Параграф 10 ГДЗ Боголюбов 10 класс (Обществознание)

Изображение Глава 2. Общество как мир культуры§10. Духовная культура обществаПочему нет единого толкования термина «культура»? Существуют многочисленные толкования понятия...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Презентация
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Боголюбов, Лазебникова 10 класс, Просвещение:
Глава 2. Общество как мир культуры
§10. Духовная культура общества
Почему нет единого толкования термина «культура»?
Существуют многочисленные толкования понятия «культура». Сам термин берёт своё начало от латинского слова cultura - возделывание, воспитание. Постепенно его значение расширялось.
Духовная культура и культура духа: что первично?
Я думаю, первична духовная культура. Она формирует духовные ценности, благодаря которым формируется культура духа. Культура духа – это культура поведения человека.
1. Какие особенности народной культуры выделяет автор?
• субъектом является народ
• культура бесписьменная
• опора на традицию и настроенность на воспроизведение принятых образцов жизненной активности
• передаётся в непосредственном общении от лица к лицу
• консервативна, практически не подвержена влиянию иных культурных традиций
• анонимность, безличность, отсутствие именного авторства.
2. Проиллюстрируйте названные особенности собственными примерами из известных вам произведений народной культуры.
Разберем особенности народной культуры на примере сказки «Колобок». У этого произведения нет автора, субъектом является народ. Эта сказка передавалась устно. Она не была записана нигде. В данной сказке есть описание крестьянского жилища, что соответствует настроенности на воспроизведение принятых образцов общественной жизни.
3. Как автор характеризует субъекта народной культуры?
Её субъектом является народ — коллективная личность, имеющая единую систему ценностей и единую для всех «жизненную программу поведения», индивидуальное начало в народной культуре не выражено, здесь личность не выделена из коллектива — отсюда и анонимность, безличность, отсутствие именного авторства.
4. Существует мнение, что в современном обществе народная культура занимает весьма скромное место, что времена фольклора прошли. Согласитесь с этой позицией или опровергните её.
Я думаю, народная культура стала действительно занимать более скромное место в современном мире. Однако она все еще есть. К современным проявлениям народной культуры можно отнести анекдоты, городские легенды.
1. Что такое духовная культура? Какие компоненты она включает?
Духовная культура представляет собой, во-первых, духовный мир каждого отдельного человека и его деятельность по созданию духовных продуктов (творчество учёных, писателей, законодателей и т.д.) и, во-вторых, сами продукты духовной деятельности, т.е. духовные ценности, научные результаты, законы, обычаи и т. д.
К духовной культуре относят утвердившиеся в обществе нормы и нравы, сложившиеся представления о прекрасном, религиозные взгляды и научные идеи - иными словами, то, что было создано в результате духовной деятельности человека.
2. Какие ценности включает духовная культура современного общества?
• Мировоззренческо-философские
• Нравственные
• Эстетические
• Религиозные
Раскройте содержание понятия «социальный институт культуры».
К примеру, когда говорят, что пресса, радио и телевидение представляют собой «четвёртую власть», по существу, их понимают не только как компонент политической сферы, но и как культурный институт, поскольку с их помощью формируются определённые нравственные и эстетические нормы, связанные с политической деятельностью. Коммуникационные институты являются теми органами, через которые общество посредством социальных структур производит и распространяет информацию, выраженную в символах. Они являются главным источником знаний о накопленном опыте.
3. Какие особенности характеризуют различные типы культуры?
Культурологи выделяют различные типы культуры: народную, массовую, элитарную.
Так, для культуры народной характерно, что её произведения, как правило, не имеют автора, анонимны. Народная культура включает мифы, легенды, сказания, эпос, песни, танцы, прикладное искусство. В лучших образцах народной культуры запечатлеваются наиболее важные стороны жизни общества в тот или иной период его развития, фиксируются значимые для социума (или его части) ценности и нормы. При этом форма выражения произведений народной культуры является традиционной, порой даже канонической.
Элитарная, или высокая, культура характеризуется уникальностью, духовной глубиной, ограниченным кругом потребителей. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Круг её потребителей - высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, завсегдатаи музеев и выставок, театралы, художники, писатели, музыканты.
Массовая, или общедоступная, культура не выражает изысканных вкусов аристократии или духовных поисков народа. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Популярная музыка - яркий пример массовой культуры.
4. Что такое субкультура? Приведите конкретный пример.
Помимо выделения в культуре общества различных форм культуры, выделяют субкультуры - части общей культуры, систему ценностей, традиций, обычаев, присущих определённой социальной группе. Говорят о молодёжной субкультуре, субкультуре пожилых людей, субкультуре национальных меньшинств, профессиональной субкультуре, криминальной субкультуре.
5. Как различные культуры взаимодействуют в современном обществе?
Различные культуры в современном обществе существуют совместно. Люди уважают разные проявления культуры. Разные виды культуры могут взаимодействовать друг с другом, но не мешать друг другу развиваться. Каждый выбирает себе культуру по вкусу.
1. Культурологи формулируют несколько закономерностей развития культуры. Среди них закон преемственности в развитии культуры. Как бы вы определили сущность этой закономерности? Приведите примеры проявления этой закономерности.
Сущность такой закономерности как преемственность я бы определила в том, что традиции в культуре сохраняются, сохраняются определённые черты. Определённые вещи дорабатывать и продолжают существовать. Примером может быть изобретение и развитие компьютера. Сначала компьютер не имел большого количества программ, не был доступен для обычного пользователя. Сейчас компьютер стал более развитым и доступным.
2. В Конституции Российской Федерации (ст. 69, ч. 3) говорится: «Российская Федерация оказывает поддержку соотечественникам, проживающим за рубежом, в осуществлении их прав, обеспечении защиты их интересов и сохранении общероссийской культурной идентичности». Координацией работы в этом направлении занимается Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество). По материалам официального сайта этого органа составьте анонс (афишу) важнейших мероприятий на ближайший год, месяц, неделю.
17 марта 2023 - Стартовала Международная акция «Люди Артека»
16 марта 2023 - Русский дом в Будапеште запустил новый социальный проект
16 марта 2023 - «Как я попал в Википедию» Встреча с Дмитрием Поликановым
16 марта 2023 - Казахстанцам расскажут «ProСказку»
15 марта 2023 - В Русском доме в Каире открылась выставка «Слияние российской и египетской цивилизаций»
3. Подготовьте компьютерную презентацию по теме «Элитарная культура». (Используйте конкретные имена творцов этой культуры, приведите характеристику их творчества, покажите, как в нём проявляются особенности элитарной культуры.)
(Презентация прикреплена внизу страницы)
4. Используя схему «Функции культуры», подготовьте развёрнутый ответ, раскрывающий функции духовной культуры.
У культуры есть несколько функций. Познавательная функция заключается в том, что она дает представление о целой эпохе, народе. С помощью культуры можно узнать про разные эпохи. Оценочна функция культуры заключается в том, что она дает оценку ценностям в обществе. Регулятивная функция заключается в том, что в культуре отражается система норм и требований общества. Информативная функция культуры позволяет обмениваться знаниями, информацией. С помощью культуры можно распространять и сохранять культурные ценности, что позволяет осуществлять коммуникацию через эти ценности. Социальная функция культуры заключается в усвоении знаний и ценностей, то есть культура учит чему-то.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением