Упр.103 Часть 1 ГДЗ Быстрова Кибирева 8 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 1. Прочитайте отрывок из рассказа «Парашют». Определите его тему. Как можно его озаглавить? Что при этом будет отражать заголовок — тему или основную мысль?Тема...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Быстрова, Кибирева 8 класс, Русское слово:
1. Прочитайте отрывок из рассказа «Парашют». Определите его тему. Как можно его озаглавить? Что при этом будет отражать заголовок — тему или основную мысль?
Тема отрывка из рассказа «Парашют» М. Пришвина – о жёлтом листке, слетевшем с берёзы в изумительной тишине и привлёкшем к себе внимание всех деревьев и трав.
Заголовок – «Жёлтый листок». Заголовок отражает тему отрывка.

В сказочной тишине с берёзы, затёртой высокими елями, слетел медленно вниз жёлтый листок. Он слетел в такой тишине, когда и осиновый листик не шевелится. Казалось, движение крохотного листика привлекло внимание всех. И все пушистые ели, стройные берёзки, многовековые сосны, со всеми своими листочками, хвоинками, сучками, и даже поблёкшая трава дивились и спрашивали: «Как мог в такой изумительной тишине стряхнуться с места и двигаться один-единственный листик?»
(По М. Пришвину)
2. Определите способ связи предложений в тексте и выпишите средства связи. Докажите правильность своего ответа.
Способ связи предложений в тексте - последовательный. Средства связи: лексические – лексический повтор (в тишине слетел – слетел в тишине), контекстные антонимы (слетел – не шевелится, все – один-единственный); морфологические – местоимения (листок - он), формы одного слова (листик – листика – листик, всех - все), однокоренные слова (движение – двигаться), глаголы прошедшего времени (слетел – слетел – привлекло – дивились и спрашивали); синтаксические – прямой (он слетел, листик не шевелился, движение привлекло; ели, берёзки, сосны и трава дивились и спрашивали) и обратный (слетел листок, мог стряхнуться и двигаться листик) порядок слов, вводные слова (Казалось, движение крохотного листика привлекло внимание всех.).

3. Какие звуки могут обозначаться буквой е? Приведите примеры слов из текста и дайте их фонетическую запись.
Буква «е» может обозначать:
- звук [э] – после согласных в сильной позиции (под ударением) и в слабой позиции после твёрдых согласных: тишин[э], слет[э]л, шев[э]лится, вс[э]х, да [жэ], м[э]ста;
- сочетание звуков [j?э] – в начале слова, после гласных и после разделительных «ъ» и «ь» обозначает: [j?э]лями, движени[j?э], внимани[j?э], пушисты[j?э], стройны[j?э], многовековы[j?э];
- звук [и] – в слабой позиции (в безударном положении) после согласных: б[и]рёзы, сл[и]тел, н[и] шевелится, привл[и]кло, многов[и]ковые, изумит[и]льной;
- звук [ы] – в слабой позиции (в безударном положении) после согласных: ш[ы]велится;
- сочетание звуков [j?и] в слабой позиции: [j?и]динственный.

4. Назовите позиции согласных, обозначенных выделенными буквами, по глухости/звонкости. Сформулируйте правила написания слов с выделенными буквами.
В словах «берё[з]ы», «ше[в?]елится», «при[в]лекло» - звонкие согласные находятся в сильной позиции и произносятся звонко.
В словах «вни[с]», [ф] такой, [ф]се, мо[к] – звонкие согласные находятся в слабой позиции, поэтому происходит их оглушение.
Для проверки согласных в корне слова (они на конце слова или перед другими согласными могут оглушаться или озвончаться) надо изменить слово или подобрать родственное слово так, чтобы после проверяемого согласного были гласный или сонорные согласные «л, м, н, р». Например, вни[с] – вниз – внизу. Иногда согласный можно проверять чередованием. Например, скворечник – скворец.

5. Выпишите из текста слова с суффиксами -ок-, -ек-, -ик-. Выделите эти суффиксы. Вспомните правило их написания, приведите свои примеры подобных слов. Есть ли в тексте другие слова с уменьшительноласкательными суффиксами? Укажите, от каких слов они образованы. Какая из этих основ производная, а какая — производящая?
Листок, листик, листика.
Суффикс «-ек» пишется в словах, если при изменении формы слова буква «е» выпадает (платочек и платочка, звоночек и звоночка). В остальных случаях пишется суффикс «-ик» (при изменении формы слова буква «и» сохраняется): носик и носик, пальчик и пальчика.
В суффиксах существительных «-ок-», «-ек-» после шипящих и ц под ударением пишется «о» (дружок, крючок), в безударном положении – «е» (звоночек, горошек).
В тексте есть и другие с уменьшительно-ласкательными суффиксами: берёзки, листочками, хвоинками, сучками.
Берёзки < берёза, «берёзк-» - производная основа, «берёз-» - производящая основы.
Листочками < лист, «листочк-» - производная основа, «лист-» - производящая основы.
Хвоинками < хвоя, «хвоинк-» - производная основа, «хвой-» - производящая основы.
Сучками < сук, «сучк-» - производная основа, «сук-» - производящая основы.

6. Найдите в тексте слова с корнем -лист-. Как вы думаете, почему в сравнительно небольшом отрывке используются слова с одним корнем, но с разными суффиксами?
В тексте автор использует несколько слов с корнем «-лист-»: листок, листик, листочками. Эти слова различаются суффиксами (-ок, -ик-, -очк-), каждый из которых придаёт слову разные оттенки уменьшительно-ласкательного значения. Видимо, автор хотел показать, насколько этот лист маленький, беззащитный и одинокий.

7. Являются ли однокоренными слова один и единственный? Что вы можете сказать о корнях этих слов?
Слова «один» и «единственный» - однокоренные слова, потому что слово «один» возникло из общеславянского «edinъ» (ср. старославянские по своему происхождению «единый», «единица», «единственный»).

8. Выпишите по два существительных каждого рода. Охарактеризуйте их по морфологическим признакам.
(С) березы (берёза) – нариц., неодуш., ж. р., 1-е скл, в ед. ч., р. п.
Елями (ель) – нариц., неодуш., ж. р., 3-е скл, во мн. ч., т. п.
Листок (листок) – нариц., неодуш., м. р., 2-е скл, в ед. ч., им. п.
Сучками (сучок) – нариц., неодуш., м. р., 2-е скл, в ед. ч., т. п.

9. Все ли имена прилагательные в тексте одного разряда? Какого? Докажите.
Прилагательные «сказочной, высокими, жёлтый, крохотного, пушистые, стройные, изумительной» являются качественными. Они обозначают признак, который может быть в большей или меньшей степни (сказочнее, выше, желтее, крошечнее, пушистее, стройнее, изумительнее).
Прилагательные «осиновый, многовековые» являются относительными, так как обозначают такой признак, который не может быть в большей или меньшей степени, не сочетаются с наречием «очень».

10. Найдите в тексте глаголы с орфограммой -тся/-тъся. Почему в одном случае ъ пишется, а в другом нет? Сформулируйте правило.
Не шевелится – что делает? глагол 3-го лица единственного числа, «-тся» пишется без «ь».
Стряхнуться – что сделать? глагол в неопределённой форме, «-ться» пишется с «ь».
В глаголах 3-го лица единственного и множественного числа «-тся» пишется без мягкого знака.
В глаголах неопределённой форме (инфинитиве) «-ться» пишется с мягким знаком.

11. Объясните пунктуацию при прямой речи. Составьте её схему.
И все пушистые ели, стройные берёзки, многовековые сосны, со всеми своими листочками, хвоинками, сучками, и даже поблёкшая трава дивились и спрашивали: «Как мог в такой изумительной тишине стряхнуться с места и двигаться один-единственный листик?».
В этом предложении с прямой речью на первом месте находятся слова автор, на втором – прямая речь. После слов автора перед прямой речью ставим двоеточие. Прямую речь заключаем в кавычки.
А: «П?»
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением