Упр.25 Глава 4 ГДЗ Шмелев 9 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 25. Напишите сочинение на лингвистическую тему «Сравнение бессоюзных сложных предложений со сложными предложениями других видов-. В начале сочинения расскажите о...

Решение #2

Изображение 25. Напишите сочинение на лингвистическую тему «Сравнение бессоюзных сложных предложений со сложными предложениями других видов-. В начале сочинения расскажите о...
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 9 класс, Просвещение:
25. Напишите сочинение на лингвистическую тему «Сравнение бессоюзных сложных предложений со сложными предложениями других видов-. В начале сочинения расскажите о разграничении разных видов сложных предложений; в основной части используйте данное высказывание российского лингвиста Г. И. Кустовой, добавив необходимые примеры. В заключении сделайте свой вывод об их сходстве.
Хотя бессоюзные предложения не содержат формальных показателей сочршительной или подчинительной связи, между частями бессоюзного предложения могут возникать, с одной стороны, отношения, аналогичные отношениям в сочинительных рядах, — перечислительные и сопоставительные, — ас другой стороны, отношения, аналогичные отношениям между частями сложноподчинённых предложений: причинные, следственные, условные, временные, изъяснительные.
(Г. Кустова)
Ответ 1
Сравнение бессоюзных сложных предложений со сложными предложениями других видов
Сложные предложения бывают бессоюзными и союзными. Союзные сложные предложения делятся на сложноподчинённые и сложносочинённые. В бессоюзном сложном предложении части соединены только по смыслу и интонационно.
Есть ли схожесть бессоюзных сложных предложений и сложных предложений других видов? Вот что говорит по этому поводу российский лингвист Г. И. Кустова: «Хотя бессоюзные предложения не содержат формальных показателей сочинительной или подчинительной связи, между частями бессоюзного предложения могут возникать, с одной стороны, отношения, аналогичные отношениям в сочинительных рядах, – перечислительные (Подул сильный ветер, небо затянуло тучами) и сопоставительные (Лето припасает, зима поедает), – а с другой стороны, отношения, аналогичные отношениям между частями сложноподчинённых предложений: причинные (Прогулку пришлось отменить: шёл сильный дождь), следственные (Ставят самовар в сенцах – запах дыма разносится вокруг), условные (Дела не любишь – мастером не будешь), временные (Ехал сюда – рожь начинала желтеть), изъяснительные (По глазам домашних я понял: что-то случилось)».
Исходя из приведённых выше примеров, можно сделать вывод, что бессоюзные сложные предложения имеют такие же отношения между частями, как сложносочинённые и сложноподчинённые.
Ответ 2
Сложные предложения по способу связи делятся на союзные и бессоюзные. Союзные подразделяются на сложносочиненные и сложноподчиненные. Те предложения, части которых связаны только интонацией (без помощи союзов), называются бессоюзными сложными.
Г. И. Кустова, российский лингвист, в своем высказывании утверждает: «Хотя бессоюзные предложения не содержат формальных показателей сочинительной или подчинительной связи, между частями бессоюзного предложения могут возникать, с одной стороны, отношения, аналогичные отношениям в сочинительных рядах, — перечислительные и сопоставительные, — а с другой стороны, отношения, аналогичные отношениям между частями сложноподчинённых предложений: причинные, следственные, условные, временные, изъяснительные».
Между частями бессоюзного сложного предложения из упражнения 13 выражены перечислительные отношения, такие же, как в сложносочиненном предложении: «Весна наступила в этом году ранняя: побежали по деревенским улицам ручейки, в лужах воды отразилось небо с облаками, с крыш посыпались капли».
Сложноподчиненное предложение можно заменить бессоюзным. Например: Воробьи кричали так громко, что ничего нельзя было расслышать за их криками. – Воробьи кричали громко: за их криками ничего нельзя было расслышать.
Значит, лингвист права в своем высказывании: хоть бессоюзные предложения и не содержат формальных показателей сочинительной и подчинительной связи, они имеют такие же отношения между частями, как сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением