Упр.10 Глава 3 ГДЗ Шмелев 9 класс (Русский язык)
Решение #1
Решение #2
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 9 класс, Просвещение:
10. 1) Вспомните, как отличить сочинительные союзы от подчинительных. Прочитайте текст, найдите среди выделенных слов союзы и запишите их в таблицу, указывая номер предложения по образцу.
Подчинительные союзы Сочинительные союзы
(2) что, ... (8) а, ...
(1) У меня была кошка — белая, пушистая, с шелковистой шёрсткой. (2) [Говорят], (что её родная бабушка была настоящей ангорской кошкой). (3) Мы звали нашу кошку Пусей. (4) Очаровательная
была кошечка. (5) [Жила она со мной в такой сердечной дружбе], (как редко кто из моих животных).
(6) Целыми часами лежала она, бывало, под лампой на моём письменном столе. (7) Дремала.
(8) [Время от времени, однако, открывала глаза и внимательно глядела на меня], — а [глаза у неё были синие, как васильки]. (9) [Потом вставала, выгибалась в изящную подкову, зевала так глубоко], (что видно было её розовое горлышко).
(10) И (перед тем как снова улечься под лампой), [не забывала сказать мне несколько тёплых слов].
(11) «Слишком много читаешь по вечерам, дорогой мой!» — ласково упрекала меня она и клала свой пушистый хвостик поперёк открытой страницы книги.
(Я. Грабовский. Перевод Б. Заходера)
Ответ 1
Сочинительные союзы соединяют разные компоненты высказывания на основе их равноправия, не указывая на зависимость одного из них.
Подчинительные союзы используются для связи неравноправных частей сложноподчиненного предложения. Они указывают на зависимость одной части от другой.
Подчинительные союзы
(2) что
(5) как
(8) как
(9) что
(10) перед тем как
Сочинительные союзы
(8) и, а
(10) и
Ответ 2
Сочинительные союзы связывают равные по своему значению компоненты речи, например, однородные члены или части сложного предложения.
Подчинительные союзы связывают между собой неравноправные части сложного предложения.
подчинительные союзы
(2) что
(5) как
(8) как
(9) что
(10) перед тем как
сочинительные союзы
(8) а, и
(10) и
2) В предложениях 5-9 найдите выделенные местоимения, установите, каким знаменательным частям речи соответствуют их морфологические признаки.
Ответ 1
В такой – какой? – соответствует прилагательному.
Кто – кто? – соответствует существительному.
Ответ 2
5. Жила она со мной в такой сердечной дружбе, как редко кто из моих животных. (как - подчинительный союз)
В такой (в какой?) - морфологические признаки местоимения соответствуют морфологическим признакам имени прилагательного.
Кто (кто?) - морфологические признаки местоимения соответствуют морфологическим признакам имени существительного.
6. Целыми часами лежала она, бывало, под лампой на моём письменном столе. (бывало - вводное слово) - в предложении нет выделенных местоимений.
7. Дремала. - в предложении нет выделенных местоимений.
8. Время от времени, однако, открывала глаза и внимательно глядела на меня, - а глаза у неё были синие, как васильки. (однако - вводное слово; и - соединительный союз; а - противительный союз; как - подчинительный союз) - в предложении нет выделенных местоимений.
9. Потом вставала, выгибалась в изящную подкову, зевала так глубоко, что видно было её розовое горлышко. (что - подчинительный союз)
Так (как?) - морфологические признаки местоимения соответствуют морфологическим признакам наречия.
3) Найдите предложение с прямой речью. Запишите его, заменив прямую речь косвенной, и обозначьте границы частей предложения.
Ответ 1
[Она ласково упрекала меня, (что я слишком много читаю по вечерам), и клала свой пушистый хвостик поперёк открытой страницы книги].
Ответ 2
11. «Слишком много читаешь по вечерам, дорогой мой!» - ласково упрекала меня она и клала свой пушистый хвостик поперёк открытой страницы книги.
Предложения с косвенной речью:
[Она ласково упрекала меня за то, (что я слишком много читаю по вечерам), и клала свой пушистый хвостик поперёк открытой страницы книги].
4) Просмотрите текст и определите, сколько в нём выделено сложносочинённых и сложноподчинённых предложений. Объясните, почему в остальных случаях не обозначены части сложного предложения. Прочитайте, в чём заключаются особенности схем сложноподчинённых предложений.
Ответ 1
Для сложноподчинённых предложений возможны два вида схем. На линейной схеме главная часть выделяется прямыми скобками, а придаточная — круглыми. Внутри круглых скобок нужно указывать союзы и союзные слова, а внутри квадратных перед присловны-ми придаточными указываются опорные элементы из главной части.
На вертикальной схеме придаточная часть располагается ниже главной.
[Она надеялась на то], (что ей удастся прочитать эту повесть).
Линейная схема
[... гл. + на то]1, (что ...)2.
Вертикальная схема
1 гл. + на то
на что?
2 что
Сложносочинённые предложения – № 8.
Сложноподчинённые предложения – № 2, 5, 9, 10.
Остальные предложения являются простыми, а предложение № 11 – с прямой речью.
Ответ 2
1. У меня была кошка - белая, пушистая, с шелковистой шёрсткой. (одна грамматическая основа, простое предложение)
2. [Говорят], (что её родная бабушка была настоящей ангорской кошкой). (сложноподчинённое предложение)
3. Мы звали нашу кошку Пусей. (одна грамматическая основа, простое предложение)
4. Очаровательная была кошечка. (одна грамматическая основа, простое предложение)
5. [Жила она со мной в такой сердечной дружбе], (как редко кто из моих животных). (сложноподчинённое предложение)
6. Целыми часами лежала она, бывало, под лампой на моём письменном столе. (одна грамматическая основа, простое предложение)
7. Дремала. (одна грамматическая основа, простое предложение)
8. [Время от времени, однако, открывала глаза и внимательно глядела на меня], - а [глаза у неё были синие, как васильки]. (сложносочинённое предложение)
9. [Потом вставала, выгибалась в изящную подкову, зевала так глубоко], (что видно было её розовое горлышко). (сложноподчинённое предложение)
10. И (перед тем как снова улечься под лампой), [не забывала сказать мне несколько тёплых слов]. (сложноподчинённое предложение)
11. «Слишком много читаешь по вечерам, дорогой мой!» - ласково упрекала меня она и клала свой пушистый хвостик поперёк открытой страницы книги. (сложное предложение с прямой речью)
В предложении 4 сложноподчинённых и 1 сложносочинённое предложение. В остальных случаях не обозначены части сложного предложения, так как необозначенные предложения являются простыми предложениями.
5) Определите, каким сложным предложениям в тексте из задания 1 соответствуют данные схемы. Укажите схему сложносочинённого предложения и объясните, по каким признакам вы её нашли. Составьте по образцу схему предложения с косвенной речью.
а) [... такой]1, (как ...)2.
б) 1 гл.
что?
2 что
в) [... так]1, (что ...)2.
г) [_ и _]1, — а [_ _]2.
д) И (перед тем как ...)1, [ ]2.
Ответ 1
а) № 5;
б) № 2;
в) № 9;
г) № 8 – схема сложносочинённого предложения (квадратные скобки).
д) № 10.
Схема предложения с косвенной речью.
Ответ 2
а) [... такой]1, (как ...)2. (схема сложноподчинённого предложения. Второе предложение подчинено первому, союз входит в состав придаточного предложения)
5. Жила она со мной в такой сердечной дружбе, как редко кто из моих животных).
б) 1 гл.
что?
2 что (схема сложноподчинённого предложения. Второе предложение подчинено первому, союз входит в состав придаточного предложения)
2. Говорят, что её родная бабушка была настоящей ангорской кошкой.
в) [... так]1, (что ...)2. (схема сложноподчинённого предложения. Второе предложение подчинено первому, союз входит в состав придаточного предложения)
9. Потом вставала, выгибалась в изящную подкову, зевала так глубоко, что видно было её розовое горлышко.
г) [= и =]1, - а [- =]2. (схема сложносочинённого предложения. Предложения являются равноправными, сочинительный союз не входит в состав предложений)
8. Время от времени, однако, открывала глаза и внимательно глядела на меня, - а глаза у неё были синие, как васильки.
д) И (перед тем как ...)1, []2. (схема сложноподчинённого предложения. Первое предложение подчинено второму, союз входит в состав придаточного предложения)
10. И перед тем как снова улечься под лампой, не забывала сказать мне несколько тёплых слов.
Предложение с косвенной речью:
Она ласково упрекала меня за то, что я слишком много читаю по вечерам, и клала свой пушистый хвостик поперёк открытой страницы книги.
[... за то, (что ...)2, и ...]1.
Популярные решебники 9 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением