Параграф 20 ГДЗ Мединский Торкунов 7 класс (История)

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Мединский, Торкунов 7 класс, Просвещение:
Глава II. Смута в России
Что позволило сохранить независимость Российского государства в период Смутного времени?
Сохранить независимость в период Смуты Российскому государству позволило удивительное народное единство и патриотический подъём, которые проявились, когда правящая элита (бояре) оказалась расколота или готова к сотрудничеству с интервентами. Когда Москва была захвачена поляками, а шведы оккупировали север, именно простые люди — горожане, крестьяне, духовенство и служилые люди из провинции — взяли инициативу в свои руки. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский стали символами этого общенационального движения, сумев организовать Второе ополчение на народные пожертвования. Кроме того, огромную роль сыграла стойкость православной веры, которую олицетворял замученный патриарх Гермоген, призывавший не сдаваться иноверцам.
§ 20. В преддверии грозных испытаний: кризис власти и общества на рубеже XVI-XVII вв.
Почему избрание на царство Бориса Годунова и проводившаяся им политика не стали началом объединения государства и общества, а привели страну к Смуте?
Попытки власти разрешить социально-экономические и политические противоречия в начале XVII в. не увенчались успехом. Нараставшее недовольство сословий привело к расколу общества. Духовные и нравственные скрепы, надломленные в царствование Ивана Грозного, оказались неспособны удержать сословия и сословные группы от междоусобной борьбы. Кризисом в России поспешили воспользоваться западные государства и папский престол, организовав против неё военную и духовную агрессию.
Какое значение имела фигура царя в представлении русских людей начала XVII в.?
В начале XVII века, накануне и в период Смуты, фигура царя в представлении русских людей имела сакральное, почти религиозное значение. Царь считался «помазанником Божьим», отцом для всего народа и гарантом порядка, справедливости и защиты страны от внешних врагов.
1. Почему в 1598 г. царём был избран Борис Годунов?
Возможных претендентов было двое: Борис Годунов и боярин Фёдор Никитич Романов. Шансы они имели неравные: на стороне Бориса — реальная власть, опыт, преданные люди в приказах и на местах, поддержка патриарха. Немаловажно и то, что Годунов был братом царицы Ирины, которой царь Фёдор завещал царство. Впрочем, родственные связи Романова в глазах современников выглядели весомее — он был двоюродным братом умершего государя. Это позднее позволило Романовым говорить о династической преемственности. Поскольку царица отказалась от престола, разрешить ситуацию предстояло Земскому собору, который должен был провозгласить волю «всей земли». Собор открылся в феврале 1598 г. и единодушно избрал Бориса на царство.
2. Верно ли, что избрание Бориса на царство поддержали все слои общества?
Его кандидатура вызывала острое неприятие у многих членов Боярской думы. Дело доходило до жарких столкновений. Таким образом можно сказать, что не все слои общества поддержали избрание на царство Бориса.
Какое было предназначение у предметов, изображённых на иллюстрациях?
Кубок — парадный сосуд, символизировавший богатство, щедрость и гостеприимство правителя. Его дарили или использовали на пирах, демонстрируя статус.
Держава — один из главных регалий (символов) верховной власти, наряду со скипетром и короной. Шар с крестом означал власть монарха над миром и ответственность перед Богом.
Трон — не просто сиденье, а материальное воплощение верховной власти. Церемония восшествия на трон («вокняжение» или «венчание на царство») легитимизировала права правителя.
1. Какой путь к царскому трону преодолел Борис Годунов? Какие личные качества помогли ему подняться на вершину власти?
Борис Годунов, происходивший из незнатного дворянского рода, проделал путь к трону через хитроумную придворную карьеру и родственные связи. Начав службу опричником, он породнился с всесильным Малютой Скуратовым, женившись на его дочери, а затем укрепил положение, выдав свою сестру Ирину за царевича Фёдора Ивановича, сына Ивана Грозного. После смерти Грозного, при слабом царе Фёдоре, Годунов, обладая острым умом, гибкостью и талантом администратора, стал фактическим правителем страны, устраняя соперников и укрепляя власть. Его возвышению способствовали расчётливость, умение использовать связи и находить выгоду в кризисах (например, после гибели царевича Дмитрия). В 1598 году, после смерти Фёдора, Годунов был избран царём на Земском соборе, став первым в русской истории правителем, получившим трон не по наследству, а по воле элиты.
2. Дайте оценку внутренней политики Годунова.
При нём впервые для обучения за границу были отправлены молодые люди. Интерес к европейской культуре и образованию нашёл выражение в переменах при дворе. Сын и наследник Бориса, царевич Фёдор, общался с иноземцами и получил образование, выходившее за рамки традиционного. Внутренняя и внешняя политика Бориса, когда он стал царём, в целом была продолжением успешной политики Бориса-правителя.
Почему во время голода 1601-1603 гг. люди отовсюду стекались в Москву?
Во-первых, они верили, что царь-батюшка (Борис Годунов) обязан накормить своих подданных и организует раздачу хлеба и денег из казны, что он и пытался делать. Во-вторых, Москва как крупнейший город и центр торговли казалась местом, где ещё можно найти работу или милостыню. В-третьих, люди надеялись на помощь богатых монастырей и бояр, живших в столице.
1. О ком идёт речь в отрывке? На основе каких слов в тексте вы это определили?
В отрывке идёт речь о царе Борисе Годунове. Это видно по указаниям на ключевые события: он «временно благоустроил державу», но «ввергнул Россию в бездну злополучия», «предал в добычу ляхам» (полякам), «вызвал сонм самозванцев» и главное — «воссе?л на престол святоубийцею», то есть с подозрением в убийстве царевича Дмитрия.
2. Как историк оценивает деятельность этого правителя? Согласны ли вы с его оценкой? Ответ объясните.
Карамзин даёт резко отрицательную оценку правлению Годунова. Историк признаёт его государственные таланты («временно возвысил Россию»), но считает, что преступный путь к власти (убийство Дмитрия) перечеркнул все достижения и стал первопричиной ужасов Смуты.
С оценкой Карамзина можно частично согласиться. Действительно, пресечение династии и слухи о вине Годунова стали спусковым крючком для самозванцев и интервенции.
1. Какие меры предпринимались властями для борьбы с голодом? Были ли они эффективны?
Спасая ситуацию, Годунов приказал продавать хлеб по твёрдой цене. Для безденежной раздачи хлеба были открыты царские зернохранилища. Однако эти меры не остановили бедствия. Алчные приказные кинулись наживаться на всеобщем бедствии. Не прочь были воспользоваться ситуацией и крупные землевладельцы, взвинчивавшие цены.
2. Почему в 1603 г. начались народные волнения?
На фоне голода усилились сомнения в законности избрания нового царя. Люди искали объяснение своим бедам — и находили логичный для себя ответ: божественное «попущение», гнев Божий наслан на страну за грехи Бориса и за их общий грех — «Борисово избрание».
Почему начало XVII в. называют Смутным временем (Смутой)?
Грозные события начала XVII в. современники назвали Смутой. Название очень точное. Действительно, это была настоящая смута — в головах, в обществе, в государстве. Узы, некогда скреплявшие общество, разорвались. Началась междоусобная борьба, в которой линия противостояния пролегла через сословия, роды и семьи.
Назовите причины Смуты. Как они связаны с правлением Ивана IV и Речью Посполитой?
Недовольством были охвачены все сословия и все слои русского общества.
В первую очередь земледельцы страдали от налогового гнёта и произвола властей. Особенно болезненно отозвалась отмена Юрьева дня.
Помещики мечтали об увеличении земельных пожалований, о превращении поместий в вотчины, о привилегиях и чинах, доступных только аристократии. Они готовы были поддержать того, кто выполнит их заветные желания.
Династический кризис не был преодолён с воцарением Бориса Годунова. Смерть бездетного Фёдора Ивановича стала ударом по всей системе взаимоотношений, сложившейся между аристократией и самодержцем. Сам факт избрания государя, не принадлежащего к богоданной династии, ставил вопрос о его законности.
В свою очередь, западные государства желали политического и экономического ослабления России.
1. Как пытался укрепиться на престоле Борис Годунов? Какие меры, предпринятые им, способствовали выходу из кризиса, а какие — создавали условия для социального взрыва?
Борис Годунов пытался укрепиться на престоле через внутренние реформы и внешнеполитические успехи. К мерам, способствовавшим выходу из кризиса, можно отнести: развитие городов и торговли, приглашение иностранных специалистов, строительство оборони-тельных линий на юге, укрепление армии и успешную короткую войну со Швецией (1590-1593), вернувшую России выход к Балтике. Однако условия для социального взрыва создали: жестокий трёхлетний голод (1601-1603), с которым власти не справились; усиление закрепощения крестьян (указы о сыске беглых); всеобщее недоверие к царю из-за слухов о причастности к убийству царевича Дмитрия. Эти факторы привели к восстаниям, появлению самозванца и кризису власти.
2. Существует мнение, что одной из причин Смуты была опричнина. Согласны ли вы с такой позицией? Свою точку зрения обоснуйте.
С этой позицией можно согласиться. Опричнина Ивана Грозного (1565-1572) стала глубокой причиной Смуты, потому что она: разорила экономику центральных районов, посеяла всеобщий страх и бесправие, ослабила обороноспособность государства, а также нарушила традиционный порядок престолонаследия, уничтожив многих возможных наследников и приближённых. К началу XVII века страна подошла ослабленной, с подорванным авторитетом власти, что и сделало возможным династический кризис, гражданскую войну и интервенцию.
3. Рассмотрите иллюстрацию в начале параграфа. Опишите картину. Кто на ней изображён? По каким деталям вы это определили?
На картине, вероятно, изображён царь Борис Годунов. Это можно определить по царским регалиям (держава, скипетр, богато украшенная шапка или венец), роскошным одеждам (парчовый кафтан, меховая опушка) и важному, сосредоточенному выражению лица. Художник, скорее всего, подчёркивает его статус правителя, но, возможно, также показывает в его взгляде печаль или тревогу, что отражает сложность его правления.
4. Какие успехи были достигнуты Россией за время правления Бориса Годунова?
• Укрепление южных границ, строительство крепостей
• Возвращение выхода к Балтийскому морю (Тявзинский мир)
• Учреждение патриаршества в России (1589)
• Приглашение иностранных врачей, учёных, военных
• Строительство в Москве (Кремль, колокольня Ивана Великого)
Почему его политикой были недовольны различные группы населения в стране?
• Боярство ненавидело его как «выскочку» и подозревало в убийстве Дмитрия
• Дворяне были недовольны усилением сыска беглых крестьян
• Народ страдал от голода и верил слухам, что голод — Божья кара за грехи «беззаконного» царя
• Все сословия устали от подозрительности, шпионажа и доносов, которые поощрял Годунов
5.* Существует следующая оценка личности, политики и правительственного курса Бориса Годунова: «Борис Годунов — талантливый государственный деятель, царь, задумавший преобразования, призванные обеспечить развитие страны». Поддерживаете ли вы такую оценку? Своё мнение аргументируйте фактами.
Да, эту оценку можно поддержать. Борис Годунов был талантливым правителем с большими планами. Факты: он действительно стремился развивать страну — приглашал иностранцев для передачи знаний, отправлял молодых дворян учиться за границу (чего раньше не было), планировал открыть в Москве школу с изучением наук. Однако его преобразованиям мешали обстоятельства (голод, интриги бояр) и собственные ошибки (жестокость к опальным боярским родам, нерешённый вопрос легитимности власти). Он задумывал многое, но не успел реализовать из-за начавшейся Смуты.
6. Некоторые историки считают, что, несмотря на различия, в политике Ивана Грозного и Бориса Годунова было много общего. Приведите несколько фактов, подтверждающих мнение историков.
• Оба правителя подозрительно относились к знати, ссылали и казнили бояр
• И Иван IV, и Годунов стремились сосредоточить всю власть в своих руках, ослабляя традиционные институты (Боярскую думу)
• Активное строительство крепостей и засечных черт против Крыма
• Иван вёл Ливонскую войну за выход к Балтике, Годунов приглашал иностранцев на службу
7. Приведите несколько примеров европейского влияния на Россию в царствование Бориса Годунова.
• Приглашение специалистов: врачи, инженеры, офицеры из Англии, Германии, Дании
• Образование: план открытия в Москве школы с преподаванием латыни и европейских наук
• Отправка студентов за границу: несколько молодых дворян были посланы учиться в Англию, Францию, Германию (хотя большинство не вернулось)
• Архитектура: элементы европейского стиля в строительстве (например, в планировке крепостей)
8.* Составьте в тетради простой план ответа по теме «Политика Бориса Годунова: достижения и ошибки».
• Приход к власти: избрание на царство Земским собором
• Достижения во внутренней политике (развитие городов, укрепление границ)
• Успехи во внешней политике
• Серьёзные ошибки и проблемы (голод 1601-1603 гг., ужесточение крепостного права, конфликт с боярством)
• Недовольство народа и начало Смуты
• Итоги правления
Прочитайте отрывок из работы историка С. Платонова и ответьте на вопрос.
Началась она явлением случайным — прекращением династии; в значительной степени поддерживалась вмешательством поляков и шведов, закончилась восстановлением прежних форм государственного и общественного строя и в своих перипетиях представляет массу случайного и труднообъяснимого. [Поэтому] и являлось у нас так много различных мнений и теорий о её происхождении и причинах.
О каком явлении идёт речь в тексте отрывка? Дайте определение этого явления и запишите его в тетрадь.
В отрывке речь идёт о Смутном времени (Смуте) в России начала XVII века. Смутное время — это глубокий общегосударственный кризис, выразившийся в династическом кризисе после пресечения законной династии Рюриковичей, гражданской войне, иностранной интервенции, хозяйственном разорении и почти полном распаде российской государственности. Платонов подчёркивает, что причины Смуты были сложными и включали как случайные факторы (пресечение династии), так и вмешательство иностранных государств.
Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа и обоснуйте его двумя-тремя аргументами.
Попытки власти разрешить социально-экономические и политические противоречия в начале XVII в. не увенчались успехом. Нараставшее недовольство сословий привело к расколу общества. Духовные и нравственные скрепы, надломленные в царствование Ивана Грозного, оказались неспособны удержать сословия и сословные группы от междоусобной борьбы. Кризисом в России поспешили воспользоваться западные государства и папский престол, организовав против неё военную и духовную агрессию.
Похожие решебники
Популярные решебники 7 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением