Упр.24 Глава 4 ГДЗ Шмелев 9 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 24. 1) Запишите под диктовку отрывок из повести Л. Е. Нечаева «Ожидание друга, или Признание подростка»». Подчеркните грамматические основы в сложных предложениях....
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение

Решение #2

Изображение 24. 1) Запишите под диктовку отрывок из повести Л. Е. Нечаева «Ожидание друга, или Признание подростка»». Подчеркните грамматические основы в сложных предложениях....
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 9 класс, Просвещение:
24. 1) Запишите под диктовку отрывок из повести Л. Е. Нечаева «Ожидание друга, или Признание подростка»». Подчеркните грамматические основы в сложных предложениях. Обведите союзы или союзные слова, связывающие части сложных предложений. Найдите предложение с разными видами связи, составьте его схему. 2
Ответ 1
Утром я убежал на речку. Была середина августа, а солнце припекало, как на юге.
Я упал в высокую траву у самой реки, прижался лицом к земле. Лежать так и слушать тишину было истинным счастьем.
Я перевернулся на спину.
У самого глаза на травинку села лазоревая стрекоза; её тотчас согнала другая – в вишнёвом камзоле; вскоре они устроили сражение в воздухе, а их место на травинке заняла бурая невзрачная стрекоза со слюдяными прозрачными крылышками. На крылышках – золотистые следы, как будто кто-то брал стрекозу поочерёдно за каждое крылышко пальцами в золотой пыльце.
Належавшись на солнцепёке, налюбовавшись стрекозами и белым кучевым облаком, неподвижно стоявшим в бездонной сини, я встал и осторожно вошёл в реку. По забережью, в теплой воде, шныряли пугливые мальки.
Предложение с разными видами связи:
У самого глаза на травинку села лазоревая стрекоза; её тотчас согнала другая – в вишнёвом камзоле; вскоре они устроили сражение в воздухе, а их место на травинке заняла бурая невзрачная стрекоза со слюдяными прозрачными крылышками.
Ответ 2
Утром я убежал на речку. Была середина августа, а солнце припекало, как на юге. Я упал в высокую траву у самой реки, прижался лицом к земле. Лежать так и слушать тишину было истинным счастьем.
Я перевернулся на спину. У самого глаза на травинку села лазоревая стрекоза; её тотчас согнала другая — в вишнёвом камзоле; вскоре они устроили сражение в воздухе, а их место на травинке заняла бурая невзрачная стрекоза со слюдяными, прозрачными крылышками. На крылышках — золотистые следы, как будто кто-то брал стрекозу поочередно за каждое крылышко пальцами в золотой пыльце.
Належавшись на солнцепёке, налюбовавшись стрекозами и белым кучевым облаком, неподвижно стоявшим в бездонной сини, я встал и осторожно вошёл в реку. По забережью, в тёплой воде, шныряли пугливые мальки.
Предложение с разными видами связи.
[У самого глаза на травинку села лазоревая стрекоза]1; [её тотчас согнала другая — в вишнёвом камзоле]2; [вскоре они устроили сражение в воздухе]3, а [их место на травинке заняла бурая невзрачная стрекоза со слюдяными, прозрачными крылышками]4.
[…]; […]; […], а […].
2) Прочитайте продолжение текста и проведите его синтаксический анализ: укажите вид и тип каждого сложного предложения, вид простых предложений по составу основы.
Ответ 1
(1) Я сделал несколько шагов по твёрдому песчаному дну (двусост.); вскоре дно из жёлтого стало чёрным (двусост.), ступни мои погрузились в холодный пухлый ил (двусост.). – БСП с равноправными частями, с перечислительными отношениями. (2) Я вошёл в воду по шею, остановился (двусост.) – из потревоженного ступнями ила долго поднимались вдоль тела ледяные пузырьки воздуха (двусост.). – БСП с неравноправными частями, с изъяснительным значением.
(3) Я стоял, вслушиваясь в таинственные, жутковатые прикосновения пузырьков, и вспоминал мальчишечьи истории о речном существе – конском волосе (двусост.), который будто бы впивается в человека и проникает в сердце (двусост.). – СПП с придаточным определительным. (4) Забарахтаться бы изо всех сил (односост. безличн.), чтобы разогнать страх (односост. безличн.)!.. – СПП с придаточным цели. (5) Но неподвижность прибрежных трав, высокого облака и воды заколдовала меня (двусост.), и я не решился нарушить покой и тишину глупым барахтаньем и плесканьем (двусост.); тихо поплыл на середину реки, ощущая резкий контраст между верхним, прогретым слоем воды и нижним, ледяным (двусост. неполное). – СП с разными видами связи: сочинительной и бессоюзной. (6) Вызванные моим движением волны колебали и рвали отражение белого облака (двусост.); однако оно, подёргиваясь, тотчас вновь соединялось (двусост.). – ССП с противительным союзом.
(7) Поплывши на боку, я заметил (двусост.), что на плечо ко мне села лазоревая стрекоза (двусост.). – СПП с придаточным изъяснительным. (8) Ещё тише, бережнее поплыл я, неся отдыхающее на мне хрупкое драгоценное создание (двусост.). – ПП. (9) Плыл, отодвигая лицом жёлтые цветы – кубышки (двусост. неполное), и хотя всё это время на лице сохранялось серьёзное и сосредоточенное выражение (двусост.), всё естество моё, радостное и невесомое, смеялось (двусост.), и душа моя ликовала (двусост.), потому что её обнимало вечное бездонное Небо (двусост.). – ССП с подчинительной связью.
(Л. Нечаев)
Ответ 2
(1) Я сделал несколько шагов по твёрдому песчаному дну; вскоре дно из жёлтого стало чёрным, ступни мои погрузились в холодный пухлый ил. (2) Я вошёл в воду по шею, остановился — из потревоженного ступнями ила долго поднимались вдоль тела ледяные пузырьки воздуха.
(3) Я стоял, вслушиваясь в таинственные, жутковатые прикосновения пузырьков, и вспоминал мальчишечьи истории о речном существе — конском волосе, который будто бы впивается в человека и проникает в сердце. (4) Забарахтаться бы изо всех сил, чтобы разогнать страх!.. (5) Но неподвижность прибрежных трав, высокого облака и воды заколдовала меня, и я не решился нарушить покой и тишину глупым барахтаньем и плесканьем; тихо поплыл на середину реки, ощущая резкий контраст между верхним, прогретым слоем воды и нижним, ледяным. (6) Вызванные моим движением волны колебали и рвали отражение белого облака; однако оно, подёргиваясь, тотчас вновь соединялось.
(7) Поплывши на боку, я заметил, что на плечо ко мне села лазоревая стрекоза. (8) Ещё тише, бережнее поплыл я, неся отдыхающее на мне хрупкое драгоценное создание. (9) Плыл, отодвигая лицом жёлтые цветы — кубышки, и хотя всё это время на лице сохранялось серьёзное и сосредоточенное выражение, всё естество моё, радостное и невесомое, смеялось, и душа моя ликовала, потому что её обнимало вечное бездонное Небо.
(Л. Нечаев)
(1). БСП с равноправными частями, с перечислительным значением.
(2). БСП с изъяснительным значением.
(3). СПП с придаточным определительным.
(4). СПП с придаточным цели.
(5). БСП с сочинительной связью.
(6). ССП с противительной связью.
(7). СПП с придаточным изъяснительным.
(8). Простое, двусоставное.
(9). Сложное предложение с разными видами связи.
3) Объясните, почему, по вашему мнению, автор использует прописную букву в слове Небо в последнем предложении.
Ответ 1
Я думаю, что автор использует прописную букву в слове Небо в последнем предложении, потому что понимает его как основу мироздания.
Ответ 2
На ум приходят два объяснения тому, что слово Небо в тексте Нечаева пишется с большой буквы. Первое: вечное бездонное Небо – как аналог слову Бог, что-то высшее и недостижимое простому человеку. Второе: повесть называется «Ожидание друга…», и может быть мальчик именно Небо считал своим другом?
4) Прочитайте цитату из учебника российского лингвиста И. Б. Голуб. Выскажите своё согласие или несогласие с этим утверждением. Используйте в качестве аргументов результаты вашего синтаксического анализа текста. Подготовьте устное выступление с вашим рассуждением на эту тему.
Употребление сложных предложений — отличительная черта книжных стилей. В разговорной речи, в особенности в её устной форме, мы используем в основном простые предложения, причём очень часто неполные (отсутствие тех или иных членов восполняется мимикой, жестами); реже употребляются сложные (преимущественно бессоюзные).
(И. Голуб)
Ответ 1
Российский лингвист И. Б. Голуб утверждает: «Употребление сложных предложений – отличительная черта книжных стилей. В разговорной речи, в особенности в её устной форме, мы используем в основном простые предложения, причём очень часто неполные (отсутствие тех или иных членов восполняется мимикой, жестами); реже употребляются сложные (преимущественно бессоюзные)». Я согласна с её точкой зрения. Широкое использование сложных предложений в книжных стилях вполне закономерно. Сложное предложение позволяет связать в единое целое большое число слов и тем самым выразить более сложную мысль: подчеркнуть важные смысловые оттенки, привести аргументы, дать подробное обоснование основных положений и т. д. Кроме того, использование союзов и союзных слов даёт возможность точно определить те смысловые отношения, которые существуют между отдельными частями развёрнутого высказывания.
В разговорной же речи люди предпочитают использовать в основном простые предложения. Спонтанность разговорной речи, её неподготовленный характер определяет употребление простых предложений, неполных конструкций. Разговорная речь не нуждается в синтаксических средствах, способных передать большой объём информации в одном предложении. К тому же человеку трудно воспринимать сложное синтаксическое целое, поэтому сложные союзные предложения кажутся неестественными в обстановке непринуждённой беседы.
Ответ 2
Ирина Борисовна Голуб утверждает: «В разговорной речи, в особенности в ее устной форме, мы используем в основном простые предложения, причем очень часто неполные.
Действительно, в разговорной речи использование простых предложений является преобладающим: они больше всего подходят для непринужденного, простого разговора. Речевой стиль – это общение в неофициальной обстановке, диалог: и простые предложения здесь просто незаменимы.
Сложные же предложения несут в себе более обширную информацию, являются составными конструкциями, поэтому чаще всего употребляются в книжных стилях: публицистическом, научном, художественном. Ярким примером является прочитанный нами отрывок из повести Нечаева: из девяти предложенных к анализу предложений, восемь – сложные. С их помощью автор передает радость и восторг героя от общения с природой.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением