Упр.155 ГДЗ Гусарова 10 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 155. Прочитайте отрывки из произведений. Найдите синонимы и определите их роль в предложениях и текстах. Отметьте примеры градации. Выпишите слова с пропущенными буквами...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Гусарова 10 класс, Просвещение:
155. Прочитайте отрывки из произведений. Найдите синонимы и определите их роль в предложениях и текстах. Отметьте примеры градации. Выпишите слова с пропущенными буквами и скобками. Объясните орфограммы на месте пропусков.
1) Я жил, работал, любил, страдал, надеялся, мечтал, зная только одно, — что рано или поз...но, в зрелом возр...сте или, может быть, даже в старости, но я начну писать, вовсе не оттого, что я поставил себе такую задачу, а потому, что этого требовало моё существо (К. Паустовский). 2) Но вскоре этот роман пойдёт и (в) глубь и вширь, заполнится людьми, событиями, светом, красками и начнёт литься свободно и мощно, подг...няемый воображением, требуя от писателя всё новых жертв, требуя, чтобы писатель отдавал ему др...гоце(н,нн)ые запасы образов и слов (К. Паустовский). 3) Оказалось, что круглые плоские сем...на какой-то травы, пропитавшись влагой, задвигались, начали разворач...ваться спиралью и ввинч...-ваться в мою куртку (К. Паустовский). 4) Во время бурь он [дом] трясся от ветра и ударов волн, скрипел, трещал и, казалось, разваливался на глазах. От сквози...ков двери с вырва(н,нн)ыми замками сами по себе медле(н,нн)о и зловеще отв...рялись и, постояв неподвижно несколько секунд и подумав, вдруг захлоп...вались с таким звоном, что с потолка сыпалась штукатурка (К. Паустовский). 5) Флобер провёл всю жизнь в мучительной погоне за совершенством слога. Он терял способность оценки, уставал, приходил в от-ча...ние и явно сушил и мертвил свои вещи, или, как говорил Гоголь, «рисовал, рисовал, да и зарисовывался»* (К. Паустовский). 6) Когда бы созвали самых великих художников и сказали им, что существует во всей Вселенной голый серый камень и что нужно украсить его разнообразно и одухотв...рё(н,нн)о, с тем чтобы красота облагораживала, поднимала, делала лучше и чище, разве могли бы они, эти художники, придумать что-нибудь пр...краснее обыкнове(н,нн)ого земного цветка?! (В. Солоухин). 7) Установилась полная, космическая, вселенская тишина, даже не тишина, а безмолвие (В. Солоухин). 8) После удачной строки остальные восприн...маются вскользь, поверхностно. Следовательно, эти строки могут быть ослабле(н,нн)ыми, малозначащими, проходными, связующими, вроде соединительной ткани. Когда слова, что пишутся на бумаге, не обеспече(н,нн)ы определё(н,нн)ым количеством искре(н,нн)его, неподдельного чувства, наступает инфляция слова (В. Солоухин).
Прочитайте отрывки из произведений. Найдите синонимы и определите их роль в предложениях и текстах.
1. Я жил, работал, любил, страдал, надеялся, мечтал, зная только одно, - что рано или поздно, в зрелом возрасте или, может быть, даже в старости, но я начну писать, вовсе не оттого, что я поставил себе такую задачу, а потому, что этого требовало моё существо.
- оттого, потому – полные, или абсолютные, синонимы, помогают избежать повторов в предложении
2. Но вскоре этот роман пойдёт и вглубь и вширь, заполнится людьми, событиями, событиями, светом, красками и начнёт литься свободно и мощно, подгоняемый воображением, требуя от писателя всё новых жертв, требуя, чтобы писатель отдавал ему драгоценные запасы образов и слов.
- свободно, мощно – контекстуальные синонимы, подчёркивают и усиливают значения друг друга
- образы, слова – контекстуальные синонимы, подчёркивают и усиливают значения друг друга
3. Оказалось, что круглые плоские семена какой-то травы, пропитавшись влагой, задвигались, начали разворачиваться спиралью и ввинчиваться в мою куртку.
- задвигались, начали разворачиваться, ввинчиваться – слова одной семантической группы, контекстуальные синонимы, описывают последовательность действий
4. Во время бурь он (дом) трясся от ветра и ударов волн, скрипел, трещал и, казалось, разваливался на глазах. От сквозняков двери с вырванными замками сами по себе медленно и зловеще отворялись и, постояв неподвижно несколько секунд и подумав, вдруг захлопывались с таким звоном, что с потолка сыпалась штукатурка.
- скрипел, трещал, разваливался – контекстуальные синонимы, градация, синонимы указывают на усиление проявления признака.
5. Флобер провёл всю жизнь в мучительной погоне за совершенством слога. Он терял способность оценки, уставал, приходил в отчаяние и явно сушил и мертвил свои вещи, или, как говорил Гоголь, «рисовал, рисовал, да и зарисовывался».
- сушил, мертвил – контекстуальные синонимы; подчёркивают и усиливают значения друг друга.
6. Когда бы созвали самых великих художников и сказали им, что существует во всей Вселенной голый серый камень и что нужно украсить его разнообразно и одухотворённо, с тем чтобы красота облагораживала, поднимала, делала лучше и чище, разве могли бы они, эти художники, придумать что-нибудь прекраснее обыкновенного земного цветка?!
- облагораживала, поднимала, делала лучше и чище – контекстуальные синонимы; градация, каждый следующий синоним усиливает значение предыдущего
7. Установилась полная, космическая, вселенская тишина, даже не тишина, а безмолвие.
- полная, космическая, вселенская – контекстуальные синонимы; градация, каждый последующий синоним усиливает значение предыдущего
- тишина, безмолвие – стилистические синонимы; сопоставляются для подчёркивания оттенков их значений
8. После удачной строки остальные воспринимаются вскользь, поверхностно. Следовательно, эти строки могу быть ослабленными, малозначащими, проходными, связующими, вроде соединительной ткани. Когда слова, что пишутся на бумаге, не обеспечены определённым количеством искреннего, неподдельного чувства, наступает инфляция слова.
- вскользь, поверхностно – стилистические синонимы; синонимы поясняют и раскрывают значения друг друга
- ослабленными, малозначащими, проходными, связующими – контекстуальные синонимы; градация, каждый следующий синоним усиливает значение предыдущего
- искреннего, неподдельного – стилистические синонимы; синонимы поясняют и раскрывают значения друг друга
Объясните орфограммы на месте пропусков.
1. Я жил, работал, любил, страдал, надеялся, мечтал, зная только одно, - что рано или поздно, (проверочное слово: опоздать) в зрелом возрасте (чередование –раст-/-ращ-/-рос-, перед сочетанием согласных ст пишется гласная а) или, может быть, даже в старости, но я начну писать, вовсе не оттого, что я поставил себе такую задачу, а потому, что этого требовало моё существо.
2. Но вскоре этот роман пойдёт и вглубь (пойдёт (куда?) вглубь; наречия пишутся слитно) и вширь, заполнится людьми, событиями, событиями, светом, красками и начнёт литься свободно и мощно, подгоняемый (проверочное слово: гонит) воображением, (словарное слово) требуя от писателя всё новых жертв, требуя, чтобы писатель отдавал ему драгоценные (словарное слово; в суффиксе –енн- пишется удвоенная нн) запасы образов и слов.
3. Оказалось, что круглые плоские семена (формы косвенных падежей разносклоняемых существительных образуются с помощью суффикса –ен-) какой-то травы, пропитавшись влагой, задвигались, начали разворачиваться (разворачиваюсь, в форме 1-го лица единственного числа суффикс не меняется) спиралью и ввинчиваться (ввинчиваюсь, в форме 1-го лица единственного числа суффикс не меняется) в мою куртку.
4. Во время бурь он (дом) трясся от ветра и ударов волн, скрипел, трещал и, казалось, разваливался на глазах. От сквозняков (проверочное слово: сквозняк) двери с вырванными (в суффиксах страдательных причастий всегда пишется удвоенная нн) замками сами по себе медленно (образовано от прилагательного «медленный»; в суффиксе –енн- пишется удвоенная нн) и зловеще отворялись (чередование –твор-/-твар-, в корне всегда пишется гласная о) и, постояв неподвижно несколько секунд и подумав, вдруг захлопывались (захлопываюсь, в форме 1-го лица единственного числа суффикс не меняется) с таким звоном, что с потолка сыпалась штукатурка.
5. Флобер провёл всю жизнь в мучительной погоне за совершенством слога. Он терял способность оценки, уставал, приходил в отчаяние (словарное слово) и явно сушил и мертвил свои вещи, или, как говорил Гоголь, «рисовал, рисовал, да и зарисовывался».
6. Когда бы созвали самых великих художников и сказали им, что существует во всей Вселенной голый серый камень и что нужно украсить его разнообразно и одухотворённо, (чередование –твор-/-твар-, в корне всегда пишется гласная о; от прилагательного «одухотворённый; в суффиксе -ённ- пишется удвоенная нн) с тем чтобы красота облагораживала, (словарное слово) поднимала, (чередование –ним-/-ня-, после корня стоит суффикс –а-) делала лучше и чище, разве могли бы они, эти художники, придумать что-нибудь прекраснее (словарное слово) обыкновенного (в суффиксе –енн- пишется удвоенная нн) земного цветка?!
7. Установилась (словарное слово) полная, космическая, вселенская тишина, даже не тишина, а безмолвие.
8. После удачной строки остальные воспринимаются (чередование –ним-/-ня-, после корня стоит суффикс –а-) вскользь, поверхностно. Следовательно, эти строки могу быть ослабленными, (в суффиксах причастий всегда пишется удвоенная нн) малозначащими, проходными, связующими, вроде соединительной ткани. Когда слова, что пишутся на бумаге, не обеспечены (в суффиксах кратких страдательных причастий пишется одна н) определённым (в суффиксе –ённ- пишется удвоенная нн) количеством искреннего, (в суффиксе –енн- пишется удвоенная нн) неподдельного чувства, наступает инфляция слова.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением