Параграфы 27-28 ГДЗ Мединский Торкунов 7 класс (История)

Изображение § 27.28. Завершение Смуты и иностранной интервенцииКакие первоочередные задачи стояли перед новым царём Михаилом Романовым? Удалось ли их решить?После освобождения...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Мединский, Торкунов 7 класс, Просвещение:
§ 27.28. Завершение Смуты и иностранной интервенции
Какие первоочередные задачи стояли перед новым царём Михаилом Романовым? Удалось ли их решить?
После освобождения Москвы главной задачей стало избрание государя. В представлениях людей того времени царь олицетворял собой государство, являлся символом независимости страны и источником всякой власти. После множества потрясений именно с царём люди связывали сокровенные надежды на возвращение к мирной жизни. Печальный опыт показал, что новый царь должен быть возведён на трон волею «всей земли». Для этого следовало созвать полноценный Земский собор. Я думаю, эти задачи удалось решить.
Романовы были одной из ветвей древнего старо-московского боярского рода. Что вам известно о его представителях?
Род Романовых (изначально Кошкиных-Захарьиных) был одним из старейших и знатнейших боярских родов Москвы. Его представители служили ещё Ивану Калите. Наиболее известные фигуры до Смуты: Анастасия Романовна — первая жена Ивана Грозного, что сделало род близким к царской семье, и Фёдор Никитич Романов (отец Михаила), позже ставший патриархом Филаретом. В Смуту род пострадал: Фёдора Никитича насильно постригли в монахи при Борисе Годунове, но это лишь укрепило их популярность как "мучеников" за правду.
Какие детали изображённого на картине события доказывают, что представители различных сословий готовы оказать поддержку Михаилу Фёдоровичу?
На миниатюре видно, что к Михаилу и его матери, инокине Марфе, в Ипатьевский монастырь прибыла делегация от всего народа: бояре в богатых одеждах, духовенство в ризах, казаки и посадские люди в простых кафтанах. Это доказывает, что поддержка Михаила была всенародной: все сословия — знать, церковь, военные и простой народ — объединились, чтобы умолять его стать царём и прекратить Смуту. Их совместное обращение показывает единение страны.
1. Какую цель преследовал срочно созванный в 1613 г. Земский собор? Чем объясняется подобная спешка?
После освобождения Москвы главной задачей стало избрание государя. В представлениях людей того времени царь олицетворял собой государство, являлся символом независимости страны и источником всякой власти. После множества потрясений именно с царём люди связывали сокровенные надежды на возвращение к мирной жизни. Печальный опыт показал, что новый царь должен быть возведён на трон волею «всей земли». Для этого следовало созвать полноценный Земский собор.
2. Почему царём был избран Михаил Фёдорович Романов?
Огромное значение имели его родственные связи с угасшей династией. Михаил приходился племянником сыну Ивана IV царю Фёдору Ивановичу.
Сыграло свою роль и пребывание отца царя, митрополита Филарета, в стане Лжедмитрия II. Казаки, бывшие тушинцы, активно поддерживали Михаила Романова, полагая, что, став царём, он не будет упрекать их за «тёмное прошлое». Духовенство видело в Филарете кандидата в патриархи. У земцев отец государя также заслужил признание за то, что, отправленный в составе великого посольства под Смоленск, твёрдо воспротивился захватническим планам Сигизмунда III.
Опишите картину. Какие задачи выполняла Боярская дума в начале правления Михаила Фёдоровича? Какова была роль царя на её заседаниях?
На картине изображён молодой царь Михаил, сидящий в окружении бояр в парадной палате. Его поза скромна, а бояре активно обсуждают дела. В начале правления Боярская дума фактически управляла страной: решала вопросы о налогах, войне, восстановлении хозяйства. Роль 17-летнего царя была символической: он утверждал решения мудрых советников, прежде всего своего отца — патриарха Филарета, что подчёркивало единство светской и духовной власти.
Почему шведский король не смог захватить Псков?
Шведский король Густав II Адольф не смог захватить Псков в 1615 году, потому что жители города оказали героическое сопротивление, а шведская армия была истощена долгой осадой. Псковичи, помня судьбу Новгорода (захваченного шведами), боролись отчаянно. Королю пришлось заключить Столбовский мир (1617), отказавшись от Пскова, но сохранив за собой балтийское побережье.
Согласны ли вы с мнением историка? Ответ подтвердите фактами.
Да, согласна. Платонов прав: Смута стала взрывом давних проблем. "Болезнью" были опричнина Ивана Грозного, разорившая страну; закрепощение крестьян, вызвавшее народный гнев; слабость власти после пресечения династии. "Выздоровление" наступило, когда народ сам, снизу, восстановил государство — через ополчения и избрание царя.
1. Каково было положение Михаила Романова на троне в начале его правления? Почему народные волнения не утихли сразу после избрания нового царя?
Правительству Михаила Фёдоровича предстояло решать трудные задачи. Надо было изгнать захватчиков и «унять воров». Но для этого требовалось войско, обеспеченное всеми необходимыми боепри-пасами. А значит, нужны были органы власти, которые собирают налоги. Несколько лет Земские соборы заседали почти непрерывно.
2. Охарактеризуйте условия Столбовского мира и Деулинского перемирия. Почему Россия пошла на территориальные уступки Швеции и Польше?
За жизненно необходимый мир, заключённый в 1617 г. в деревне Столбово, пришлось уступить Швеции Ивангород, Ям, Копорье, Орешек. По Столбовскому миру Россия вновь потеряла выход к Балтийскому морю, но вернула Новгород, Старую Руссу, Ладогу и ряд других городов.
В декабре 1618 г. в селе Деулино близ Троице-Сергиевой лавры было заключено перемирие сроком на 14,5 лет. Поляки уходили из России, оставляя за собой оккупированные смоленские и северские земли. Открытым остался династический вопрос: Владислав не отказывался от своих прав на московский престол.
Россия пошла на территориальные уступки, чтобы завершить Смуту и завершить вопрос иностранной интервенции.
За какие заслуги К. Минин и Д. Пожарский удостоились памятника на Красной площади в Москве?
Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому поставили памятник на Красной площади (1818) за то, что они возглавили Второе народное ополчение, освободили Москву от поляков в 1612 году и спасли российскую государственность. Минин организовал сбор средств и тыл, а Пожарский командовал войсками. Они стали символами народного единства в тяжелейший момент истории.
Согласны ли вы с мнением историка? Приведите несколько фактов, подтверждающих вашу точку зрения.
Историк прав. В Смуту в политику активно включились даже те, кто раньше не имел голоса:
• Крестьяне и холопы — в войске Болотникова
• Казаки решали судьбу самозванцев
• Посадские люди собирали ополчение (Минин)
• Провинциальное дворянство создавало ополчения
Какие личные качества характерны для Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского? Являются ли они настоящими патриотами России?
Кузьма Минин, простой нижегородский торговец, проявил исключительные организаторские способности, решительность и дар убеждения, сумев вдохновить и объединить людей на сбор средств для ополчения. Князь Дмитрий Пожарский, опытный воевода, отличался личной храбростью, выдержкой, военным талантом и безупречной честностью, отказавшись от каких-либо претензий на власть ради общей цели. Безусловно, они являются образцами истинного патриотизма, потому что в критический для страны момент, рискуя жизнью и имуществом, они не ждали указаний сверху, а по зову сердца взяли на себя ответственность за спасение Отечества. Их самоотверженные действия, лишённые личной выгоды и основанные на глубокой любви к Родине, привели к освобождению Москвы и стали символом народного единства, доказав, что патриотизм — это готовность действовать, а не только говорить.
1. Охарактеризуйте основные итоги Смуты для России.
Последствия Смуты были катастрофическими. Международное положение России ухудшилось. Потребовались огромные усилия и время, чтобы вернуть утраченные позиции. Ещё более тяжёлыми были последствия внутренние. Сократилась численность населения — до трети от численности 1600 г. «Мерзость запустения» стала символом разорения страны. Писцовые книги пестрели записями: «сбежали», «сошли безвестно куда», побиты «литовскими» и «воровскими людьми».
2. Каков, по вашему мнению, главный положительный и отрицательный урок Смутного времени?
Пережитое, включая негативный опыт общения с иностранцами, способствовало распространению желания опираться прежде всего на собственные силы. При этом необходимость заимствования передовых достижений Запада — в первую очередь в военной сфере — была осознана правящей элитой. Главным отрицательным последствиям относится разрушение страны и гибель людей.
1. Рассмотрите иллюстрацию в начале параграфа. Какое событие изображено на картине? Какие чины поддержали избрание на царский престол Михаила Фёдоровича Романова?
На картине изображён момент, когда послы Земского собора 1613 года прибыли в Костромской Ипатьевский монастырь, чтобы объявить 16-летнему Михаилу Романову и его матери, инокине Марфе, о решении избрать его на царство. Его поддержали все чины (сословия), представленные на Соборе: бояре, дворяне, духовенство, казаки, посадские люди и даже выборные от крестьян. Их совместное присутствие на картине показывает общенародное согласие.
2. Какова была главная особенность Земского собора 1613 г.? С какой целью он был созван? В чём заключалась основная сложность поставленной на соборе задачи?
Главная особенность Земского собора 1613 года — он был самым представительным в истории: на нём присутствовали делегаты почти из всех городов и всех свободных сословий России. Его целью было избрать нового законного царя после Смуты. Основная сложность заключалась в том, чтобы найти кандидата, который устроит всех — и знать, и казаков, и простой народ, — и тем самым предотвратить новую гражданскую войну.
3. Какое значение для дальнейшего развития страны имело избрание Михаила Романова на российский престол? Сформулируйте не менее трёх положений.
Избрание Михаила Романова имело огромное значение. Оно положило конец династическому кризису, дав стране законную династию Романовых, которая правила более 300 лет. Оно стало символом национального примирения, так как юный царь не был замешан в распрях Смуты. Избрание восстановило центральную власть, что позволило начать восстанавливать хозяйство, укреплять границы и возвращать утерянные земли.
4. К какому году и почему относят окончание Смутного времени? Каким образом были урегулированы внешне-политические вопросы с Польшей и Швецией? Каковы были последствия Смуты для России?
Окончание Смутного времени относят к 1618 году, когда было подписано Деулинское перемирие с Польшей, остановившее войну. Внешнеполитические вопросы урегулировали: со Швецией — Столбовский мир 1617 года (Швеция вернула Новгород, но оставила за собой балтийское побережье); с Польшей — Деулинское перемирие 1618 года (Польша получила Смоленск и Черниговские земли на 14,5 лет). Последствия Смуты были ужасны: огромные человеческие потери, разорение хозяйства, потеря важных территорий, ослабление международного престижа страны.
5. Существует следующая оценка избрания на русский престол Михаила Романова: «Михаил Фёдорович в наибольшей степени устраивал все сословия, что дало возможность достичь примирения и национального согласия». Поддерживаете ли вы такую оценку? Своё мнение обоснуйте, подобрав несколько фактов и объяснив, как с их помощью можно аргументировать выбранную точку зрения.
Да, такая оценка верна. Михаил Романов действительно устроил всех. Бояре считали его «своим» — он был сыном влиятельного Фёдора Романова (патриарха Филарета) и племянником царя Фёдора Иоанновича. Казаки видели в нём «сына» своего «тушинского» патриарха Филарета. Народ воспринимал Романовых как невинных страдальцев, гонимых при Годунове. Его молодость и неопытность также позволяла боярам надеяться на реальную власть. Это и позволило достичь примирения.
6. Можно ли найти аналоги событий Смутного времени в зарубежной истории? Приведите несколько примеров.
Да, аналоги есть. Например, в Англии — война Алой и Белой розы (XV век), длительная борьба за престол между знатными родами, приведшая к разорению. Во Франции — религиозные войны между католиками и гугенотами (XVI век), также сопровождавшиеся интервенцией и ослаблением государства.
7.* С помощью дополнительных источников информации узнайте о подвиге костромского крестьянина Ивана Сусанина. Подготовьте сообщение на тему «Иван Сусанин — настоящий герой и патриот своего Отечества».
Иван Сусанин (конец XVI века — 1613) — костромской крестьянин, чьё имя стало в русской истории символом самопожертвования, преданности и народного патриотизма. Он жил в селе Домнино, вотчине матери царя Михаила Романова — инокини Марфы. Подвиг Сусанина совершён в зиму 1613 года, сразу после избрания Михаила на царство, когда юный государь с матерью укрывался в Ипатьевском монастыре под Костромой.
После изгнания поляков из Москвы в октябре 1612 года борьба не закончилась. Польско-литовские отряды продолжали рыскать по стране, стремясь захватить или убить нового царя, чтобы сорвать восстановление русской государственности. Один из таких отрядов, направляясь к Костроме, нуждался в проводнике.
Согласно канонической версии, поляки потребовали у Сусанина провести их к укрытию Михаила Романова. Крестьянин согласился, но завёл вражеский отряд в непроходимые болотистые леса и топи в районе Исуповского (Чистого) болота. Поляки, поняв обман, зверски замучили Сусанина (по разным данным, изрубили саблями или закопали в снег), но и сами погибли, не сумев выбраться. Эта жертва дала Михаилу и его приближённым драгоценное время для перехода в укреплённый монастырь и организации обороны.
Прямых современников описаний подвига не сохранилось. Основным источником считается жалованная грамота 1619 года царя Михаила Романовой зятю Сусанина — Богдану Собинину, которая даровала ему землю и освобождение от повинностей за службу тестя. В грамоте сказано, что Сусанин, «пытан много… не сказал» о местонахождении царя и «за царя… живот свой положил». Некоторые историки (например, Н. Костомаров) в XIX веке сомневались в деталях легенды, но сам факт гибели Сусанина от рук поляков в тот период признаётся достоверным.
8. Расскажите, почему День народного единства празднуется у нас в стране 4 ноября.
Этот праздник отмечается 4 ноября, потому что в этот день (по новому стилю) в 1612 году народное ополчение под руководством Минина и Пожарского освободило Москву от польских интервентов, взяв штурмом Китай-город. Это событие стало переломным моментом в преодолении Смуты и символизирует способность народа объединиться перед лицом общей опасности.
9. Рассмотрите карту 1 в Приложении. Проследите по ней: 1) походы Лжедмитрия I и Лжедмитрия II; 2) движение армии Ивана Болотникова от начала похода (г. Путивль) и до её полного разгрома; 3) вторжение польских и шведских войск; 4) действия Первого и Второго ополчений. Покажите территории, отторгнутые Швецией и Речью Посполитой.
Расположите в хронологической последовательности события: 1) Деулинское перемирие с Речью Посполитой; 2) избрание Михаила Фёдоровича Романова на царство; 3) Столбовский мир со Швецией; 4) начало правления в Иране шаха Аббаса I Великого.
Ответ:
4) Начало правления шаха Аббаса I в Иране (1587)
2) Избрание Михаила Романова на царство (1613)
3) Столбовский мир со Швецией (1617)
1) Деулинское перемирие с Речью Посполитой (1618)
Прочитайте отрывок из «Русской истории в жизнеописаниях её главнейших деятелей» историка Н. Костомарова. Выполните задание и ответьте на вопрос.
Мало в истории найдётся примеров, когда бы новый государь вступил на престол при таких… печальных обстоятельствах. С двумя государствами: Польшей и Швецией — не окончена была война. Оба эти государства владели окраинами Московской державы и выставляли двух претендентов на московский престол — двух соперников новоизбранному царю. Третьего соперника ему провозглашала казацкая вольница в Астрахани в особе малолетнего сына Марины, и Заруцкий во имя его затевал двинуть турок и татар на окончательное разорение Московского государства. Внутри государства многие города были сожжены дотла, и самая Москва находилась в развалинах. Внутренние области сильно обезлюдели. Поселяне ещё в прошлом году не могли убрать хлеба и умирали от голода. Повсюду господствовала крайняя нищета: в казне не было денег, и трудно было собрать их с разорённых подданных…
1. Назовите имя государя и год его венчания на царство.
Речь идёт о царе Михаиле Фёдоровиче Романове. Год венчания на царство — 1613.
2. Почему автор называет обстоятельства вступления на престол нового царя печальными? Приведите не менее трёх примеров, подтверждающих утверждение историка.
Обстоятельства были печальными, потому что: шла война с двумя государствами (Польша и Швеция), оккупировавшими русские земли; были другие претенденты на престол (польский королевич, сын Марины Мнишек); страна лежала в развалинах — города сожжены, казна пуста, народ голодал и бедствовал.
Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа и обоснуйте его двумя-тремя аргументами.
После освобождения Москвы главной задачей стало избрание государя. В представлениях людей того времени царь олицетворял собой государство, являлся символом независимости страны и источником всякой власти. После множества потрясений именно с царём люди связывали сокровенные надежды на возвращение к мирной жизни. Печальный опыт показал, что новый царь должен быть возведён на трон волею «всей земли». Для этого следовало созвать полноценный Земский собор. Я думаю, эти задачи удалось решить.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением