Упр.389 Часть 2 ГДЗ Быстрова Кибирева 5 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 1. Вы уже знаете, что обозначают самостоятельные части речи, каковы их морфологические особенности и синтаксическая роль в предложении. Докажите, что вы умеете их...
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Быстрова, Кибирева, Гостева 5 класс, Русское слово:
1. Вы уже знаете, что обозначают самостоятельные части речи, каковы их морфологические особенности и синтаксическая роль в предложении. Докажите, что вы умеете их различать. Прочитайте необычную сказку. В ней нет слов, которые бы обозначали известные вам предметы, признаки, действия. Попробуйте догадаться, о чём в ней идёт речь. Обратите внимание на приставки, суффиксы, окончания слов.
Сяпала Калуша по напушке и увозила бутявку. И волит:
— Калушата, калушаточки! Бутявочка!
Калушата присяпали и бутявку стрямкали.
И подудонились.
А Калуша волит:
— Оее, оее! Бутявка-то некузявая!
Калушата бутявку вычучили.
Бутявка вздребезднулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки.
А Калуша волит:
— Бутявок не трямкают. Бутявки дюбые и зюмо-зюмо нскузявые. От бутявок дудонятся.
А Бутявка волит за напушкой:
— Калушата подудонились! Калучната подудонились! Зюмо иекузявыс? Путьки бятые! (Л. Петрушевская)

2. Кто действующее лицо в этой сказке? Какие ещё есть в ней персонажи? Назовите их. Кем они друг другу приходятся? Как вы об этом догадались? Какие морфемы вам помогли?
Действующее лицо в этой сказке – Калуша. Ещё есть следующие персонажи: калушата и бутявка. Калушата – дети Калуши. Догадаться помог суффикс -ат-.

3. Какие слова характеризуют персонажей? Какая это часть речи?
Слова, характеризующие персонажей: бятые, некузявая, дюбые. Это прилагательные.

4. Выпишите слова, которые, по вашему мнению, обозначают действия. Когда они происходят? Как вы это определили?
Слова, которые обозначают действия: сяпала, увозила, волит, присяпали, стрямкали, подудонились, вычучили, вздребезднулась, сопритюкнулась, усяпала, не трямкают, дудонятся.
Слова волит, не трямкают, дудонятся происходят в настоящем времени, остальные – в прошедшем. Это можно определить по окончаниям настоящего времени -ит, -ют, -ят и суффиксу прошедшего времени -л-.

5. Расскажите, как вы определяли значения слов.
Значения слов определялись по сюжету текста и морфемному составу.

6. Переведите текст на «понятный язык». Рассказ запишите.

Птенцы глупые
Шла курица по опушке и увидела букашку. И кричит:
– Цыплята! Цыпляточки! Букашка!
Цыплята прибежали и букашку съели.
И отравились.
А курица кричит:
– Оее! Оее! Букашка-то ядовитая!
Цыплята букашку выплюнули.
Букашка встрепенулась, отряхнулась и ушла с опушки.
А курица кричит:
– Букашек не едят. Букашки несъедобные и очень-очень ядовитые. Букашками отравляются.
А букашка кричит за опушкой:
– Цыплята отравились! Цыплята отравились! Очень ядовитые? Птенцы глупые!
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением