Вопросы для повторения Глава 2 ГДЗ Боголюбов 10 класс (Обществознание)

Изображение 1. Что позволяет выделить культуру в самостоятельную сферу общественной жизни? Культуру можно выделить в самостоятельную сферу общественной жизни, потому что она...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Боголюбов, Лазебникова 10 класс, Просвещение:
1. Что позволяет выделить культуру в самостоятельную сферу общественной жизни?
Культуру можно выделить в самостоятельную сферу общественной жизни, потому что она обладает определенными характеристиками. Сегодня этим словом определяют и совокупность накопленных обществом ценностей и норм, и вещный мир, находящийся вне человека, и внутреннюю культуру личности.
Назовите области, элементы, которые формируют сферу культуры, раскройте связи между ними.
Духовная культура представляет собой, во-первых, духовный мир каждого отдельного человека и его деятельность по созданию духовных продуктов (творчество учёных, писателей, законодателей и т.д.) и, во-вторых, сами продукты духовной деятельности, т.е. духовные ценности, научные результаты, законы, обычаи и т. д.
К духовной культуре относят утвердившиеся в обществе нормы и нравы, сложившиеся представления о прекрасном, религиозные взгляды и научные идеи - иными словами, то, что было создано в результате духовной деятельности человека.
2. «Культура, — писал французский философ Ж.-П. Сартр, — никого и ничего не спасает и не оправдывает. Но она дело рук человека — в ней он ищет своё отражение, в ней он узнаёт себя, только в этом критическом зеркале он и может увидеть своё лицо». Что имел в виду автор?
Автор имел в виду, что человек – это творец культуры. Он создает культурные объекты, в которых выражает определенные идеи, эмоции. Через призму культуры человек может оценить свои действия.
Во всём ли можно с ним согласиться?
Согласиться с автором можно не во всем. Автор пишет, что культура никого и ничего не спасает, однако это не так.
Способна ли культура спасти человека?
Культура способна спасти человека. Обратившись к предметам культуры, человек может почувствовать себя лучше. Так культура может «спасти» кого-то.
3. По мнению немецко-французского мыслителя А. Швейцера, мировоззрение должно отвечать трём требованиям: быть сознательным («мыслящим»), этическим, идеалом которого является преобразование действительности на нравственных началах, оптимистическим. Каково, на ваш взгляд, развёрнутое содержание каждого из этих требований?
• Сознательность – мировоззрение должно быть осознанным, человек должен понимать и сознательно выбирать его
• Этичность – мировоззрение должно пропагандировать добрые и «хорошие» вещи, которые являются нравственными и моральными
• Оптимистичность – мировоззрение должно воодушевлять человека
Разделяете ли вы мнение учёного либо считаете необходимым пересмотреть или расширить круг этих требований? Свою позицию аргументируйте.
В целом, я разделяю позицию ученого. Мировоззрение действительно должно быть сознательным, этичным и оптимистичным. Также можно добавить, что мировоззрение должно быть целостным, развивающимся, практичным и находящим отражение в действительности.
4. Г. Гегель считал, что выдающаяся личность, творящая всемирно-исторические деяния, неподсудна морали. Значение имеет величие дела, а не его нравственный смысл. Разделяете ли вы такую позицию? Свою точку зрения обоснуйте.
Я не согласна с такой позицией. Нравственный смысл также играет важнейшее значение. Дело может быть великим, грандиозным, но при этом абсолютно аморальным. Тогда такое деяние не имеет пользы для общества, а скорее разлагает его.
5. Какие народные пословицы и поговорки осуждают лень, недисциплинированность и безответственность? Воспользуйтесь сборником пословиц и поговорок, собранных В. И. Далем.
• Работа — с зубами, а лень — с языком.
• Лень одежду бережет.
• Лень голодом изгоняют.
• Семь, восемь — лень отбросим.
• Лень мужа не кормит, только портит.
• Человека лень не кормит, а здоровье только портит.
• Лень — это подсознательная мудрость.
• Лень мужика не кормит.
6. Российский учёный, лауреат Нобелевской премии академик Ж. И. Алфёров вскоре после награждения заявил, что если бы Нобелевская премия существовала в XVIII в., то первую следовало бы дать Петру Великому за построение системы образования по триаде: гимназия — университет — академия. Обоснуйте, опираясь на современный опыт, сущность и значение этой триады.
Система образования в нашей стране включает дошкольное и школьное образование, а также профессиональное образование различного уровня. Построение единой, целостной системы образования очень важно для современного общества. Это позволяет обучаться постоянно, непрерывно.
7. Найдите в справочных изданиях по религиоведению, например в словаре «Религии народов современной России», понятия, относящиеся к нравственным учениям христианства, ислама, буддизма и иудаизма. Сопоставьте их и выделите их общее или сходное содержание.
8. Как связаны культура и религия?
Связь культуры и религии – прямая. Религия является составной частью культуры, а религиозные ценности относят к ценностям культурным.
Покажите на конкретных примерах соотношение светского и религиозного начал в произведениях искусства.
В «Повести временных лет» соседствуют мирское и религиозное отношение к истории, религиозные и нерелигиозные мотивировки событий. То же можно сказать о «Задонщине», «Сказании о Мамаевом побоище» и ряде других летописей.
9. Каким образом происходит познание окружающего мира посредством искусства?
Познавательная функция искусства теснейшим образом связана с информационной. Искусство весьма информативно. В творениях отражаются культурно-исторические, национальные, религиозные и другие черты эпохи, народа, а также особенности мировосприятия самого творца. Поэтому произведения искусства — важный источник знаний об обществе в различные исторические эпохи. Соприкосновение с произведениями искусства также способствует самопознанию человека.
Почему искусство называют «образным познанием»?
Искусство позволяет увидеть мир сквозь призму образности, где реальность причудливо сочетается с вымыслом, давая человеку возможность творить и расшифровывать эти образы, облекая их в рациональную форму.
Искусство не ставит целью полно, всесторонне представить тот или иной объект, явление. Также во многих случаях оно не стремится к фотографически точному отражению реальности. Творец выбирает определённые качества, стороны, проявления объекта, абстрагируясь от всех других.
10. Приведите конкретный пример явления массовой культуры. Выделите в нём соответствующие признаки и объясните, каким образом оно воздействует на потребителя.
Пример массовой культуры – фильм «Чебурашка».
Этот фильм общедоступен, так как он показывался во многих кинотеатрах, а сейчас доступен в интернете. Фильм обращается к эмоциям взрослых и детей, а значит он занимательный. Также он широко растиражирован, так как показывался во многих кинотеатрах. Это фильм, что позволяет воспринимать его пассивно.
11. Попробуйте самостоятельно разработать конкретную модель произведения одного из жанров массовой культуры. По законам жанра определите, каков должен быть главный герой, что обязательно должно присутствовать в сюжете, какой должна быть развязка и т. д.
Я бы сняла сериал, который будет посвящен развитию любовной истории на фоне детективного расследования. Главными героями должны быть молодой человек и девушка. Они должны быть приятными и симпатичными. Один их них должен быть спокойным, а другой «с характером». Такой сериал воздействует на эмоции человека, задевает его чувства. Также людей привлекает детективный сюжет.
12. Назовите произведения элитарной культуры.
• «Бранденбургские концерты» И.С. Баха,
• «Весенняя рапсодия» Ф. Шопена
• Творческие произведения В. Шекспира, Ф. Достоевского, Кафки.
• Картины Микеланджело; «Девочка на шаре» П. Пикассо
• «Черный квадрат» К. Малевича и другие.
Объясните, почему вы отнесли их именно к ней.
Я отнесла эти произведения к элитарной культуре, потому что их способны понять не все. Эти произведения имеют сложную символическую структуру, поэтому понять их сложно. Также сложно почувствовать, какие эмоции автор закладывал.
Покажите, как они взаимодействуют со сферой массовой культуры.
Эти произведения могут включаться в произведения массовой культуры: например, служить саундтреками в фильмах, сериалах, использоваться певцами.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением