Упр.163 ГДЗ Гусарова 10 класс (Русский язык)
Решение #1
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Гусарова 10 класс, Просвещение:
163. Внимательно прочитайте текст.
Причины возникновения жаргонных слов и жаргона различны. Иногда жаргон возникает в результате стремления к специфической для данного коллектива речевой экспрессии, к выражению особого, чаще всего иронически-фамильярного отношения к реалиям действительности и к словам, эти реалии обозначающим. Этот элемент коллективной языковой игры отличает молодёжный жаргон, жаргон музыкантов, жаргон спортсменов и любителей спорта. Жаргоны и жаргонные слова являются ещё и средством языкового обособления, а также языковой конспирации. Такую разновидность жаргона называют арго (фр. argot — замкнутый, недеятельный), а слова, входящие в его состав, арготизмами. Таким был язык русских офеней — бродячих торговцев, которые, одурачивая покупателей, специально использовали слова, непонятные человеку иной среды: ишвар — товар, маз — торговец, офеня, свой человек, юсы — деньги, хруст — рубль и т. п.
Тем же целям — отличить своего от чужого и сделать непонятным для непосвящённого человека смысл высказывания — служат и многие слова и выражения уголовного мира: валобаны — деньги, деш-дуй — двенадцать, женить — обокрасть, балерина — отмычка и т. п.
Формирование жаргонной лексики происходит разными путями.
Жаргонная лексика может заимствоваться из других языков: фан, фэн (поклонник музыкальной группы или спортивной команды), шузы (обувь, ботинки, туфли) — англицизмы. Подобные слова осваиваются языком в соответствии с русской грамматикой.
Жаргонизмы возникают и в результате переосмысления значения общенародного слова: кидать — обманывать, выхватывать деньги, пытаясь скрыться, обуть — не выполнить данное деловому партнёру обещание, примочки — шутки, подковырки и т. п.
Жаргонизмы образуются также по словообразовательным моделям русского языка: лажануться — совершить ошибку, глупость, промах (от жаргонного слова лажа — ерунда, чушь, безделица; ложь, подделка); халявщик — бездельник, халтурщик, нахлебник; человек, привыкший брать чужое (от жаргонного халява — что-то нетрудное, пустяковое, доставшееся без труда; подделка, лёгкая работа) и т. п.
1. Определите тему текста. Выделите в нём главную и второстепенную информацию. Составьте тезисы текста.
Определите тему текста.
Тема текста: причины возникновения и пути формирования жаргонной лексики.
Выделите в нём главную и второстепенную информацию.
Главная информация:
1. Причины возникновения жаргонных слов и жаргона:
- стремление к специфической речевой экспрессии.
- ироническо-фамильярное отношение к реальности и словам.
- языковое обособление и конспирация.
2. Разновидности жаргона:
- арго: язык, используемый для недоступности понимания непосвящённым (например, язык бродячих торговцев и уголовного мира).
3. Формирование жаргонной лексики:
- заимствование из других языков (например, англицизмы).
- переосмысление значений общенародных слов.
- образование по словообразовательным моделям русского языка.
Второстепенная информация:
1. Примеры жаргонных слов и арготизмов:
- офеней: шивар (товар), маз (торговец), юсы (деньги).
- уголовный жаргон: валобаны (деньги), женить (обокрасть).
- примеры заимствованных слов: фан, шузы.
2. Примеры переосмысленных слов:
- кидать (обманывать),
- обуть (не выполнить обещание),
- примочки (шутки).
3. Примеры образованных жаргонизмов:
- лажануться (совершить ошибку),
- халявщик (бездельник).
Составьте тезисы текста.
1. Причины возникновения жаргона:
- стремление к специфической речевой экспрессии и выражению иронически-фамильярного отношения к реалиям действительности.
- средство языкового обособления и конспирации.
2. Примеры жаргонных слов:
- русский жаргон: шивар (товар), маз (торговец), хруст (рубль).
- уголовный жаргон: балерина (отмычка), дешдуй (двенадцать).
3. Пути формирования жаргонной лексики:
- заимствование из других языков: фан (поклонник), шузы (обувь).
- переосмысление значений общенародных слов: кидать (обманывать), обуть (не выполнить обещание).
- словообразовательные модели: лажануться (совершить ошибку), халявщик (бездельник).
2. Определите стиль текста и ведущий тип речи. Аргументируйте свой ответ.
Стиль текста – научный.
Аргументация:
1. Цель текста: сообщение новой научной информации, её объяснение.
2. Точность изложения: использование терминологии и научных понятий, таких как «арго», «арготизмы», «жаргонная лексика».
3. Логичность и доказательность: текст структурирован, приводятся примеры и объяснения причин возникновения и путей формирования жаргонной лексики.
4. Объективность и однозначность: изложение фактов без эмоциональной окраски, использование терминологии без субъективных оценок.
5. Отсутствие эмоциональности и образности: текст не содержит художественных средств выразительности, что характерно для научного стиля.
Ведущий тип речи в данном тексте – рассуждение.
Аргументация:
1. Цель текста: основная цель текста – объяснить причины и пути формирования жаргонной лексики, что характерно для рассуждения.
2. Структура текста: текст начинается с постановки проблемы (причины возникновения жаргона), затем приводятся аргументы и примеры, что соответствует структуре рассуждения.
3. Логические связи: в тексте используются логические связки, такие как «таким образом», «следовательно», «поэтому», что указывает на наличие причинно- следственных связей и умозаключений.
4. Отсутствие описания и повествования: в тексте практически отсутствуют элементы описания и повествования, что характерно для рассуждения.
5. Наличие тезисов и аргументов: текст содержит тезисы (например, причины возникновения жаргона) и аргументы (примеры жаргонных слов и их происхождение), что также характерно для рассуждения.
3. Какие проблемы вызывает проникновение жаргонной лексики в литературный язык? Раскройте смысл высказывания известного российского лингвиста В. Н. Телии: «Жаргоны никогда ещё не способствовали подлинно национальному развитию языка». Проиллюстрируйте ответ цитатами из текстов данного и предыдущего упражнений.
Какие проблемы вызывает проникновение жаргонной лексики в литературный язык?
Проникновение жаргонной лексики в литературный язык может вызывать несколько проблем:
1. Засорение языка. Жаргонные слова могут засорять литературный язык, делая его менее понятным и усложняя восприятие информации.
2. Снижение уровня культуры речи. Использование жаргона может привести к снижению общего уровня культуры речи, так как жаргонные слова часто используются для замены более точных и выразительных литературных слов.
3. Сложности в общении. В некоторых случаях использование жаргона может затруднить понимание между людьми из разных социальных групп или возрастных категорий, что может привести к коммуникативным барьерам.
4. Потеря выразительности. Литературный язык обладает большим разнообразием и выразительностью, в то время как жаргон часто ограничен и однообразен.
5. Изменение норм языка. Постоянное использование жаргона может привести к изменению языковых норм и стандартов, что может негативно сказаться на чистоте и правильности литературного языка.
Эти проблемы подчеркивают важность сохранения чистоты и выразительности литературного языка, избегая чрезмерного использования жаргонной лексики.
Раскройте смысл высказывания известного российского лингвиста В.Н. Телии: «Жаргоны никогда ещё не способствовали подлинно национальному развитию языка». Проиллюстрируйте ответ цитатами из текстов данного и предыдущего упражнений.
Смысл высказывания известного российского лингвиста В.Н. Телии заключается в том, что жаргоны не способствуют подлинно национальному развитию языка. Это связано с тем, что жаргонная лексика, как правило, не обогащает и не пополняет национальный язык, а лишь временно используется в определенных социальных группах или ситуациях.
Примеры из текстов:
1. Пришедший из английского языка жаргон «фан» активно используется в молодёжной среде, но допустим только в устной речи. Это показывает, что жаргонное слово «фан» не интегрируется в литературный язык и используется лишь в определенных контекстах.
2. Слова «лажануться» или «халявщик», образованные по словообразовательным моделям русского языка, могут использоваться лишь в неформальной обстановке, так как звучат грубо и в какой-то степени оскорбительно. Эти слова не обогащают литературный язык, а скорее ограничивают его использование в определенных ситуациях.
Таким образом, жаргоны не способствуют подлинно национальному развитию языка, так как они не становятся частью литературного языка и не обогащают его словарный запас.
Популярные решебники 10 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением