить текущий момент и находить радость в нем, а не жить прошлым или беспокоиться о будущем. Это помогает жить более осознанно и наслаждаться каждым днем.
4. Перспектива и баланс: она напоминает о необходимости поддерживать баланс между грустью по утраченному и радостью от найденного. Это помогает сохранять эмоциональное равновесие и не впадать в крайности.
5. Символика и метафора: в более широком смысле, эта фраза может символизировать необходимость находить радость и смысл в жизни, несмотря на потери и трудности. Она напоминает о том, что каждый новый день приносит новые возможности и радости.
Таким образом, эта фраза подчеркивает важность умения находить радость в настоящем и ценить то, что было найдено, вместо того чтобы горевать о потерянном.
14. О нём нельзя было сказать, что он живёт чужим умом. Он жил своей глупостью.
Значение:
Афоризм «О нём нельзя было сказать, что он живёт чужим умом. Он жил своей глупостью» имеет глубокий смысл и несколько интерпретаций:
1. Самостоятельность и независимость: эта фраза подчеркивает, что человек не зависит от чужих мнений и решений, а живет согласно своим собственным, возможно, не всегда разумным, поступкам. Это может указывать на его стремление к самостоятельности и независимости в принятии решений.
2. Самоирония и критика: фраза может быть использована с долей самоиронии, когда человек признает свои ошибки и недостатки, но при этом не стремится их изменить. Это может быть способом принятия себя таким, какой есть, и не бояться критики со стороны других.
3. Символика и метафора: в более широком смысле, эта фраза может символизировать человека, который живет в своем собственном мире, руководствуясь своими собственными заблуждениями и ошибками. Это может указывать на его уникальность и индивидуальность, даже если его действия кажутся глупыми или неправильными.
4. Эмоциональная окраска: фраза может использоваться для выражения негативного отношения к чьим-то поступкам или решениям, подчеркивая их глупость и неразумность.
Таким образом, эта фраза может иметь как положительные, так и отрицательные коннотации, в зависимости от контекста и отношения говорящего к описываемому человеку.
15. Шумная слава лучше тихого помешательства.
Значение:
Афоризм «Шумная слава лучше тихого помешательства» имеет глубокий смысл и несколько интерпретаций:
1. Общественное признание: эта фраза подчеркивает, что шумная слава, то есть общественное признание и известность, лучше, чем тихое помешательство, которое может означать одиночество, изоляцию или даже психическое расстройство. Общественное признание приносит радость и удовлетворение, в то время как одиночество и изоляция могут привести к негативным последствиям для психического здоровья.
2. Социальное взаимодействие: шумная слава подразумевает активное участие в общественной жизни, взаимодействие с другими людьми и возможность делиться своими достижениями. Это может способствовать чувству принадлежности и значимости. В то время как тихое помешательство может означать отсутствие таких взаимодействий и чувство отчуждения.
3. Эмоциональная поддержка: шумная слава часто сопровождается поддержкой и одобрением со стороны окружающих, что может быть важным для эмоционального благополучия. В то время как тихое помешательство может означать отсутствие такой поддержки и чувство одиночества.
4. Символика и метафора: в более широком смысле, эта фраза может символизировать выбор между общественным признанием и успехом, с одной стороны, и одиночеством и изоляцией, с другой. Она напоминает о важности социального взаимодействия и признания для психического здоровья и благополучия.
Таким образом, эта фраза подчеркивает, что общественное признание и шумная слава предпочтительнее одиночества и тихого помешательства, так как они способствуют лучшему эмоциональному и психическому состоянию человека.
16. Бездарность легче прощают человеку, чем талант.
Значение:
Афоризм «Бездарность легче прощают человеку, чем талант» имеет глубокий смысл и несколько интерпретаций:
1. Общественное восприятие: эта фраза указывает на то, что общество часто более снисходительно относится к людям, которые не проявляют выдающихся способностей или талантов. Бездарность может восприниматься как нечто естественное и ожидаемое, в то время как талант вызывает зависть, ревность и даже неприятие.
2. Социальные ожидания: люди часто ожидают от талантливых людей высоких результатов и достижений, что создает дополнительное давление и требования. В то время как от бездарных людей не ожидают многого, и их неудачи воспринимаются как нечто само собой разумеющееся.
3. Зависть и конкуренция: талант может вызывать зависть и конкуренцию, особенно в профессиональной среде. Бездарные люди, напротив, не представляют угрозы и не вызывают такого сильного соперничества.
4. Символика и метафора: в более широком смысле, эта фраза может символизировать трудности, с которыми сталкиваются талантливые люди в обществе. Она напоминает о том, что талант часто требует больших усилий и жертв, и что общество не всегда готово принять и поддержать таких людей.
Таким образом, эта фраза подчеркивает, что бездарность воспринимается обществом более снисходительно и терпимо, чем талант, что может создавать дополнительные трудности для талантливых людей и их самореализации.
17. Он был уже лыс, но писал всё ещё кудряво.
Значение:
Афоризм «Он был уже лыс, но писал всё ещё кудряво» имеет несколько интерпретаций:
1. Ирония и несоответствие: эта фраза подчеркивает несоответствие между внешним видом человека (лысый) и его стилем письма (кудряво). Это может указывать на то, что человек продолжает выражать свои мысли и идеи в яркой и выразительной манере, несмотря на изменения в его внешности.
2. Символика и метафора: в более широком смысле, эта фраза может символизировать несоответствие между внутренним миром человека и его внешним обликом. Это может указывать на то, что внутренние качества и способности человека не зависят от его внешности.
3. Самоирония и юмор: фраза может использоваться с долей самоиронии, когда человек признает свои внешние изменения, но подчеркивает, что его внутренний мир и творческие способности остаются неизменными.
4. Эмоциональная окраска: эта фраза может использоваться для выражения удивления или даже насмешки над несоответствием между внешним видом и внутренним содержанием человека.
Таким образом, эта фраза подчеркивает, что внутренние качества и способности человека могут не зависеть от его внешнего облика, и что человек может продолжать выражать себя ярко и выразительно, несмотря на изменения в его внешности.
18. Она говорила немного по-французски и очень много по телефону.
Значение:
Афоризм «Она говорила немного по-французски и очень много по телефону» имеет глубокий смысл и несколько интерпретаций:
1. Пустое занятие: разговоры по телефону могут восприниматься как пустое занятие, особенно если они не приносят практической пользы или не способствуют достижению целей. В данном контексте, разговоры по телефону могут отвлекать от более важных и продуктивных занятий, таких как изучение французского языка.
2. Недостаток времени на учёбу: если человек тратит много времени на разговоры по телефону, это может означать, что у него остается меньше времени на более важные и продуктивные занятия, такие как изучение французского языка. Это может привести к тому, что важные задачи и цели остаются невыполненными.
3. Отвлечение от важных дел: разговоры по телефону могут отвлекать от более важных задач, таких как учёба. В данном случае, разговоры по телефону могут занимать значительную часть времени, что мешает сосредоточиться на изучении французского языка.
4. Потеря времени: если человек тратит много времени на разговоры по телефону, это может восприниматься как потеря времени, особенно если это время можно было бы использовать более продуктивно, например, для изучения нового языка.
Таким образом, фраза может быть интерпретирована как указание на то, что человек тратит много времени на пустое занятие, такое как разговоры по телефону, и недостаточно времени на более важные и продуктивные занятия, такие как изучение французского языка.
19. Шутил, боясь быть серьёзным. Смеялся, чтоб не зарыдать.
Значение:
Афоризм «Шутил, боясь быть серьёзным. Смеялся, чтоб не зарыдать» имеет глубокий смысл и несколько интерпретаций:
1. Эмоциональная защита: эта фраза указывает на то, что человек использует юмор и смех как способ защиты от более глубоких и серьезных эмоций. Шутки и смех помогают ему справляться с трудностями и стрессом, не давая эмоциям взять верх.
2. Страх перед уязвимостью: человек боится быть серьезным, так как это может сделать его уязвимым перед другими людьми. Юмор и смех создают барьер, который помогает ему сохранять дистанцию и не показывать свои истинные чувства.
3. Самоирония и самозащита: шутки и смех могут быть формой самоиронии, когда человек смеется над собой, чтобы не дать другим повода для насмешек. Это также может быть способом защиты своего эго.
4. Символика и метафора: в более широком смысле, эта фраза может символизировать внутреннюю борьбу человека между желанием быть искренним и открытым и страхом перед возможными последствиями такой искренности.
Таким образом, эта фраза подчеркивает, что человек использует юмор и смех как средство защиты от серьезных эмоций и уязвимости, что может быть как положительным, так и отрицательным аспектом его эмоционального состояния.
20. Чем меньше мыслей и писателя, тем больше у него слов.
Значение:
Афоризм «Чем меньше мыслей у писателя, тем больше у него слов» имеет глубокий смысл и несколько интерпретаций:
1. Многословие и недостаток содержания: эта фраза указывает на то, что когда у писателя мало мыслей или идей, он пытается компенсировать это большим количеством слов. Многословие может быть признаком недостатка содержания или ясности мышления.
2. Пустословие и поверхностность: когда писатель не понимает проблему глубоко, он может писать много, но его текст будет поверхностным и неглубоким. Это связано с тем, что он не может выразить свои мысли кратко и ясно.
3. Недостаток ума или знания: многословие может быть признаком того, что у писателя недостаточно ума или знаний для того, чтобы выразить свои мысли кратко и точно. В таких случаях он пытается заполнить пробелы в своих знаниях или понимании большим количеством слов.
4. Самолюбование и недостаток содержания: писатель, который много говорит, но мало думает, может быть склонен к самолюбованию и желанию произвести впечатление на окружающих. Это также может свидетельствовать о недостатке содержания в его работах.
Таким образом, эта фраза подчеркивает, что когда у писателя мало мыслей, он пытается компенсировать это большим количеством слов, что может привести к многословию и поверхностности в его работах.
21. Ученье – свет, неучёных – тьма.
Значение:
Афоризм «Ученье свет, неучёных тьма» имеет глубокий смысл и несколько интерпретаций:
1. Образование и просвещение: эта фраза подчеркивает важность образования и знаний. Она говорит о том, что образованные люди, обладающие знаниями, находятся в более выгодном положении, чем те, кто не имеет образования.
2. Свет и тьма: здесь используется метафора, где «свет» символизирует знания и просвещение, а «тьма» – невежество и незнание. Это противопоставление подчеркивает контраст между двумя состояниями.
3. Преимущества образования: фраза указывает на то, что образованные люди имеют больше возможностей и перспектив в жизни. Они могут лучше понимать мир, принимать более обоснованные решения и достигать больших успехов.
4. Социальная значимость образования: образование играет важную роль в обществе, так как оно способствует развитию культуры, науки и технологий. Образованные люди могут вносить больший вклад в развитие общества и улучшение качества жизни.
Таким образом, эта фраза подчеркивает важность образования и знаний, а также их преимущества перед невежеством и незнанием.
22. До близких далеко, до далёких близко, — вот и ходишь к далёким.
Значение:
Афоризм «До близких далеко, до далёких близко, — вот и ходишь к далёким» имеет глубокий смысл и несколько интерпретаций:
1. Эмоциональная дистанция: эта фраза указывает на то, что близкие люди могут быть эмоционально далекими, в то время как далекие люди кажутся ближе. Это может означать, что человек предпочитает общаться с теми, кто кажется более доступным и понимающим, даже если они не являются близкими по духу или географически.
2. Иллюзия близости: фраза подчеркивает, что иногда мы склонны переоценивать близость с людьми, которые на самом деле далеки от нас. Это может быть связано с тем, что мы ищем утешения или поддержки у тех, кто кажется более доступным, Даже если они не являются нашими настоящими друзьями или близкими.
3. Психологическая дистанция: близкие люди могут быть эмоционально далекими из-за различных конфликтов, недопониманий или прошлых обид. В таких случаях человек может искать утешения у тех, кто кажется более дружелюбным и понимающим, даже если они не являются близкими по духу.
4. Поиск утешения: фраза может означать, что человек предпочитает общаться с теми, кто кажется более доступным и понимающим, даже если они не являются близкими по духу или географически. Это может быть связано с тем, что такие люди могут предложить утешение и поддержку, которых не хватает в близких отношениях.
5. Самообман: иногда мы можем обманывать себя, думая, что далекие люди ближе к нам, чем наши близкие. Это может привести к неправильному выбору друзей и партнеров, а также к недопониманию в личных отношениях.
Таким образом, афоризм подчёркивает важность эмоциональной близости и указывает на то, что иногда мы предпочитаем общаться с теми, кто кажется ближе, даже если они не являются нашими настоящими близкими.
23. Если бы он зарыл свой сомнительный талант в землю, из земли выросла бы несомненная бездарность.
Значение:
Афоризм «Если бы он зарыл свой сомнительный талант в землю, из земли выросла несомненная бездарность» имеет глубокий смысл и несколько интерпретаций:
1. Оценка своих способностей: эта фраза подчеркивает важность здравой оценки своих талантов. Если человек зарывает свой сомнительный талант в землю, это не означает, что он полностью лишается способностей, но скорее, что он не развивает и не использует их должным образом.
2. Потенциал и развитие: сомнительный талант может стать несомненной бездарностью, если его не развивать. Это означает, что даже если у человека есть какие-то способности, без их развития они могут превратиться в нечто негативное или бесполезное.
3. Самооценка и саморазвитие: фраза призывает к самоанализу и самооценке своих талантов. Важно понимать, какие способности у вас есть, и работать над их развитием, чтобы они приносили пользу и успех.
4. Потеря возможностей: если человек не использует свои сомнительные таланты, он может упустить возможности для роста и развития. Это может привести к тому, что его способности останутся нереализованными и не принесут пользы ни ему, ни окружающим.
5. Ответственность за свои способности: фраза подчеркивает, что каждый человек несет ответственность за свои таланты и должен стремиться к их развитию. Зарывая свои способности в землю, человек рискует потерять их навсегда.
Таким образом, значение этой фразы заключается в том, что следует здраво оценивать свои таланты, развивать их и использовать для достижения успеха. Зарывая свои способности, человек рискует превратить их в нечто негативное и бесполезное.
24. О присутствующих не говорят, об отсутствующих злословят.
Значение:
Афоризм «О присутствующих не говорят, об отсутствующих злословят» имеет глубокий смысл и несколько интерпретаций:
1. Уважение к присутствующим: эта фраза подчеркивает важность уважения к тем, кто находится рядом с нами. Мы не должны обсуждать их недостатки или личные дела в их присутствии, чтобы не обидеть или не задеть их чувства.
2. Злословие об отсутствующих: когда человек отсутствует, его недостатки или личные дела могут обсуждаться более свободно. Это может быть связано с тем, что человек не может защитить себя или ответить на критику.
3. Социальная этика: фраза напоминает о важности соблюдения этических норм в общении. Мы должны быть более осторожными и уважительными в своих высказываниях, особенно в присутствии тех, кого это касается.
4. Психологический аспект: обсуждение недостатков или личных дел человека в его отсутствие может быть связано с желанием избежать конфликта или критики. Однако это также может привести к распространению слухов и недопониманий.
5. Этика общения: фраза подчеркивает важность соблюдения этических норм в общении и уважения к чувствам других людей. Мы должны быть более внимательными к тому, что и как мы говорим, особенно в присутствии других людей.
Таким образом, эта фраза напоминает о важности уважения к присутствующим и осторожности в высказываниях об отсутствующих, чтобы избежать конфликтов и сохранить хорошие отношения с окружающими.
25. Люди хуже, чем они хотят казаться, и лучше, чем они кажутся.
Значение:
Афоризм «Люди хуже, чем они хотят казаться, и лучше, чем они кажутся» имеет глубокий смысл и несколько интерпретаций:
1. Двойственность человеческой природы: эта фраза подчеркивает, что люди часто скрывают свои истинные чувства, намерения и качества. Они могут стремиться выглядеть лучше, чем они есть на самом деле, чтобы произвести положительное впечатление на окружающих. Однако в глубине души они могут иметь более сложные и противоречивые мотивы и эмоции.
2. Маски и реальность: люди часто носят маски, чтобы скрыть свои истинные чувства и намерения. Они могут казаться добрыми, вежливыми и дружелюбными, но на самом деле иметь скрытые мотивы или негативные черты характера. Однако, несмотря на это, в глубине души они могут быть более добрыми, честными и благородными, чем кажется на первый взгляд.
3. Психологическая защита: фраза может указывать на то, что люди часто используют защитные механизмы, чтобы скрыть свои слабости и недостатки. Они могут казаться хуже, чем они есть, чтобы избежать критики или осуждения со стороны окружающих. Однако в глубине души они могут иметь положительные качества и потенциал.
4. Двойственность восприятия: люди могут восприниматься по-разному в зависимости от контекста и обстоятельств. В одних ситуациях они могут проявлять свои лучшие качества, а в других худшие. Это подчеркивает сложность и многогранность человеческой природы.
5. Этика и мораль: фраза напоминает о важности понимания и принятия двойственности человеческой природы. Мы должны быть готовы к тому, что люди могут не всегда соответствовать нашим ожиданиям или представлениям о них. Однако это также подчеркивает, что в каждом человеке есть потенциал для добра и благородства.
Таким образом, этот афоризм подчёркивает сложность и многогранность человеческой природы, указывая на то, что люди часто скрывают свои истинные чувства и намерения, но в то же время могут иметь больше положительных качеств, чем кажется на первый взгляд.
26. Лёгкое отношение к жизни делает её тяжёлой.
Значение:
Афоризм «Лёгкое отношение к жизни делает её тяжёлой» имеет глубокий смысл и несколько интерпретаций:
1. Игнорирование ответственности: лёгкое отношение к жизни может означать, что человек не воспринимает свои обязанности и ответственность серьезно. Это может привести к тому, что задачи и проблемы накапливаются, делая жизнь более трудной.
2. Отсутствие планирования и целей: легкое отношение может проявляться в отсутствии четких планов и целей. Человек может плыть по течению, не задумываясь о будущем, что может привести к хаосу и трудностям в жизни.
3. Небрежность и беспечность: легкое отношение может выражаться в небрежности и беспечности. Человек может не уделять должного внимания важным аспектам своей жизни, что в конечном итоге приводит к серьезным проблемам и трудностям.
4. Игнорирование последствий: легкое отношение может означать, что человек не задумывается о последствиях своих действий. Это может привести к ошибкам и неудачам, которые усложняют жизнь.
5. Отсутствие самодисциплины: легкое отношение может быть связано с отсутствием самодисциплины и самоконтроля. Человек может поддаваться сиюминутным желаниям и импульсам, что усложняет достижение долгосрочных целей и делает жизнь более трудной.
Таким образом, фраза подчеркивает важность серьезного и ответственного подхода к жизни. Легкое отношение может привести к накоплению проблем и трудностей, тогда как более серьезный и осознанный подход помогает избежать многих сложностей и делает жизнь более управляемой и гармоничной.
27. Великие платят за искусство жизнью, маленькие – зарабатывают им на жизнь.
Значение:
Афоризм «Великие платят за искусство жизнью, маленькие – зарабатывают им на жизнь» имеет глубокий смысл и несколько интерпретаций:
1. Самоотверженность и жертва: великие художники и творцы часто вкладывают в свое искусство всю свою жизнь, душу и энергию. Они могут жертвовать личным временем, комфортом и даже здоровьем ради создания своих произведений. Это может привести к тому, что их жизнь становится тесно связанной с их искусством, и они платят за это высокую цену.
2. Самоотдача и преданность: маленькие художники или те, кто занимается искусством ради заработка, могут использовать свои таланты для получения дохода. Они могут работать в более прагматичном ключе, стремясь зарабатывать на жизнь своим искусством, а не полностью посвящать ему свою жизнь.
3. Эмоциональная и физическая нагрузка: великие художники часто испытывают большие эмоциональные и физические нагрузки, связанные с созданием своих произведений. Это может включать долгие часы работы, стресс, разочарование и даже личные трагедии. В то время как маленькие художники могут стремиться к более стабильному и предсказуемому доходу, избегая таких жертв.
4. Духовная и материальная ценность: великие художники часто стремятся к созданию произведений, которые имеют высокую духовную и культурную ценность. Они могут жертвовать материальными благами ради достижения этой цели. Маленькие художники, напротив, могут стремиться к более материальным выгодам, зарабатывая на жизнь своим искусством.
5. Самореализация и прагматизм: великие художники часто стремятся к самореализации через свое искусство, даже если это требует больших жертв. Маленькие художники могут быть более прагматичными, используя свои таланты для заработка и обеспечения своей жизни.
Таким образом, этот афоризм подчёркивает разницу между великими художниками, которые полностью посвящают себя искусству, и маленькими художниками, которые используют его как средство заработка. Великие художники платят за искусство своей жизнью, в то время как маленькие зарабатывают им на жизнь.
28. Прошлое страшно тем, что оно крадёт у нас будущее.
Значение:
Афоризм «Прошлое страшно тем, что оно крадёт у нас будущее» имеет глубокий смысл и несколько интерпретаций:
1. Психологические травмы и страхи: прошлое может быть страшным, потому что оно часто несет с собой психологические травмы и страхи, которые могут мешать нам двигаться вперед. Эти травмы могут проявляться в виде негативных воспоминаний, сожалений или чувства вины, которые могут ограничивать наше будущее.
2. Влияние прошлого на настоящее и будущее: прошлое может оказывать значительное влияние на наше настоящее и будущее. Наши прошлые ошибки, неудачи или негативные события могут формировать наши текущие решения и действия. Если мы не можем отпустить прошлое, оно может продолжать влиять на нас, мешая нам строить новое будущее.
3. Эмоциональная привязанность к прошлому: иногда мы можем быть слишком привязаны к прошлому, что мешает нам двигаться вперед. Мы можем зацикливаться на старых обидах, неудачах или потерях, что отвлекает нас от возможностей и перспектив в настоящем и будущем.
4. Перенос прошлого на будущее: когда мы не можем отпустить прошлое, мы можем переносить его негативные аспекты на будущее. Например, если у нас был негативный опыт в прошлом, мы можем бояться повторения этого опыта в будущем, что может привести к избеганию новых возможностей и росту страха перед будущим.
5. Самоограничение и страх перед изменениями: прошлое может ограничивать нас, заставляя бояться изменений и новых начинаний. Мы можем бояться рисковать и пробовать что-то новое, опасаясь повторения прошлых ошибок. Это может привести к стагнации и отсутствию прогресса в жизни.
Таким образом, афоризм подчёркивает важность освобождения от прошлого и его негативных аспектов, чтобы иметь возможность строить светлое и успешное будущее.
Найдите и выпишите антонимы, определите их стилистическую роль. Назовите контекстуальные антонимы.
1. Сколько времени ни теряешь, а лет всё прибавляется.
- теряешь – прибавляется – контекстуальные, антитеза
2. Даже о плохих людях надо писать хорошие рассказы.
- плохой – хороший – ирония
3. Радиоприёмник сближает нас с отдалёнными странами и ссорит с ближайшими соседями.
- сближать – ссорить – контекстуальные, антитеза
- отдалёнными – ближайшими – антитеза
4. Если ты хорош – будь собой. Если плох – будь кем-нибудь другим.
- хорош – плох – антитеза
- собой – другим – контекстуальные, антитеза
5. Хваля автора, перевирают его фамилию, браня – никогда.
- хваля – браня – антитеза
6. Мысль о худшем делает плохое хорошим.
- худшем, плохое, хорошим – оксюморон
7. Съедобный гриб прячется, ядовитый всегда на виду.
- съедобный – ядовитый – антитеза
- прячется – на виду – контекстуальные, антитеза
8. Богатый бережёт ноги, бедный – обувь.
- богатый – бедный – антитеза
- ноги – обувь – контекстуальные, антитеза
9. Нахватал тьму знаний, а до света так и не дошёл.
- тьма – свет – ирония
10. Чтобы рассмотреть холмик, надо приблизиться к нему. Чтобы увидеть гору, надо отойти от неё подальше.
- приблизиться – отойти – антитеза
- холмик – гору – контекстуальные, антитеза
11. Исписанная бумага либо дешевле, либо дороже чистой, смотря по тому, кто её исписал.
- исписанная – чистая – антитеза
- дешевле – дороже – ирония
12. У него была хорошая память на плохое и плохая – на хорошее.
- хорошая – плохая – каламбур
- на плохое – на хорошее – каламбур
13. Не горюй о потерянном – радуйся найденному.
- горюй – радуйся – антитеза
- о потерянном – найденному - антитеза
14. О нём нельзя было сказать, что он живёт чужим умом. Он жил своей глупостью.
- чужим – своей – оксюморон
- умом – глупостью – оксюморон
15. Шумная слава лучше тихого помешательства.
- шумная – тихого – антитеза
- слава – помешательство – контекстуальные, антитеза
16. Бездарность легче прощают человеку, чем талант.
- бездарность – талант - антитеза
17. Он был уже лыс, но писал всё ещё кудряво.
- лыс – кудряво – контекстуальные, ирония
18. Она говорила немного по-французски и очень много по телефону.
- немного – очень много – ирония
19. Шутил, боясь быть серьёзным. Смеялся, чтоб не зарыдать.
- шутил – быть серьёзным – контекстуальные, антитеза
- смеялся – зарыдать – контекстуальные, антитеза
20. Чем меньше мыслей и писателя, тем больше у него слов.
- меньше – больше – антитеза
- мыслей – слов – контекстуальные, ирония
21. Ученье – свет, неучёных – тьма.
- ученье – неучёных – контекстуальные, ирония
- свет – тьма – антитеза
22. До близких далеко, до далёких близко, - вот и ходишь к далёким.
- близких – далёких – каламбур
- далеко – близко – каламбур
23. Если бы он зарыл свой сомнительный талант в землю, из земли выросла бы несомненная бездарность.
- сомнительный – несомненная – ирония
- талант – бездарность – ирония
24. О присутствующих не говорят, об отсутствующих злословят.
- присутствующих – отсутствующих – контекстуальные, ирония
- не говорят – злословят – контекстуальные, ирония
25. Люди хуже, чем они хотят казаться, и лучше, чем они кажутся.
- хуже – лучше – антитеза
- хотят казаться – кажутся – контекстуальные, антитеза
26. Лёгкое отношение к жизни делает её тяжёлой.
- лёгкое – тяжёлой - антитеза
27. Великие платят за искусство жизнью, маленькие – зарабатывают им на жизнь.
- великие – маленькие – антитеза
- платят – зарабатывают – контекстуальные, антитеза
28. Прошлое страшно тем, что оно крадёт у нас будущее.
- прошлое – будущее – антитеза
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением