Упр.388 ГДЗ Власенков 10-11 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 388. Составьте (письменно) сначала тезисы, затем конспект этого текста. Выполните его лексико-фразеологический разбор.Лингвисты говорят, что у каждого человека в...
Дополнительное изображение
Загрузка...
 

Другие ответы на тему:
#язык


Рассмотрим вариант решения задания из учебника Власенков, Рыбченская 10-11 класс, Просвещение:
388. Составьте (письменно) сначала тезисы, затем конспект этого текста. Выполните его лексико-фразеологический разбор.
Лингвисты говорят, что у каждого человека в голове есть грамматика его родного языка — механизм, который помогает человеку говорить правильно. Конечно, у каждого языка есть своя грамматика, поэтому нам так трудно выучить иностранный язык: нужно не только запомнить много слов, нужно ещё понять законы, по которым они соединяются в предложения, а эти законы не похожи на те, которые действуют в нашем родном языке.
Но наша беда в том, что мы этих законов не знаем. Мы пользуемся ими, но не можем их сформулировать.
Можно ли представить себе шахматиста, который бы выигрывал партии в шахматы, но не мог бы при этом объяснить, как ходят фигуры? А между тем человек говорит на своём языке приблизительно так же, как этот странный шахматист. Он не осознаёт грамматики, которая спрятана у него в мозгу.
Задача лингвистики — «вытащить» эту грамматику на свет, сделать её из тайной — явной. Это очень трудная задача: природа зачем-то позаботилась очень глубоко спрятать эти знания. Вот почему лингвистика так долго не становилась настоящей наукой, вот почему она и сейчас не знает ответа на многие трудные вопросы.
Например, нужно честно предупредить, что по поводу языков мира лингвистика пока не знает:
— почему в мире так много языков?
— было ли в мире раньше больше языков или меньше?
— будет ли число языков уменьшаться или увеличиваться?
— почему языки так сильно отличаются друг от друга?
Конечно, лингвисты пытаются ответить и на эти вопросы. Но одни учёные дают такие ответы, с которыми другие учёные не соглашаются. Такие ответы называются гипотезами. Чтобы гипотеза превратилась в верное утверждение, нужно убедить всех в её истинности.
Сейчас в лингвистике гораздо больше гипотез, чем доказанных утверждений.
Но у неё всё впереди. Может быть, кто-нибудь из вас когда-нибудь тоже станет лингвистом и сделает какое-нибудь открытие.
(В. Плунгян)
1. Найдите вводные слова. Каково их значение?
2. Объясните все случаи употребления тире и двоеточия в тексте.

Тезисы:
1. Грамматика родного языка как механизм для того, чтобы правильно говорить.
2. Из-за этого трудно учить иностранный язык.
3. Основная задача лингвистики – сделать грамматику явной, а не подсознательной.
4. Лингвистика до сих пор не может ответить на множество вопросов, связанных с языками.
5. Гипотеза – предположение каждого отдельного ученого на вопрос, окончательного ответа на который наука пока не дала.
6. Сейчас в лингвистике больше гипотез, чем доказанных утверждений.
Лексико-фразеологический анализ текста:
Основная тема текста: роль грамматики для грамотной речи человека и роль лингвистики в ее изучении.
Текст относится к научно-популярному стилю, поэтому толкование всех слов однозначное.
Термины:
Лингвистика – наука о языке, языкознание.
Грамматика – совокупность правил об изменении слов и сочетании слов в предложении.
Гипотеза – научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-нибудь явлений.
Слова, употребленные в переносном значении: «вытащить» - в значении «сделать явной, дать объяснение».
Антонимы: тайный – явный.
В тексте отсутствуют синонимы и фразеологические обороты.
1. конечно, например, может быть. Использование вводных слов в научно-популярном тексте позволяет автору дать в завуалированном виде свою точку зрения к той информации, которую он преподносит читателям.
2. Лингвисты говорят, что у каждого человека в голове есть грамматика его родного языка – механизм, который помогает человеку говорить правильно. (подлежащее и сказуемое выражены существительным в именительном падеже; подразумевается слово «это»).
Конечно, у каждого языка есть своя грамматика, поэтому нам так трудно выучить иностранный язык: нужно не только запомнить много слов, нужно еще понять законы, по которым они соединяются в предложения, а эти законы не похожи на те, которые действуют в нашем родном языке. (второе предложение поясняет первое)
Задача лингвистики – «вытащить» (сказуемое выражено инфинитивом) эту грамматику на свет, сделать ее их тайной – явной. (пропущен один из членов предложения)
Это очень трудная задача: природа зачем-то позаботилась очень глубоко спрятать эти знания. (второе предложение дает пояснение тому, о чем говорилось в первом)
Например, нужно честно предупредить, что по поводу языков мира лингвистика пока не знает: (двоеточие после обобщающего слова перед перечислением)
- почему в мире так много языков?
- было ли в мире раньше больше языков или меньше?
- будет ли число языков уменьшаться или увеличиваться?
- почему языки так сильно отличаются друг от друга?
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением