Упр.15 Глава 3 ГДЗ Шмелев 9 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 15. 1) Прочитайте сложноподчинённые предложения, укажите главные и придаточные части. Задайте вопрос от главной части к придаточной и укажите, в каких предложениях этот...

Решение #2

Изображение 15. 1) Прочитайте сложноподчинённые предложения, укажите главные и придаточные части. Задайте вопрос от главной части к придаточной и укажите, в каких предложениях этот...
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 9 класс, Просвещение:
15. 1) Прочитайте сложноподчинённые предложения, укажите главные и придаточные части. Задайте вопрос от главной части к придаточной и укажите, в каких предложениях этот вопрос можно задать от одного слова, а в каких — от всей главной части (её грамматической основы). Установите, что связывает части предложений — союзы или союзные слова.
1. [Знаменитая артистка выступала в школе], (в которой она раньше училась). 2. [Поэтому артистка очень волновалась], (хоть и привыкла выступать). 3. [Ведь в школе работали ещё учителя], (которые учили её). 4. [Да и сама школа, стены, даже какой-то особенный запах, запах именно этой школы, (который она помнила с детства), — всё это волновало её]. 5. [Она помнила сцену], (где впервые выступала с единственным четверостишием). 6. [Она тогда растерялась и, (когда подошла её очередь читать), почему-то охрипла и не смогла вымолвить ни слова]. 7. [Актёром может быть всякий], (кто этого по-настоящему хочет), но [хотеть этого очень трудно].
(По А. Драбкиной)
Ответ 1
Вопрос от главной части к придаточной можно задать от одного слова в предложениях № 1, 3, 4, 5, 7 (части предложений связывают союзные слова), а вопрос от всей главной части – в предложениях № 2 и 6 (части предложений связывают союзы).
Ответ 2
1. [Знаменательная артистка выступала в школе]1, (в которой она раньше училась)2.
1 часть - главная, 2 - придаточная.
... в школе (какой?) в которой она раньше училась; вопрос можно задать от одного слова в главной части; в которой - союзное слово.
2. [Поэтому артистка очень волновалась]1, (хоть и привыкла выступать)2.
1 часть - главная; 2 - придаточная.
... артистка волновала (несмотря на что?) хоть и привыкла выступать; вопрос можно задать от всей главной части (её грамматической основы); хоть - союз.
3. [Ведь в школе работали ещё учителя]1, (которые учили её)2.
1 часть - главная, 2 - придаточная.
... учителя (какие?) которые учили её; вопрос можно задать от одного слова в главной части; которые - союзное слово.
4. [Да и сама школа, стены, даже какой-то особенный запах, запах именно этой школы, (который она помнила с детства)2, - всё это волновало её]1.
1 часть - главная, 2 - придаточная.
... запах (какой?) который она помнила с детства; вопрос можно задать от одного слова в главной части; который - союзное слово.
5. [Она помнила сцену]1, (где впервые выступала с единственным четверостишием)2.
1 часть - главная, 2 - придаточная.
... сцену (какую?) где впервые выступила с единственным четверостишием; вопрос можно задать от одного слова в главной части; где - союзное слово.
6. [Она тогда растерялась и, (когда подошла её очередь читать)2, почему-то охрипла и не смогла вымолвить ни слова]1.
1 часть - главная, 2 - придаточная.
... она растерялась (когда?) когда подошла её очередь читать; вопрос можно задать от всей главной части (её грамматической основы); когда - союзное слово.
7. [Актёром может быть всякий]1, (кто этого по-настоящему хочет)2, но [хотеть этого очень трудно]3.
1 и 3 части главные, 2 - придаточная.
... всякий (какой?) кто этого по-настоящему хочет; вопрос можно задать от одного слова в главной части; кто - союзное слово.
2) Выпишите предложения, в которых придаточная часть отвечает на вопросы в какой? какие? какую? какой? Подумайте, можно ли утверждать, что данные придаточные выполняют в сложном предложении роль, которую в простом предложении выполняет определение.
Ответ 1
1) [Знаменитая артистка выступала в школе], (в которой она раньше училась).
3) [Ведь в школе работали ещё учителя], (которые учили её).
4) [Да и сама школа, стены, даже какой-то особенный запах, запах именно этой школы, (который она помнила с детства), – всё это волновало её].
5) [Она помнила сцену], (где впервые выступала с единственным четверостишием).
7) [Актёром может быть всякий], (кто этого по-настоящему хочет), но [хотеть этого очень трудно].
Придаточная определительная часть похожа на определение, выраженное целым предложением, которое всегда стоит после опорного слова.
Ответ 2
1. [Знаменательная артистка выступала в школе], (в какой?) (в которой она раньше училась).
3. [Ведь в школе работали ещё учителя], (какие?) (которые учили её).
4. [Да и сама школа, стены, даже какой-то особенный запах, запах именно этой школы, (какой?) (который она помнила с детства), - всё это волновало её].
5. [Она помнила сцену], (какую?) (где впервые выступала с единственным четверостишием).
7. [Актёром может быть всякий], (какой?) (кто этого по-настоящему хочет), но [хотеть этого очень трудно].
Да, данные придаточные выполняют в сложном предложении роль, которую в простом предложении выполняет определение. Они относятся к одному опорному слову в главной части и выражают его признак.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением