Ответы на вопросы §14 ГДЗ Загладин Петров 11 класс (История)

Изображение § 14. Завершение гражданской войны и образование СССР.Какие противоречия национального и социального характера проявились в России во время Гражданской войны?Во...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Загладин, Петров 11 класс, Русское слово:
§ 14. Завершение гражданской войны и образование СССР.
Какие противоречия национального и социального характера проявились в России во время Гражданской войны?
Во время Гражданской войны проявились противоречия между центром и национальными окраинами, обострился аграрный вопрос (политика большевиков в отношении крестьян).

1. Охарактеризуйте события Гражданской войны на национальных окраинах России. Что в них было особенного, а что общего с ходом противостояния в центральных областях страны?
Сопротивление отрядов зелёных в Поволжье, на Урале и в Западной Сибири также было подавлено Красной армией к 1922 г. В 1921 г. Красная армия разбила группировку белых под командованием Р.Ф. Унгерна, отступившую в Монголию. Монголия стала первым союзником Советской России. В октябре 1922 г. Войска Дальневосточной республики заняли Хабаровск, Спасск и Владивосток. В ноябре в ДВР была провозглашена советская власть. Республика обратилась к Советской России с просьбой о воссоединении. В Средней Азии войска М.В. Фрунзе вступили в Туркестан и установили там советскую власть. Она утвердилась также в Ферганской области, в Закаспии, в Семиречье, большей части Хивинского ханства. Образовалась Хорезмская народная советская республика. В августе — октябре 1920 г. Были разбиты войска бухарского эмира и провозглашена Бухарская народная советская республика. Возникло антисоветское движение — басмачество, поддержанное Ираном и Афганистаном. Лишь к 1926 г. Советизация Средней Азии в основном завершилась. В 1920-1921 гг. Советская власть была установлена и в Закавказье.
2. Как вы думаете, почему большевистское руководство пошло на создание ДВР?
Большевистское руководство пошло на создание ДВР, потому что в данной ситуации было необходимо пойти на компромисс с Японией, ведь могла начаться русско-японская война. Это было бы тяжко для большевиков и ослабило их позиции. Таким образом, большевики предотвратили конфликт с Японией.
3. Назовите предпосылки образования СССР.
Постепенно шёл процесс консолидации суверенных республик в единое государство. Фактически Советы всех уровней на их территории контролировала единая партия большевиков — РКП (б). Ещё в годы Гражданской войны РСФСР, Украинская ССР и Белорусская ССР объединили свои вооружённые силы. В 1920-1921 гг. Были заключены двусторонние договоры между этими тремя республиками. Это позволяло координировать деятельность республиканских правительств в экономической сфере, создать единую систему мобилизации ресурсов для обороны в рамках политики военного коммунизма. В феврале 1922 г. Оформилось единое руководство иностранными делами. Интересы восстановления их экономики в условиях перехода к нэпу требовали единого внутреннего рынка и возрождения внешнеэкономических связей. Все это диктовало создание на территориях, где утвердилась советская власть, единого государства.
4. Какие существовали варианты создания единого государства? В чём их принципиальное различие? Дайте свою оценку каждому из этих вариантов.
Комиссия ЦК РКП(б) под председательством И.В. Сталина подготовила план автономизации, то есть включения Украины, Белоруссии и ЗСФСР в состав РСФСР на правах автономий. Он доказывал, что вхождение советских республик в РСФСР на правах автономий позволит создать крупное и сильное государство с централизованной системой управления. В.И. Ленин выступил против плана автономизации, охарактеризовав его как политическую ошибку, которая обострит межнациональные отношения. Он предложил создать добровольный союз суверенных и равноправных республик. Первые вариант позволил бы союзным республикам выходить из состава государства, не участвовать в военных действиях при желании. Такое государство не смогло бы существовать в условиях диктатуры. Второй вариант отвечал настроениям большевистской партии.
5. Что представляло собой новое государственное устройство? В какой степени оно отвечало задачам, поставленным перед объединением первоначально?
Высшим органом власти стал Всесоюзный съезд Советов, а между съездами — ЦИК. Он состоял из двух законодательных палат — Совета Союза и Совета Национальностей. Совет Национальностей включал по пять представителей от каждой союзной и автономной республики и по одному представителю от автономных областей. Съезд Советов СССР формировал высший орган исполнительной власти — Совет народных комиссаров. В ведение союзного правительства передавались иностранные дела, вооружённые силы страны, внешняя торговля, пути сообщений, финансы, обеспечение обороны и государственной безопасности. В 1924 г. Республиканские ГПУ были объединены в союзные органы государственной безопасности — ОГПУ. В ведении союзных республик оставались внутренние дела, земледелие, просвещение, юстиция, социальное обеспечение и здравоохранение. Таким образом, возможность учёта особенностей интересов населения союзных республик, специфики их социально-экономического развития зависела не от безвластных местных руководителей, а от политики руководства партии. Такое устройство отвечало изначально поставленным задачам
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением