Параграф 16 ГДЗ Боголюбов 10 класс (Обществознание)

Изображение §16. Массовая культураМогла ли появиться массовая культура в традиционном обществе? Массовая культура не могла существовать в традиционном обществе. Массовая...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Боголюбов, Лазебникова 10 класс, Просвещение:
§16. Массовая культура
Могла ли появиться массовая культура в традиционном обществе?
Массовая культура не могла существовать в традиционном обществе. Массовая культура сформировалась в условиях индустриального общества под влиянием таких процессов, как технический прогресс, механизация труда, секуляризация культуры (отделение светской культуры от церковной), урбанизация (сосредоточение населения и экономической жизни в городах), распространение рыночных отношений на область культуры, становление системы всеобщего образования.
Как связаны СМИ и массовая культура?
Газета и журнал, радио и телевидение, кино и «мировая паутина» — всё это те каналы, посредством которых мы в основном и приобщаемся к плодам культуры, преимущественно массовой. Эти каналы получили название средств массовой (поскольку сообщение поступает сразу к большим группам людей) коммуникации, они проникают в самые отдалённые уголки планеты, в самые широкие слои общества.
Откуда пошло выражение «жёлтая пресса»?
В газете одного медиамагната, публиковавшей сенсации и сплетни, напечатали комикс о похождениях ушастого мальчика Микки Дугана, неизменно изображавшегося в жёлтой рубашке до пят. С тех пор название «жёлтая пресса» закрепилось за изданиями, делающими ставку на скандальные материалы, не связывающими себя этическими нормами и ограничениями.
1. Какое событие автор считает «днём рождения» массовой культуры? Почему?
Днём её рождения можно считать принятие в 1870 г. в Великобритании закона об обязательной всеобщей грамотности. В результате широким массам населения потенциально становился доступен главный вид художественного творчества XIX в. — роман.
2. Какие направления массовой культуры называет автор?
• Беллетристика
• Комиксы
• Кинематограф
• Легкая музыка
Что ещё вы могли бы добавить к этому перечню?
• Литература (например, детективы)
• Поп-арт
• СМИ
• Радио
3. В чём, по мнению автора, состоят различия между массовой культурой и элитарным искусством?
Если элитарное искусство характеризуется в известной мере торможением непосредственных человеческих переживаний, то массовая культура базируется на универсальных психологических и даже психофизиологических механизмах восприятия, которые активизируются независимо от образования и степени подготовленности аудитории.
1. Что включает в себя массовая культура?
Термин «массовая культура» означает различные культурные продукты, а также систему их создания и распространения. Прежде всего к таким продуктам относятся произведения литературы (беллетристика), музыки (поп- музыка), изобразительного искусства (комиксы, плакаты), кино- и видеофильмы (триллеры, комедии и т. д.). В сферу массовой культуры можно также включить определённые образцы поведения, внешнего вида.
2. Назовите и раскройте основные черты массовой культуры.
Общедоступность. Доступность и узнаваемость стали одной из основных причин успеха массовой культуры. Говорят даже о её примитивности. Простоту произведений массовой культуры нельзя однозначно связывать с их низким уровнем.
Занимательность. Эта особенность массовой культуры обеспечивается обращением к таким сторонам жизни и эмоциям, которые понятны большинству людей, вызывают неизменный интерес, а подчас и шокируют зрителя. Авторы литературных произведений стремятся «покруче завернуть сюжет», заставить читателя с нетерпением ждать развязки.
Акцент на зрительное, визуальное свойственен массовой культуре.
Серийность, тиражируемость. Прежде всего она находит выражение в том, что продукты массовой культуры выпускаются в очень больших количествах, рассчитанных на потребление действительно массой людей. С другой стороны, определённая серийность проявляется и в известной повторяемости сюжетных ходов, похожести героев.
Пассивность восприятия. Беллетристика, комиксы, лёгкая музыка не требовали от читателя, слушателя, зрителя интеллектуальных или эмоциональных усилий для восприятия.
Коммерческий характер. Культурный продукт, создаваемый в рамках массовой культуры, — это товар, предназначенный для массовой продажи.
3. Каковы особенности рынка массовой культуры?
Рынок массовой культуры — это в большей степени рынок покупателя, чем рынок продавца (т. е. условия обмена «культуры на деньги» диктует покупатель, а не продавец). Если вдруг по какой-то причине массовый покупатель начнёт требовать трансляции концертов классической музыки, а не очередного шоу звёзд эстрады, рынок массовой культуры пойдёт ему навстречу. Но и «продавцы» на этом рынке (как и на любом другом) также активны, стараются сформировать спрос на уже имеющийся у них продукт, рекламируют свой товар.
4. Могла ли существовать массовая культура в нынешнем её понимании в традиционном обществе? Свой вывод аргументируйте.
Массовая культура не могла существовать в традиционном обществе. Массовая культура сформировалась в условиях индустриального общества под влиянием таких процессов, как технический прогресс, механизация труда, секуляризация культуры (отделение светской культуры от церковной), урбанизация (сосредоточение населения и экономической жизни в городах), распространение рыночных отношений на область культуры, становление системы всеобщего образования.
5. Охарактеризуйте основные этапы становления массовой культуры. Какие факторы здесь оказались решающими?
С XIV в. в Европе начался переход от церковных жанров искусства к светским. В нашей стране вершиной этой культуры стала русская классическая литература XIX в., которая, в силу неграмотности абсолютного большинства российского населения, была фактом культурной жизни для довольно узкого круга дворянской и разночинной интеллигенции.
На рубеже XIX и XX вв. культурное развитие общества сделало новый виток: «культура для образованных», продолжая существовать, стала уступать место «культуре для всех». Очень быстро оформились основные жанры и направления массовой культуры.
Технические достижения способствовали появлению кинематографа, который был назван «самым массовым из искусств». В середине прошлого века технические возможности массовой культуры стали ещё более значительными, прежде всего благодаря развитию радио и телевидения. И наконец, последнее десятилетие прошлого века ознаменовалось бурным развитием Всемирной компьютерной сети — Интернета.
6. Покажите на конкретных примерах влияние технических достижений на развитие массовой культуры.
С 1970-х гг. утверждается тезис о возрастающем влиянии массовой коммуникации на массовое сознание. Это не случайно. К этому времени технические возможности СМИ, прежде всего благодаря телевидению, резко возросли. К примеру, первое выступление «Битлз» в США, проходившее в 1964 г. в Карнеги-холле в Нью-Йорке, смотрели по телевидению 73 млн человек. До этого подобная по численности аудитория казалась фантастикой.
7. Приведите основные аргументы критиков массовой культуры.
Один из аргументов её критиков состоит в том, что низкопробная массовая культура благодаря огромным возможностям СМИ агрессивно проникает в различные слои общества, сужает аудиторию «качественной» культуры и в целом резко снижает уровень развития общества.
Противники массовой культуры подчёркивают, что она нацеливает аудиторию на духовное потребительство, пассивное восприятие культурного продукта.
Массовая культура, по оценкам её критиков, насаждает ложные жизненные ценности.
В основе массовой культуры лежит идеология коммерческого успеха: нужно делать то, что будет лучше всего продаваться.
Рассмотрим ещё один тезис критиков массовой культуры: свойственное ей тиражирование образцов высокого искусства всегда ведёт к их опошлению и наносит урон культурному развитию человека.
Какие контраргументы в споре с ними можно использовать?
Однако, как считают многие исследователи, в таких критических высказываниях происходит логическая подмена: понятие «массовая культура» подменяется понятием «плохая культура». Вместе с тем, как уже отмечалось, в массовой культуре наряду с действительно низкопробной продукцией есть свои вершины, произведения, отвечающие высоким эстетическим и этическим критериям. В доступности этой культуры можно увидеть проявления подлинного демократизма: массы могут сами оценивать произведения искусства и испытывать коллективное наслаждение от знакомства с ними.
1. Английский писатель О. Хаксли считал, что причинами успеха массовой культуры являются её узнаваемость, доступность, а также постоянное подтверждение «высоких истин». Как вы понимаете последнюю причину?
"Высокие истины" - это ценности и устои общества, которые являются общими для всех. Такие истины близки большинству. Например, это истины о семейном счастье, необходимости работы.
Что бы вы могли добавить в этот перечень?
В этот перечень я бы также добавила понятность и простоту культуры, ориентация на широкую публику, использование рекламы и средств продвижения.
2. Известно, что успех современного эстрадного певца зависит сегодня не столько от его вокальных данных (с помощью современной аппаратуры их можно существенно улучшить), сколько от постановочных эффектов, внешности исполнителя, рекламного сопровождения. Можно ли на этом основании делать вывод, что артист создаёт не художественное произведение, а коммерческий продукт? Свой вывод обоснуйте.
Я думаю, на основе этих данных можно сказать, что исполнитель создаёт коммерческий продукт, так как он делает все для того, чтобы продукт продавался. Он создаёт для этого специальные условия, которые описаны. Именно такие действия привлекают большее количество людей, а значит это коммерческий продукт.
3. Опросы матерей в некоторых странах показывают, что более 80% детей дошкольного возраста просят те игрушки и сладости, рекламу которых видели по телевизору. Какие особенности массовой культуры проявляются в этом факте?
В этом факте появляется такая особенность массовой культуры, как ориентация на коммерческий продукт. Реклама делает все для того, чтобы человек купил продукт, так как главной целью является получение прибыли. Также в данном факте отражается такая особенность массовой культуры как ориентация на широкое потребление.
4. Художественных фильмов и сериалов на телевидении становится всё больше, а тиражи произведений художественной литературы продолжают падать. Чем это можно объяснить?
Данный факт можно объяснить развитием массовой культуры. Такие продукты ориентируется на широкую публику, за счёт чего они и получают деньги. Следовательно, каждый стремится выпустить что-то свое, чтобы стать популярным и получить деньги.
5. Проанализируйте данные социологических опросов, проведённых в нашей стране в разные годы. Опрашиваемые отвечали на вопрос «Что прежде всего должно делать телевидение: информировать, просвещать, воспитывать или развлекать зрителя?». Вот как распределились ответы.
Проанализируйте данные социологических опросов
Как менялось понимание людьми функций телевидения?
Количество тех, кто считает, что телевидение должно просвещать, возрастало с каждым годом. Количество тех, кто считает, что телевидение должно воспитывать снижалось. Мнение людей об информационной и развлекательный функции телевидения менялись с годами по-разному. Большинство всегда считали, что главная функция телевидения - информировать.
Укажите возможные причины таких изменений.
• Возрастание роли интернета
• Распространение массовой культуры
• Глобализация
• Распространение большого количества недостоверной информации, и как следствие потребность в достоверной информации
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением