Упр.162 ГДЗ Гусарова 10 класс (Русский язык)
Решение #1
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Гусарова 10 класс, Просвещение:
162. Внимательно прочитайте текст.
По-видимому, эту барышню долго и основательно пугали. Добрые люди наговорили ей ужасов про дефективных детей. Она прочла не одну и не две книжки про беспризорников, которые сплошь убийцы и поджигатели, разъезжают по белому свету в собачьих ящиках, ночуют в каких-то котлах и разговаривают между собой исключительно на жаргоне.
Барышня подготовилась.
...Покраснела, потупилась, закомкала платочек и вдруг закричала:
— Ну, вы, шпана, не шебуршите!
От неожиданности мы смолкли.
Барышня сдвинула брови, подняла кулачок и сказала:
— Вы у меня побузите только. Я вам... Гопа канавская!..
— Что? — закричал Японец. — Как? Что такое?
Он вытаращил глаза, схватился за голову и закатился мелким, пронзительным смехом. За ним покатился в безудержном хохоте весь класс.
Барышня громко сказала:
— Вы так и знайте, меня на глот не возьмёте. Я тоже фартовая.
Она усмехнулась, харкнула и сплюнула на пол.
— Шухер, — сказала она, — хватит вам наконец филонить. Ты что лупетки выкатил? — обратилась она к Японцу.
Тот, не ответив, ещё оглушительнее захрюкал...
Советы добрых людей не пропали даром. Барышня решила не поддаваться «на глот» и вести себя с дефективными по-дефективному.
— В стирки лакшите? — спросила она.
— Лакшим, — ответили мы.
— Клёво. — сказала она.
Мы не знали, что значит «лакшить в стирки».
— По-сецки поёте? — спросила она.
— Поём, — ответили мы. И тоже не знали, что значит «по-сецки».
— И в печку мотаем, — сказал Японец. — Ив ширму загибаем. И на халяву канаем.
— Ага! — сказала барышня. — Клёво!
Она была необычайно довольна и счастлива, что сумела найти общий язык с необузданными беспризорниками. Она ходила по классу,
как дрессировщик ходит по клетке с тиграми. Тигры сидели смирнёхонько и ждали, что она будет делать дальше.
Дальше, на следующий вечер, она принесла какой-то коричневый ящичек и поставила его на стол.
— Давайте займёмся делом, — сказала она.
— Клёво! — ответили мы хором.
Барышня посвистала, потёрла лоб, почесала затылок и спросила:
— Кто из вас умеет читать?
Мы не обиделись.
— Я немножко умею, — сказал Янкель.
— Прекрасно, — сказала воспитательница. — Канай ко мне. Янкель подошёл к учительскому столу. Халдейка открыла ящик
и стала вынимать оттуда какие-то верёвочки, карточки и деревянные кубики.
— Ты знаешь, какая это буква? — спросила барышня, взяв со стола кубик с буквою «А».
— Знаю, — ответил Янкель. — Как же... Отлично знаю... Это -Гы».
— Ну что ты, — поморщилась барышня. — Это -А».
— Может быть, — сказал Янкель. — Извиняюсь, ошибся.
— А это какая? — спросила барышня, поднимая кубик с буквою «Б**.
— Это «Гы», — сказал Янкель...
Мы дружно захохотали.
Внезапно открылась дверь, и в класс вошёл Викниксор*. Как видно, он долго стоял у дверей и слушал.
— Товарищ Миронова, — сказал он. — Прошу вас собрать ваши вещи и пройти в канцелярию.
Барышня торопливо сложила свои верёвочки, кубики и картонки в ящик и с ящиком под мышкой покинула класс.
Из школы она навсегда исчезла.
(По Л. Пантелееву)
1. Найдите в тексте слова, относящиеся к жаргонной лексике. С какой целью автор употребил их в тексте?
Жаргонные слова:
- шпана
- шебуршить
- побузить
- гопа канавская
- на глот не возьмёте
- фартовая
- шухер
- филонить
- лупетки выкатил
- в стирки лакшите
- лакшим
- клёво
- по-сецки поёте
- в печку мотаем
- в ширму загибаем
- на халяву канаем
- канай
С какой целью автор употребил их в тексте?
Автор употребил жаргонизмы в тексте с целью:
1. Создание атмосферы и реализма. Жаргонизмы помогают передать атмосферу и реалии жизни беспризорников, создавая ощущение подлинности и достоверности.
2. Характеристика персонажей. Использование жаргона позволяет охарактеризовать персонажей, их социальное положение и поведение. Это помогает читателю лучше понять и прочувствовать их образ жизни и взаимоотношения.
3. Эмоциональное воздействие. Жаргонизмы усиливают эмоциональное воздействие текста, делая его более выразительным и запоминающимся. Они создают комический эффект, вызывая у читателя смех и удивление.
4. Создание колорита и местного колорита. Жаргонизмы помогают передать колорит и местный колорит, создавая у читателя ощущение присутствия в среде беспризорников.
5. Подчеркивание социального контекста. Использование жаргона подчеркивает социальную и культурную среду, в которой происходят события, делая текст более насыщенным и глубоким.
Таким образом, жаргонизмы в тексте помогают автору создать яркий и живой образ мира беспризорников, передать их культуру и особенности общения, а также усилить эмоциональное воздействие на читателя.
2. Выясните лексическое значение выделенного слова. Ответьте письменно, почему свою «учительницу-воспитательницу» ученики называли именно так.
Выясните лексическое значение выделенного слова:
Халдейка – женщина, вызывающая возмущение окружающих своим угодничеством, подобострастием, приспособленчеством.
Ответьте письменно, почему свою «учительницу-воспитательницу» ученики называли именно так.
Ученики называли свою «учительницу-воспитательницу» халдейкой, и это название несет в себе несколько значений, которые помогают понять диамику их взаимодействия и восприятие её как личности.
1. Стереотипы и культурные ассоциации. Слово «халдейка» может быть связано с определёнными стереотипами о людях определённых культур или профессий. В данном контексте ученики могли использовать это слово для обозначения её как «другой», отличной от них. Это подчеркивает их восприятие её как человека, который не вписывается в привычные рамки их опыта. Возможно, она выглядела или говорила так, что вызывало у них ассоциации с халдеями, что могло быть связано с её акцентом, манерами или стилем одежды.
2. Насмешливое отношение. Употребление такого термина может также указывать на насмешливое или пренебрежительное отношение учеников к её авторитету. Название «халдейка» могло быть выбрано для того, чтобы подчеркнуть её некомпетентность или неуместность в роли учителя. Это создает дистанцию между учениками и учительницей, позволяя им воспринимать её как объект для шуток и насмешек.
3. Попытки установить контакт. В тексте показано, что барышня старается найти общий язык с учениками, используя их жаргон и манеру общения. Однако её попытки выглядят неуместно и неэффективно, что ведет к комичным ситуациям. Это может указывать на то, что ученики не воспринимают её всерьёз и не готовы принять её как авторитет, что также может быть связано с её статусом как «халдейки».
4. Контраст с традиционным образом учителя. В контексте произведения, где ученики являются «дефективными» и имеют свои особенности, образ «халдейки» контрастирует с традиционным образом учителя, который обычно воспринимается как строгий, знающий и авторитетный. Это подчеркивает неудачу барышни в попытках завоевать уважение и доверие учеников.
Таким образом, название «халдейка» является многослойным и отражает как культурные стереотипы, так и динамику отношений между учениками и учительницей, подчеркивая их восприятие её как «другой» и неуместной фигуры в их жизни.
Популярные решебники 10 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением