Итоги Главы 1 ГДЗ Мединский Торкунов 7 класс (История)

Изображение Итоги главы1. Расскажите о политическом устройстве Российского государства в XVI в. Как и почему менялся характер высшей власти на протяжении XVI в.?В начале XVI...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Презентация
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Мединский, Торкунов 7 класс, Просвещение:
Итоги главы
1. Расскажите о политическом устройстве Российского государства в XVI в. Как и почему менялся характер высшей власти на протяжении XVI в.?
В начале XVI века Россия была единым централизованным государством во главе с великим князем (с 1547 г. — царём). В управлении ему помогала Боярская дума (совет знати). К середине века при Избранной раде власть царя усилилась благодаря реформам: появились Земские соборы (собрания сословий), приказы (органы управления) и единое стрелецкое войско. Однако во второй половине века Иван Грозный, стремясь сломить сопротивление бояр и укрепить личную власть, учредил опричнину — систему террора и разделения страны. Это превратило раннюю сословно-представительную монархию в самодержавную деспотию, где царь правил, опираясь на личную преданность, а не на законы или совет знати.
2. Составьте таблицу «Правители европейских стран — современники Ивана IV».
3. Сравните правление Ивана III и Ивана Грозного. В чём вы видите общие черты и различия?
Оба царя стремились к централизации и укреплению государства. Иван III «собирал» русские земли вокруг Москвы и сбросил ордынское иго, а Иван IV присоединил Казанское и Астраханское ханства. Оба проводили масштабное строительство и укрепляли международный авторитет Руси.
Иван III действовал осторожно, опираясь на бояр и закон. Иван Грозный правил жёстко и подозрительно: он создал опричнину для террора против собственной знати, что привело к разорению страны и династическому кризису. Иван III создал сильное государство, а Иван IV своей жестокостью во многом его ослабил.
4. Можно ли согласиться с мнением, что введение опричнины являлось продолжением реформ Избранной рады? Своё мнение объясните.
С этим мнением согласиться нельзя. Реформы Избранной рады (1540-1550-е гг.) были направлены на укрепление государства через законы, создание новых органов управления и армии, опору на разные сословия. Опричнина (1565-1572 гг.) стала их полной противоположностью: это был государственный террор, уничтожение законов, разорение собственных земель, борьба царя с реальными и вымышленными врагами. Если реформы строили, то опричнина — разрушала.
5. Каковы были основные направления, цели и задачи внешней политики России в XVI в.? В чём состояли её основные результаты?
Восток. Цель — ликвидировать угрозу от осколков Золотой Орды. Результат: присоединение Казанского (1552) и Астраханского (1556) ханств, начало освоения Сибири.
Юг. Цель — защита от набегов Крымского ханства. Результат: строительство Засечных черт, но угроза сохранилась.
Запад. Цель — получить выход к Балтийскому морю. Результат: длившаяся 25 лет Ливонская война (1558-1583) закончилась поражением России, истощила её силы, и выход к морю не был получен.
Итог: успех на востоке, тяжёлая борьба на юге и неудача на западе.
6. Какое значение для экономического и политического развития Российского государства имело время правления Ивана Грозного и Фёдора Ивановича? В чём проявилось укрепление ими централизованной власти, а в чём — ослабление?
Их правление стало временем противоречий. С одной стороны, произошло укрепление центральной власти: венчание Ивана на царство, реформы, завоевание Поволжья, учреждение патриаршества при Фёдоре. С другой стороны, опричнина Ивана Грозного и затяжная Ливонская война страшно ослабили страну: были разорены центральные области, усилилось закрепощение крестьян (указы о «заповедных» и «урочных» летах), начался экономический кризис. Это привело к династическому кризису после смерти бездетного Фёдора и подготовило почву для Смутного времени.
7. Сравните положение крестьянства в середине XV и в конце XVI в. Укажите черты сходства и различия.
Крестьяне в оба периода были основными тружениками, платили оброк и отрабатывали барщину, жили общиной.
Главное отличие — степень свободы. В середине XV века крестьяне могли относительно свободно переходить от одного землевладельца к другому в Юрьев день. К концу XVI века их права резко ограничили: ввели «заповедные лета» (временный запрет перехода), а затем «урочные лета» (срок сыска беглых), что стало первым шагом к полному закрепощению крестьян.
8. Проведите дискуссию в классе, обсудив тезис: «Опричная политика ослабила Российское государство».
Аргументы ЗА (ослабила)
Опричнина уничтожила многих опытных воевод и управленцев, разорила процветающие центральные уезды, подорвала экономику, породила всеобщий страх и бесправие. Это стало одной из главных причин поражения в Ливонской войне и будущей Смуты.
Аргументы ПРОТИВ (укрепила)
Некоторые считают, что опричнина окончательно сломила власть старой боярской аристократии и укрепила личную власть царя-самодержца.
9. Почему на памятнике «Тысячелетие России» нет изображения Ивана Грозного? Своё мнение аргументируйте.
Ивана Грозного нет на новгородском памятнике «Тысячелетие России» (1862 г.), потому что создатели памятника (император Александр II и историки) считали его правление жестоким и вредным для страны. Они хотели прославить фигуры, которые объединяли и укрепляли Русь (как Александр Невский или Пётр I), а не тех, кто, по их мнению, ввергал её в хаос террором (опричнина) и проигрышем в войне (Ливонская). Иван Грозный олицетворял для них тиранию, а не величие России.
10. Какой памятник культуры, созданный в XVI в., вы считаете наиболее важным? Свой ответ аргументируйте.
Наиболее важным памятником культуры XVI века я считаю Покровский собор на Рву (храм Василия Блаженного) в Москве. Во-первых, это символ величайшей победы — взятия Казани и присоединения Поволжья. Во-вторых, это шедевр мировой архитектуры, уникальный образец русского шатрового стиля, поражающий красотой и сложностью. В-третьих, собор стал визитной карточкой России, её самым узнаваемым архитектурным символом, олицетворяющим самобытность русской культуры. Ни один другой памятник той эпохи не сочетает в себе так полно историческое значение, художественное совершенство и символическую мощь.
Сформулируйте ответ на главный вопрос главы и обоснуйте его двумя-тремя аргументами.
В 1560-е гг. последовал отказ от курса реформ Избранной рады. Власть Ивана IV приобрела деспотические черты. Одним из орудий утверждения самодержавной модели власти стала опричнина. Порождённый затяжной Ливонской войной и опричниной социально-экономический кризис стал одной из причин начавшегося закрепощения крестьян. В 1598 г. после смерти царя Фёдора Ивановича пресеклась царская династия Рюриковичей.
1. Библиотека Ивана IV: миф или реальность?
2. Мой край в XVI в.
3. Повседневная жизнь и быт представителей одного из сословий (по выбору) в России в XVI в.
4. Исторический портрет членов Избранной рады (Андрей Курбский, Алексей Адашев, Сильвестр, митрополит Макарий и др.).
(Ссылки на презентации ниже.)
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением