Упр.153 ГДЗ Гусарова 10 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 153. Спишите, выделяя в каждом ряду синонимов доминанту.1) Чарующий, пленительный, обаятельный, очаровательный, прелестный; 2) болтливый, словоохотливый, говорливый,...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Гусарова 10 класс, Просвещение:
153. Спишите, выделяя в каждом ряду синонимов доминанту.
1) Чарующий, пленительный, обаятельный, очаровательный, прелестный; 2) болтливый, словоохотливый, говорливый, разговорчивый, трепливый; 3) уплетать, наворачивать, трескать, уписывать, вкушать, жрать, есть, уминать, кушать; 4) резонёрский, поучительный, назидательный, менторский, наставительный, нравоучительный, дидактический; 5) закавыка, тормоз, помеха, препятствие, препона, загвоздка, преграда.
1. чарующий, пленительный, обаятельный, очаровательный, прелестный
2. болтливый, словоохотливый, говорливый, разговорчивый, трепливый
3. уплетать, наворачивать, трескать, уписывать, вкушать, жрать, есть, уминать, кушать
4. резонёрский, поучительный, назидательный, менторский, наставительный, нравоучительный, дидактический
5. закавыка, тормоз, помеха, препятствие, препона, загвоздка, преграда
Примечание:
Для выделения доминанты в ряду синонимов, нужно учитывать следующие критерии:
1. Стилистическая нейтральность. Доминанта должна быть стилистически нейтральным словом, что означает, что она не имеет ярко выраженной эмоциональной или стилистической окраски.
2. Широкое значение. Доминанта должна иметь наиболее широкое значение в ряду, охватывающее основные семантические аспекты всех синонимов.
3. Частотность употребления. Доминанта должна быть наиболее употребительным словом в данном ряду, что делает её наиболее узнаваемой и понятной.
4. Синтаксическая гибкость. Доминанта должна обладать наиболее широким набором синтаксических конструкций и сочетаемостью с другими словами.
5. Пространственная близость. Синонимы в ряду часто упорядочены таким образом, что их пространственная близость отражает меру их семантического сходства.
1. Чем различается большая часть данных синонимов: оттенками смысла, стилистической окраской, тем и другим?
1. чарующий, пленительный, обаятельный, очаровательный, прелестный
Оттенки смысла: эти слова различаются по степени и характеру привлекательности. Чарующий и пленительный подразумевают сильное очарование, обаятельный и очаровательный более мягкое и нежное очарование, а прелестный что-то особенно милое и приятное.
Стилистическая окраска: все эти слова могут использоваться в различных стилях речи, но чарующий и пленительный чаще встречаются в более возвышенном и поэтическом контексте, тогда как прелестный в более разговорном и повседневном.
2. болтливый, словоохотливый, говорливый, разговорчивый, трепливый
Оттенки смысла: болтливый и трепливый указывают на чрезмерную разговорчивость, словоохотливый и говорливый – на склонность к разговорам, а разговорчивый на способность легко вступать в разговор.
Стилистическая окраска: болтливый и трепливый имеют негативную окраску, тогда как словоохотливый и говорливый – более нейтральную.
3. уплетать, наворачивать, трескать, уписывать, вкушать, жрать, есть, уминать, кушать
Оттенки смысла: эти слова различаются по интенсивности и способу употребления пищи. Уплетать, наворачивать и трескать указывают на активное и быстрое поедание, уписывать – на поглощение пищи с удовольствием, вкушать – на более изысканное и церемониальное употребление, жрать и уминать – на грубое и чрезмерное потребление, а есть и кушать – на нейтральное и повседневное.
Стилистическая окраска: уплетать, наворачивать и трескать имеют разговорную окраску, жрать – негативную, а вкушать и кушать – более возвышенную.
4. резонёрский, поучительный, назидательный, менторский, наставительный, нравоучительный, дидактический
Оттенки смысла: эти слова различаются по степени и характеру поучения. Резонёрский и менторский указывают на чрезмерное и навязчивое поучение, поучительный и назидательный – на более мягкое и ненавязчивое наставление, а наставительный, нравоучительный и дидактический – на более формальное и систематическое поучение.
Стилистическая окраска: резонёрский и менторский имеют негативную окраску, тогда как поучительный и назидательный – нейтральную.
5. закавыка, тормоз, помеха, препятствие, препона, загвоздка, преграда
Оттенки смысла: эти слова различаются по степени и характеру затруднений. Закавыка и загвоздка указывают на небольшие и неожиданные препятствия, тормоз и преграда – на значительные и постоянные преграды, а помеха, препятствие и препона – на более общие и разнообразные затруднения.
2. Выясните лексическое значение выделенных слов.
Резонёрский (устар.) – связанный, соотносящийся по значению с существительным резонёр (т.е. к человеку, любящему вести пространные рассуждения, преимущественно нравоучительного характера); свойственный, характерный для него.
Дидактический (перен., разг.) – нравоучительный, наставнический, назидательный.
Менторский (перен., книжн., обычно неодобр.) – нравоучительный, поучающий.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением