Параграф 18 ГДЗ Мединский Торкунов 7 класс (История)

Изображение § 18. Развитие культуры в XVI в.Историки полагают, что XVI в. стал периодом наивысшего расцвета русской средневековой культуры. Согласны ли вы с этим утверждением?...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Мединский, Торкунов 7 класс, Просвещение:
§ 18. Развитие культуры в XVI в.
Историки полагают, что XVI в. стал периодом наивысшего расцвета русской средневековой культуры. Согласны ли вы с этим утверждением? Свою позицию аргументируйте.
Середина и вторая половина XVI в. отмечены выдающимися достижениями русской культуры. Памятником мирового значения стал собор Покрова Богородицы на Красной площади в Москве. Крупномасштабное строительство идёт во многих русских городах, где обновляются фортификационные сооружения. Переживает расцвет русское ремесло, прикладное искусство и иконопись.
1. Каковы были особенности развития русской культуры в XVI в.?
Культура России XVI столетия формировалась под влиянием событий, связанных с созданием единого Российского государства, успехов его внутренней и внешней политики. На её развитие влияли как древнерусская культура, так и постоянные контакты со странами Европы. В то же время культура обогащалась достижениями народов, вошедших в XVI в. в состав России. Влияние западно-европейских мастеров и инженеров было особенно заметно в храмовой архитектуре и в фортификационных сооружениях (крепостях). Гораздо меньшее воздействие со стороны Западной Европы испытывали изобразительное искусство и музыка, где по-прежнему господствовали русские средневековые традиции.
2. Какое влияние на развитие культуры оказывала Русская православная церковь?
Как в искусстве в целом, так и в литературе, в общественно-политической мысли и в летописании царило религиозное мировоззрение. Православие было основой духовной и повседневной жизни всех сословий. В первой половине XVI в. особенно напряжёнными оказались религиозно-церковные споры и искания.
Определите, строительство какого собора отражено на картине. В каком архитектурном стиле возведён этот собор?
На картине Аполлинария Васнецова изображено строительство Покровского собора, что на Рву (ныне известного как собор Василия Блаженного). Собор возводился в 1555–1561 годах по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани. Архитектурный стиль собора — шатровое зодчество с элементами русско-византийской традиции, характерный для середины XVI века в России. Его отличительные черты — множество разнообразных по форме и декору шатров и глав, объединённых в единую композицию, что символизировало «небесный град» и триумф православия.
Что такое шатровый стиль? Каковы его характерные черты?
Для этого времени характерен новый общерусский стиль, сочетавший традиции владимирского зодчества и достижения
европейской, особенно итальянской, архитектуры. В начале XVI в. возник новый стиль русского каменного зодчества — шатровый. Долгое время среди учёных велись споры о его происхождении. Историк XIX в. И. Е. Забелин считал, что шатровый стиль связан с русским деревянным зодчеством. Другие исследователи полагали, что это российское переосмысление западной готики.
1. Как Москва укреплялась оборонительными сооружениями?
В регентство Елены Глинской в Москве построили ещё одну кирпичную крепость — Китай-город, а в конце XVI в., в царствование Фёдора I Ивановича, Борис Годунов приказал возвести третью каменную линию укреплений — Белый город (кирпичные стены крепости побелили), которая шла на месте современного Бульварного кольца. Строительством руководил «государев мастер» Фёдор Конь.
2. Какое значение придавалось строительству крепостных сооружений в других городах России?
Неприступной крепостью стал Псковский кремль (Кром). Его каменные стены были воздвигнуты местными мастерами из камня (песчаника) во второй половине XIII в. В XVI в. Псков достраивался и укреплялся. Несмотря на неоднократные осады, он ни разу не был взят штурмом. Каменные крепости имелись также в Изборске, Ивангороде (напротив ливонской Нарвы), в Великом Новгороде, Нижнем Новгороде, Туле, Коломне, Можайске. Для укрепления западного рубежа русский зодчий Фёдор Конь построил мощные каменные крепостные стены Смоленска (1596-1602). В большинстве русских городов XVI в. стояли деревянные крепости, которые в то время ещё не потеряли военного значения. После включения Поволжья в состав России в Казани и Астрахани по царскому указу появлялись свои кремли, созданные русскими зодчими.
С опорой на текст учебника разберите сюжет этой иконы.
Икона «Церковь воинствующая» создана в 1550-х годах и является аллегорическим прославлением победы Ивана Грозного над Казанским ханством. Её сюжет трактуется как шествие православного воинства (возглавляемого архангелом Михаилом и святыми покровителями русского войска) из горящего земного града (символа Казани или вообще греховного мира) к Небесному Иерусалиму (Царству Небесному). В центре процессии — фигура царя Ивана IV на коне, что подчёркивает его роль как предводителя, дарованного Богом. Икона отражает идею Москвы как Третьего Рима, призванного защищать истинную веру, а взятие Казани представлено как священная война за торжество православия.
Какие изменения происходили в изобразительном искусстве в XVI в.? Чем они были обусловлены?
С наступлением эпохи Ивана Грозного, с утверждением теории «Москва — Третий Рим», с торжеством иосифлян, которые хотели подчинить иконопись единообразному уставу, начинается отход от иконописных традиций XV в. Усиливается символизм образов, растёт техническое мастерство, появляется подчёркнутая декоративность.
Используя дополнительные источники информации, разберите сюжет на пелене.
Пелена «Успение Богоматери» представляет собой вышитую икону, изображающую одно из ключевых событий христианской традиции — успение (мирную кончину) Девы Марии. В центре композиции — фигура Богоматери на ложе, окружённая апостолами, чудесно собравшимися из разных стран. Над ней — фигура Христа, принимающий её душу (в виде младенца). Сцена наполнена символами: горящие свечи, детально вышитые архитектурные фоны (горницы), иногда — фигуры ангелов. Лицевое шитьё (вышивка цветными шелками и золотыми нитями) было дорогим искусством, характерным для царских и княжеских мастерских XVI века.
Какие виды прикладного искусства развивались в России в XVI в.?
• Оружейное дело
• Ювелирное дело
• Кузнечное дело
• Ткацкое дело
1.* Составьте в тетради план-конспект ответа по теме «Развитие культуры в XVI в.».
• Главная особенность культуры XVI века: усиление государственного и религиозного начала, подчинение культуры задачам укрепления централизованной власти и авторитета православной церкви.
• Просвещение и книгопечатание
o Рост грамотности
o 1564 г. — начало книгопечатания (Иван Фёдоров, Пётр Мстиславец, «Апостол»)
o Появление первых учебников («Букварь» Ивана Фёдорова)
• Литература и общественная мысль
o Публицистика: Иван Пересветов (идея сильной царской власти), Андрей Курбский (критика тирании, переписка с царём)
o Историческая литература: «Степенная книга» (официальная история Рюриковичей), «Казанская история»
o Бытовая литература: «Домострой» (свод правил поведения, морали и хозяйства)
• Архитектура
o Шатровый стиль
o Крепостное строительство (кирпичный Кремль в Нижнем Новгороде, Смоленская крепостная стена)
• Живопись
o Дионисий
o Расцвет монументальной фресковой живописи в храмах
o Икона «Церковь воинствующая» как образец политической аллегории
• Декоративно-прикладное искусство
o Расцвет искусства лицевого шитья
o Развитие ювелирного дела (филигрань, скань, эмаль), оружейного искусства (самопальные ружья, украшенные клинки)
2. Составьте развёрнутый рассказ об одном из памятников культуры XVI в. по своему выбору (можно использовать материал региональной истории).
Собор Архангела Михаила, стоящий на Соборной площади Московского Кремля, — это не просто храм, а величественный пантеон русских правителей и яркий памятник архитектуры эпохи Ивана III и Василия III. Построенный в 1505–1508 годах итальянским зодчим Алевизом Новым, собор знаменует переход от суровой древнерусской архитектуры к новому, торжественному стилю.
Внешний облик собора уникален. Алевиз мастерски сочетал традиционную русскую крестово-купольную структуру с элементами венецианского Ренессанса. Фасад разделён на два яруса пилястрами с резными капителями и увенчан изящными раковинами в закомарах — чисто итальянский мотив. Однако главная «итальянская» черта — это пышный ордерный декор, придающий храму светскую, дворцовую монументальность. Внутри, под сенью шести столпов и крестовых сводов, покоится прах почти всех великих московских князей и царей от Ивана Калиты до Ивана Алексеевича (брата Петра I). Первым здесь был погребён сам великий князь Иван III. Фресковая роспись собора, выполненная в 1652–1666 годах артелью мастеров во главе с Симоном Ушаковым, представляет собой грандиозную галерею портретов русских правителей и сцен из их жизни, подчёркивая идею преемственности и богоизбранности царской власти.
3. Сравните пути развития в XVI в. искусства Российского государства и искусства Западной Европы. Выделите черты сходства и различия.
Общие черты:
• Даже в религиозном искусстве появляются портретные черты, внимание к деталям быта и пейзажа (в России — в иконах и фресках Дионисия, в Европе — у художников Северного Возрождения)
• И в России, и в Европе строятся грандиозные храмы и общественные здания, отражающие мощь централизованного государства
• Интерес к античному наследию (в Европе — прямое обращение к Риму и Греции, в России — опосредованно, через итальянских зодчих в архитектуре, что видно в Архангельском соборе)
различия:
• В Европе — эпоха Высокого и Позднего Возрождения, маньеризма, с культом человеческой личности, анатомической точности и светского гуманизма (Леонардо да Винчи, Микеланджело). В России господствует религиозное, каноническое искусство, ориентированное на византийские и древнерусские образцы. Даже приглашённые итальянцы работали в рамках православной традиции.
• В Европе бурно развиваются станковая живопись (портрет, пейзаж, натюрморт), скульптура. В России светское искусство только зарождается (парсуна — условный портрет) и носит прикладной характер (книжная миниатюра, декор предметов).
• В Европе художник — творец-индивидуальность, чьё имя чтится. В России мастер-иконописец (даже гений, как Дионисий) чаще остаётся анонимным служителем церкви, чьё творчество — коллективное «делание» во славу Бога и государя.
4. Рассмотрите иллюстрацию в начале параграфа. Роспись храма в Свияжске специалисты ставят в один ряд с фресками Ферапонтова монастыря Дионисия. Согласны ли вы с такой оценкой?
Согласие с такой оценкой вполне обоснованно. Фрески Успенского собора Свияжска (около 1561 г.) действительно представляют высшую точку развития монументальной живописи XVI века, идущую вслед за Дионисием. Их объединяет необычайная светлость и праздничность колорита с преобладанием золотистых, нежно-зелёных, лазурных тонов, утончённый, «бестелесный» рисунок фигур, лёгкость и изящество линий.
Однако есть и отличие: свияжские фрески создавались в новом городе-крепости, завоёванном православном анклаве в Поволжье, и потому несли мощную миссионерскую и политическую идею торжества истинной веры, что делает их даже более концептуальными и значимыми для эпохи Ивана Грозного, чем созерцательные росписи Дионисия.
5.* Подготовьте сообщение на тему «Легенды и мифы храма Василия Блаженного» (для поиска информации используйте интернет-ресурсы).
Собор Покрова на Рву, более известный как храм Василия Блаженного, — символ России, окружённый не меньше легенд, чем его глав — разноцветных куполов. Его история, начиная с жестокой легенды об ослеплении зодчих, стала частью фольклора.
Самая известная, но исторически недостоверная легенда гласит, что Иван Грозный, восхищённый красотой собора, приказал ослепить его создателей, чтобы они не смогли повторить шедевр. На деле зодчий Постник Яковлев, вероятно, участвовал позже в строительстве Казанского кремля, что исключает его ослепление. Миф отражает народный страх перед жестокостью царя и представление о неповторимости храма.
Долгое время ходили легенды о тайных подземных ходах и комнатах под собором, где якобы спрятана легендарная «Либерия» — библиотека Ивана Грозного. Хотя под церковью действительно есть подклет (цокольный этаж) для хранения казны и ценностей горожан, существование гигантских подземелий и библиотеки не подтверждено. Этот миф питает романтический ореол тайны, окружающий эпоху Грозного.
По преданию, в 1812 году Наполеон, покорённый красотой собора, приказал разобрать его и перевезти в Париж. Но когда французские сапёры начали закладывать взрывчатку, пошёл сильный дождь, затушивший фитили. Попытки повторить подрыв снова сорвались «божьей волей». В реальности Наполеон действительно приказал взорвать Кремль, но храм, вероятно, был спасён спешным отступлением и мужеством москвичей, тушивших уже зажжённые фитили.
Существует красивое толкование, что разнообразные главы собора символизируют «небесный град Иерусалим» и одновременно девять церковных праздников (по числу престолов). Народная же молва видела в нём образ райского сада или даже гигантского корнеплода (сравнение с пёстрой репой или морковкой), что отражает его абсолютно уникальную, «неотмирную» архитектуру, не имеющую аналогов.
Эти легенды, переплетаясь с реальной историей, сделали храм Василия Блаженного не только архитектурным чудом, но и живым воплощением народной памяти, где факты и вымысел вместе создают образ России — загадочной, духовной и непобедимой.
6.* Используя дополнительные источники информации, подготовьте виртуальную экскурсию по Оружейной палате, продемонстрировав экспонаты XVI в.
Зал 1. Символы власти
Перед нами «Шапка Мономаха» (витрина 1). Хотя она изготовлена раньше (XIII–XIV вв.), именно в XVI веке она становится официальным венцом для венчания на царство всех русских государей, начиная с Ивана IV в 1547 году. Её золотая тулья, соболья опушка и драгоценные камни символизировали преемственность власти от Византии.
Зал 2. Парадное оружие и доспехи
Обратите внимание на саадачный набор царя Михаила Фёдоровича (витрина 4). Хотя он относится к XVII веку, он продолжает традиции XVI: колчан («саадак») и налучь богато украшены золотой насечкой, бархатом и бирюзой, демонстрируя восточное влияние и статус.
Здесь же представлены юшманы и зерцала — типичные русские доспехи XVI века из металлических пластин. Они легче и подвижнее лат, что идеально для степной войны.
Зал 3. Дипломатические дары
В центре зала — великолепный трон Ивана Грозного (так называемое «Кресло из слоновой кости»), подаренный, вероятно, английскими или немецкими купцами. Его спинка украшена сложными резными рельефами на библейские и исторические сюжеты — яркий пример синтеза западноевропейского Ренессанса и русской придворной культуры.
Зал 4. Царская конская упряжь
Посмотрите на «Большой наряд» — парадное убранство коня (витрина 7). Чепраки, попоны и сёдла, расшитые золотом, жемчугом и эмалями, создавались в конце XVI века в мастерских Кремля. Они показывают невероятный уровень искусства лицевого и орнаментального шитья.
Зал 5. Сакральное искусство
Жемчужина коллекции — складень-триптих «Богоматерь Одигитрия, избранные святые и царские врата» (витрина 9), созданный по заказу царя. Он выполнен в технике золотой скани и перегородчатой эмали. Миниатюрные изображения демонстрируют виртуозность московских ювелиров, равную лучшим европейским образцам.
Зал 6. Оружейное мастерство
Завершим нашу экскурсию у витрины с творением гениального русского оружейника Андрея Чохова — стальным доспешным шлемом-«ерихонкой» (витрина 12). Хотя его знаменитая «Царь-пушка» стоит снаружи, здесь мы видим изящный, украшенный гравировкой и золотой насечкой шлем, который носили высоко-родные воины. Рядом — сабли с клинками дамасской стали и рукоятями, усыпанными самоцветами, напоминающие о непрекращающейся борьбе на южных и восточных рубежах.
Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа и обоснуйте его двумя-тремя аргументами.
Середина и вторая половина XVI в. отмечены выдающимися достижениями русской культуры. Памятником мирового значения стал собор Покрова Богородицы на Красной площади в Москве. Крупномасштабное строительство идёт во многих русских городах, где обновляются фортификационные сооружения. Переживает расцвет русское ремесло, прикладное искусство и иконопись.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением