Параграф 13 ГДЗ Боголюбов 10 класс (Обществознание)

Изображение §13. Наука и образованиеПочему количество научных дисциплин в XX в. сильно возросло? Современная наука сочетает дифференциацию и интеграцию исследований, ныне она...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Боголюбов, Лазебникова 10 класс, Просвещение:
§13. Наука и образование
Почему количество научных дисциплин в XX в. сильно возросло?
Современная наука сочетает дифференциацию и интеграцию исследований, ныне она насчитывает около 15 тыс. дисциплин. Это объясняется многообразием явлений изучаемого наукой реального мира, ростом информации, специализацией учёных по сужающимся исследовательским областям, требованиями НТП о дифференцированных исследованиях в различных значительно отличающихся друг от друга отраслях производства.
Что означает фраза А. С. Пушкина «...в просвещении быть с веком наравне»?
Данная фраза Пушкина означает «соответствовать времени». То есть человек должен иметь достаточный уровень образования, знаний, чтобы соответствовать требованиям времени.
Помогает ли Интернет в учёбе?
Интернет помогает в учебе. С помощью Интернета ученики могут узнать дополнительную информацию, посмотреть различные источники, проконсультироваться с кем-то или взять урок.
1. В чём учёные видят опасность Интернета для обучения детей?
По мнению ряда исследователей, стираются грани между знанием и информацией. Кроме того, Интернет становится средством удержания людей вне процесса деятельности, что, в конечном счёте, приводит к упадку мышления. Несмотря на провозглашаемый в обществе плюрализм мнений, учащиеся практически не умеют строить проблемную коммуникацию и вообще перестают ценить живое общение.
2. Согласны ли вы с выводами учёных? Обоснуйте своё мнение.
Я частично согласна с выводами ученых. Интернет действительно ограничивает умение детей общаться в традиционных формах, однако в других аспектах дети могут учиться и развиваться с помощью Интернета.
1. Что такое наука, каковы её главные функции?
Прежде всего под наукой понимается особая система знаний и способы добывания таких знаний. Если сделать акцент на процессе приобретения научных знаний, то науку можно определить как творческую деятельность, направленную на получение, обоснование и систематизацию новых знаний (понятий, законов, теорий) о природе, обществе, человеке. Наука выступает также частью духовной культуры общества наряду с такими её компонентами, как искусство, образование, религия.
2. Каковы основные черты большой науки?
Вошедший в мировой обиход термин «большая наука» учёные характеризуют как новую обширную сферу научной и научно-технической деятельности, теоретических и прикладных исследований и разработок. Массовый характер приобретает привлечение учёных в производственные лаборатории и конструкторские отделы предприятий и фирм, где они решают конкретные задачи, диктуемые потребностями времени. Около 90% всех учёных, когда-либо живших на Земле, являются нашими современниками. Современная наука сохраняет свою универсальность.
3. Почему для развития науки необходимо сочетание индивидуального творчества и деятельности крупных научных коллективов?
Продуктивное развитие науки требует оптимального сочетания индивидуального поиска и деятельности крупных творческих коллективов. Новые фундаментальные проблемы нередко решались в одиночку крупными учёными (например, теория относительности А. Эйнштейна), а иногда и небольшой группой исследователей. Здесь особенно важна инициатива учёного, его озарение. Поиск нового, соединённый с талантом, — важный фактор продвижения в науке. Но подавляющее большинство научных исследований современной эпохи требует создания больших коллективов и вдумчивой координации всех проводимых исследований.
4. Приведите примеры, характеризующие современное сближение науки с потребностями общества.
Научные знания и методы широко используются при решении различных общественных проблем, в частности при определении путей социально-экономического развития; преодолении экологического кризиса; обеспечении обороноспособности; создании новых лекарственных средств и препаратов; при поддержке образовательной системы.
5. Почему наука является «локомотивом» научно-технического прогресса?
Наука является «локомотивом» научно-технического прогресса, потому что без развития науки невозможно развитие техники. Наука способствует развитию техники, потому что она позволяет технологиям существовать. Именно наука создает технологии.
6. Каковы основные положения этики учёных?
Правило «Не навреди!», провозглашённое «отцом медицины» Гиппократом около 2,5 тыс. лет назад, было, вероятно, первым профессиональным моральным обязательством учёного.
Сплав высоких моральных категорий — добра и совести — образовал новое качество — добросовестность, ставшее одним из первейших требований к научному труду.
Уважение к творцам науки прошлого, опора в своей деятельности на полученные ими результаты — норма выработанной учёными этики.
Социальная ответственность, активная позиция в защите человека и планеты — неотъемлемая часть этики науки.
Академик А. Д. Сахаров (1921 —1989) подчёркивал: «Свобода убеждений, наряду с другими гражданскими свободами, является основой научно-технического прогресса и гарантией от использования его достижений во вред человечеству».
7. В чём состоит взаимосвязь науки и образования?
Образование, подобно науке, является социальным институтом и выполняет важные общественные функции. Образование – это начало науки. Только образованный человек может быть частью науки, развивать ее.
8. Какова роль образования в современном обществе?
Образование, подобно науке, является социальным институтом и выполняет важные общественные функции. Ведущая среди них — социализация личности, передача накопленных знаний, культурных ценностей и норм. Образование выступает важнейшим каналом социальной мобильности: хорошее образование и профессиональная подготовка помогают человеку достичь высоких социальных позиций и, напротив, недостаток образования может послужить сдерживающим фактором социального роста. Нельзя не отметить и того, что образование служит мощным средством самореализации личности, помогает раскрыть её способности и таланты.
9. Почему самообразование — непременное условие успешной профессиональной деятельности и овладения культурой?
Существенным звеном непрерывного образования является самообразование: управляемая самой личностью целенаправленная познавательная деятельность, приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. В основе самообразования лежит непосредственный личный интерес человека, сочетающийся с самостоятельным изучением материала.
1. Принято деление науки на фундаментальную и прикладную. В чём вы видите взаимозависимость и взаимосвязь этих наук?
Взаимосвязь фундаментальной и прикладной науки состоит в том, что без наличия фундаментальных, теоретических знаний невозможна практическая деятельность. Кроме того, фундаментальная наука помимо теоретических работ предполагает и экспериментальные.
Правы ли учёные, считающие, что это членение носит условный характер?
Я думаю, ученые, которые считают, что это членение носит условных характер, правы. Фундаментальная и прикладная науки взаимосвязаны. Они постоянно взаимодействуют, а в состав фундаментальный науки также входят эксперименты.
2. Благодаря открытию антибиотиков были спасены жизни десятков миллионов людей. Но медицинская практика выявила и их отрицательное действие: уничтожаются не только вредные микробы, но и необходимые человеку микроорганизмы; одна болезнь сменяется другой, подчас не менее тяжкой. Перед биологией, химией встала задача создания новых препаратов. В результате были созданы пробиотики. Они вытесняют болезнетворные микроорганизмы, но не губят нормальную микрофлору. Проанализируйте приведённый факт, покажите на его примере действие названных в параграфе функций и особенностей науки.
Данный пример ярко показывает, как наука приспосабливается к нуждам общества. Человеку нужны были такие лекарства, которые бы не наносили вред, и учёные создали их. Кроме того, на данном примере можно увидеть социальную функцию науки, ведь они создали препарат для человека, его здоровья.
3. Профилирование школ нередко понимается по-разному. Одна из точек зрения такова: профилирование должно быть жёстким, в старших классах необходимо полное размежевание на гуманитариев и естественников. Другая точка зрения: профилирование должно быть мягким; у гуманитариев должно в соответствующем объёме продолжаться преподавание и естественно-научных дисциплин, а у естественников — гуманитарных дисциплин. Обсудите обе точки зрения и аргументируйте своё мнение.
Профилирование - важная часть образовательного процесса. Я согласна со второй точкой зрения. У каждого должны быть не только профильные предметы, потому что это способствует общему развитию и эрудиции. Первая точка зрения предполагает, что ученики не должны тратить время на ненужные предметы. Я думаю, ненужных предметов не бывает. Однако, стоит учитывать пропорцию и требования непрофильных предметов.
4. А. Печчеи писал: «Ещё несколько десятилетий назад мир человека можно было представить тремя взаимосвязанными элементами. Этими элементами были Природа, сам Человек и Общество. Теперь в человеческую систему вошёл четвёртый элемент — основанная на науке ...». Завершите мысль учёного. Покажите связь этого элемента с тремя другими, названными выше.
Техника. Наука предполагает развитие техники, потому что именно научно-технический прогресс создаёт технологии. Техника сегодня плотно влилась в жизнь человека. Она преобразует природу или напротив оберегает. Человек окружён техникой, ведь ежедневно он пользуется большим количеством технических достижений. Общество использует технику для коммуникации и организации жизни людей.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением