Параграф 11 ГДЗ Боголюбов 10 класс (Обществознание)

Изображение §11. Духовный мир личностиЧем духовный человек отличается от бездуховного? Человек, у которого развита духовная жизнь, обладает, как правило, важным личностным...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Боголюбов, Лазебникова 10 класс, Просвещение:
§11. Духовный мир личности
Чем духовный человек отличается от бездуховного?
Человек, у которого развита духовная жизнь, обладает, как правило, важным личностным качеством: его духовность означает стремление к высоте идеалов и помыслов, определяющих направленность всей деятельности, поэтому некоторые исследователи характеризуют духовность как нравственно сориентированные волю и разум человека. Духовное начало характеризует не только сознание, но и практику.
Напротив, человек, у которого духовная жизнь не развита, бездуховен, не способен увидеть и почувствовать всё многообразие и красоту окружающего мира.
Есть ли кормчий у корабля по имени «личность»?
У разных людей разные духовные интересы, жизненные позиции, ценностные ориентации, уровень знаний. Изучение памятников духовной культуры человечества, так же как и исследования духовного мира наших современников, показывает, что важнейшими элементами человеческой духовности являются ценности, мораль, мировоззрение. Именно они формируют личность.
Есть ли люди, не имеющие мировоззрения?
Я думаю, не бывает людей, не имеющих мировоззрения. У каждого человека есть представление о мироустройстве. Мировоззрение человека носит исторический характер: каждой исторической эпохе присущи свой уровень знаний, свои проблемы, свои подходы к их решению, свои духовные ценности.
1. В чём состоит, по мысли философа, нравственная жизнь человека?
В борьбе с самим собой, включающей борьбу и с внешним миром, и состоит нравственная жизнь, имеющая поэтому своим условием этот коренной дуализм нашего существования, борьбу двух душ, которые живут в одном теле не только у Фауста, но и у всякого человека.
2. Чем различаются понятия «душа» и «дух» у Булгакова?
Душа – это то, что необходимо для жизни. Душа сопоставима с органом, только этот орган неосязаемый. Дух – это понятие высокое. Дух – это воспитанная душа, которая живет в соответствие с моральными ценностями.
3. В каком смысле автор использует слова «дух», «духовный»? Аргументируйте ответ, используя текст.
Автор использует эти два слова, чтобы обозначить нечто высшее, высокоморальное. Это можно понять исходя из того, что автор употребляет эти понятия, когда говорит о положительной стороне человеческого начала.
4. Какие идеи, высказанные в параграфе, созвучны идеям философа?
Человек, у которого развита духовная жизнь, обладает, как правило, важным личностным качеством: его духовность означает стремление к высоте идеалов и помыслов, определяющих направленность всей деятельности, поэтому некоторые исследователи характеризуют духовность как нравственно сориентированные волю и разум человека. Духовное начало характеризует не только сознание, но и практику.
Напротив, человек, у которого духовная жизнь не развита, бездуховен, не способен увидеть и почувствовать всё многообразие и красоту окружающего мира.
Именно идея двойственности содержится и в параграфе, и в документе.
5. Какие выводы можно сделать из этого текста?
В борьбе с самим собой, включающей борьбу и с внешним миром, и состоит нравственная жизнь. Необходимо подавлять «мещанские» стремления, связанные со скудными, плотскими потребностями.
1. Что такое духовно-нравственные ориентиры человека, какова их роль в его деятельности?
Мораль — это система норм, правил, регулирующих общение, поведение людей и обеспечивающих единство общественных и личных интересов.
Идеал — это совершенство, высшая цель человеческого стремления, представление о высших моральных требованиях, о наиболее возвышенном в человеке.
Ценности — это то, что наиболее дорого, свято для одного человека. На основе ценностей, которые люди принимают и исповедуют, строятся человеческие отношения, определяются приоритеты, выдвигаются цели деятельности.
2. Какова сущность категорического императива?
Существует, утверждал Кант, только один категорический императив: «поступай всегда согласно такой максиме, всеобщности которой в качестве закона ты в то же время можешь желать». Категорический императив утверждает личную ответственность человека за совершённые им деяния, учит не делать другому того, чего не желаешь себе. Следовательно, эти положения, как и нравственность в целом, по своей природе гуманистичны, ибо «другой» выступает как Друг.
3. Что такое моральные ценности? Охарактеризуйте их.
Ценности — это то, что наиболее дорого, свято для одного человека. Ценности отражают отношение человека к действительности, к другим людям, к самому себе. Отношения эти могут быть различными в разных культурах и у разных народов или социальных групп. На основе ценностей, которые люди принимают и исповедуют, строятся человеческие отношения, определяются приоритеты, выдвигаются цели деятельности.
К числу важнейших ценностных ориентиров относится патриотизм. Этим понятием обозначается ценностное отношение человека к своему Отечеству, преданность и любовь к Родине, своему народу. С патриотическими ориентирами человека связаны и качества гражданственности. Гражданственность проявляется в знании и способности использовать и защищать личные права, в уважении прав других граждан, соблюдении Конституции и законов страны, неукоснительном выполнении своих обязанностей.
4. Почему становление нравственных качеств человека невозможно без самовоспитания?
Самовоспитание в сфере нравственности — это прежде всего самоконтроль, предъявление высоких требований к самому себе во всех видах деятельности. Утверждению нравственности в сознании, деятельности каждого человека способствует многократная реализация положительных моральных норм каждой личностью, или, говоря иначе, опыт добрых дел. Если такая многократность отсутствует, то, как показывают исследования, «портится» и «ржавеет» механизм морального развития, подрывается столь необходимая для деятельности способность личности к самостоятельным нравственным решениям, её способность полагаться на себя и отвечать за себя.
5. В чём состоит сущность мировоззрения?
Мировоззрение — это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.
Почему мировоззрение нередко называют стержнем духовного мира личности?
Мировоззрение, во-первых, представляет собой взгляд человека не на какую-то отдельную сторону мира, а именно на мир в целом. Во-вторых, мировоззрение отражает отношение человека к окружающему его миру. Таким образом, мировоззрение определяет духовный мир.
6. Какие типы мировоззрения выделяет наука? Чем характеризуется каждый из них?
Обыденное мировоззрение возникает в процессе личной практической деятельности человека, поэтому его иногда называют житейским мировоззрением. Такое мировоззрение формируется стихийно. Обыденное мировоззрение опирается на непосредственный жизненный опыт человека — и в этом его сила, но оно мало использует опыт других людей, опыт науки и культуры, опыт религиозного сознания как элемента мировой культуры — и в этом его слабость.
Религиозное мировоззрение — мировоззрение, основой которого являются религиозные учения, содержащиеся в таких памятниках мировой духовной культуры, как Библия, Коран, священные книги буддистов, Талмуд, и ряде других. Напомним, в религии содержится картина мира, учение о предназначении человека, заповеди, направленные на воспитание у него определённого образа жизни, на спасение души. К его сильным сторонам можно отнести тесную связь с мировым культурным наследием, ориентацию на решение проблем, связанных с духовными потребностями человека, стремление дать человеку веру в возможность достижения поставленных целей при соблюдении нравственных принципов.
Научное мировоззрение является законным наследником того направления мировой философской мысли. Оно включает в себя научную картину мира, обобщённые итоги достижений человеческого познания, принципы взаимоотношения человека с естественной и искусственной средой обитания. К достоинствам относятся прочная научная обоснованность, реальность содержащихся в нём целей и идеалов, органическая связь с производственной и социальной деятельностью людей. Однако нельзя закрывать глаза и на то, что проблема человека ещё не заняла в научном мировоззрении подобающего места.
7. Что общего в понятиях «мораль» и «мировоззрение»?
И мораль, и мировоззрение представляют собой набор ценностей, которым следует человек. Он живет в соответствии с этими ценностями.
В чём их различие?
Мораль и мировоззрение различаются тем, что мораль – это набор «хороших» ценностей, которые формируют духовный мир человека и его поведение, а мировоззрение – это необязательно привитие «хороших» ценностей.
8. В чём состоит значение мировоззрения для деятельности человека?
Во-первых, именно мировоззрение даёт человеку ориентиры и цели для всей его практической и теоретической деятельности. Во-вторых, мировоззрение через свою философскую «сердцевину» позволяет людям понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает их методами познания и деятельности. В-третьих, на основании содержащихся в мировоззрении ценностных ориентаций человек получает возможность определять истинные ценности жизни и культуры, отличать действительно важное для своей жизни от того, что реального значения не имеет, носит ложный или иллюзорный характер. Именно в мировоззрении содержится понимание человеком мира и тенденций его развития, человеческих возможностей и смысла деятельности, добра и зла, красоты и безобразия.
1. Как вы думаете, мораль принуждает человека действовать определённым образом или она даёт свободу? Аргументируйте свой ответ.
Для нравственных отношений характерна автономная регуляция, т.е. уровень этих отношений во многом зависит от воли самих субъектов (участников). Человек всегда имеет свободу выбора: либо он разделяет моральные ценности данного общества и добровольно выбирает линию нравственного поведения, либо своими поступками бросает вызов общественному мнению и общественной морали.
2. Учёные утверждают, что ценностные ориентации определяют жизненные цели человека, «генеральную линию индивида». Согласны ли вы с этим утверждением? Свою позицию аргументируйте.
Я согласна с этим утверждением. Ценности действительно определяют цели личности в жизни. Если для человека что-то очень важно, он будет выстраивать жизнь в соответствии с этим принципом, стремиться соблюдать его. Например, если для человека очень важна семья, семейные ценности, то человек будет стремиться построить крепкую семью.
3. Английский мыслитель Адам Смит отмечал важность мудрого и созидательного образа действий, сочетания благоразумия с доблестью, с любовью к человечеству, со священным уважением к справедливости, с геройством. «Это благоразумие, — говорил Адам Смит, — предполагает соединение превосходной головы с превосходным сердцем». Как вы понимаете тезис автора о «соединении превосходной головы с превосходным сердцем»?
Соединение превосходной головы с превосходным сердцем" - это человек, который думает головой. Он умный, мудрый. Но также у этого человека доброе открытое сердце.
В чём, на ваш взгляд, состоит связь этого положения с моральными ценностями?
Данный тезис связан с моральными ценностями тем, что моральные ценности человек также воспринимает головой и сердцем. Головой он понимает, что моральные ценности важны, правильны. Сердцем он чувствует близость к этим ценностям. Эти ценности находят отклик у человека. Таким образом, для восприятия и следования моральным ценностям человеку нужен и разум, и сердце.
4. Академик Б. В. Раушенбах писал: «Не тревожно ли, что характеристики «удачливый бизнесмен», «хороший организатор производства» оказываются порой важнее, чем оценка «порядочный человек»?» Согласны ли вы с мнением учёного? Аргументируйте свою позицию.
Я согласна с мнением учёного. Гораздо важнее личность человека, его суть и моральные ценности. Порядочность человека определяет его отношения с другими людьми, а также отношение к жизни. Его профессиональные характеристики менее важны, потому что работа не является всем в жизни человека. Действительно, профессиональные качества не должны стоять выше личных
Попробуйте сформулировать своё определение понятия «порядочность».
Порядочность - это такое качество человека, при котором он обладает добрым сердцем, он милосерден, вежлив, спокоен. Такой человек имеет высокие моральные ценности, действует в соответствии с ними.
5. Российскими социологами было проведено исследование ценностей студентов. Наиболее для себя важными в жизни студенты назвали следующие ценностные ориентации: получить хорошее образование — 29% из числа опрошенных; иметь интересную работу — 34 %; получить престижную работу — 26 %; достичь материального достатка — 42 %; иметь хорошее здоровье — 50%; моя семья — 70%; получать от жизни удовольствие — 26 %. Назвали что-либо другое или затруднились ответить — 5 % опрошенных студентов. Как вы относитесь к этим результатам?
Эти результаты наглядно показывают, что главным в жизни молодых людей является построение семьи. Также немаловажным является хороший достаток для обеспечения себя и своей семьи. Я думаю, эти результаты правдивы и сохраняют свою актуальность и сегодня.
Какие ценности из приведённого списка вы считаете наиболее важными для себя?
• Получение хорошего образования
• Достичь материального достатка
• Иметь хорошую семью
Что бы вы добавили к этому списку?
• Иметь хорошее здоровье
• Иметь возможность путешествовать
• Иметь хороших друзей
• Иметь возможность творческой деятельности
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением