Упр.5 Глава 3 ГДЗ Шмелев 9 класс (Русский язык)
Решение #1
Решение #2
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 9 класс, Просвещение:
5. 1) Послушайте фрагмент воспоминаний о Григории Осиповиче Винокуре, лекции которого лингвист Николай Максимович Шанский посещал, будучи студентом МГУ.
2) Прочитайте фрагменты предложений из прослушанного текста и скажите, к чему относятся эти характеристики. Допишите предложения на основании прослушанного текста. Объясните написание слов с пропущенными буквами и постановку знаков препинания.
(не)торопливая и спокойная, удивительно Пронина...щая в слушателя и логичная
впит...валась в память, как вода в губку, заставляла рассуждать и думать, удивлят...ся и радоват...ся новому, такому (как)бу...то само собой разумеющемуся и в (то)же время кажущемуся невероятным была обращена не к школярам, а к ко(л/лл)егам, пусть ещё и очень многого (не)знающим, уважительная и деловая
Ответ 1
Эти характеристики относятся к речи Г. О. Винокура.
• И дальше полилась неторопливая (медленная) и спокойная, удивительно проникающая (действ. прич. наст. вр., от глагола I спр.) в слушателя и логичная речь.
• В ней не было фейерверков красноречия, но она впитывалась (чередования нет, значит, в память, как вода в губку, заставляла рассуждать (с перед глухим с) и думать, удивляться (что делать?) и радоваться (что делать?) новому, такому как будто (союз) само собой разумеющемуся (какому?) и в то же (мест. с частицей) время кажущемуся (действ. прич. наст. вр., от глагола I спр.) невероятным.
• Она была обращена не к школярам, а к коллегам (словарное слово), пусть ещё и очень многого не знающим (прич. с завис. словами), уважительная (уважить) и деловая.
Примечание: , – запятая при однородных членах
, – запятая между прост. предл. в составе сложного
, – запятая при сравнении
, – запятая при обособленном определении
Ответ 2
1) И полилась речь, неторопливая (можно заменить синонимом без частицы не: медленная) и спокойная, удивительно проникающая (от глагола 1 спряжение «проникать») в слушателя и логичная.
2) В ней не было фейерверков красноречия, но она впитывалась (впитываюсь, в форме 1-го лица единственного числа суффикс сохраняется) в память, как вода в губку, заставляла рассуждать (приставка перед основой на глухой согласный) и думать, удивляться (заставляла (что делать?) удивляться) и радоваться (заставляла (что делать?) радоваться) новому, такому как будто (сочетание «как будто» пишется раздельно; словарно слово) само собой разумеющемуся (такому (какому?) разумеющемуся) и в то же (нельзя заменить синонимом «также») время кажущемуся (от глагола 1 спряжение «казаться», после шипящих пишется гласная у) невероятным.
3) Она была обращена не к школярам, а к коллегам, (словарное слово) пусть ещё и очень многого не (есть зависимые слова: не знающим (чего?) очень многого) знающим, уважительная (проверочное слово: уважить) и деловая.
3) Объясните значение выделенных слов.
Ответ 1
Школяр – (устар., теперь пренебр.) то же, что школьник.
Коллега – товарищ по работе, по совместной учёбе (в высшей школе), по профессии.
Ответ 2
Школяр - 1. (устар.) Учащий школы, школьник, студент. 2. (перен., пренебр.) Неопытный и неловкий в каком-либо деле человек, не способный мыслить и действовать вне рамок ученических знаний.
Коллега - товарищ по учёбе, работе, профессии, роду занятий; сотрудник.
4) Послушайте текст ещё раз и скажите, какие средства выразительности использует автор.
Ответ 1
Средства выразительности: метафоры (полилась речь, фейерверки красноречия), сравнения (как вода в губку, как в концертном зале, как лингвистические детективы), фразеологизм (слышно было, как муха пролетит), эпитеты (неторопливая и спокойная речь, безразличных глаз).
Ответ 2
Средства выразительности:
- сравнительные обороты (впитывалась в память, как воду в губку; тихо, как в концертном зале; как захватывающие лингвистические детективы);
- эпитеты (спокойная, проникающая, безразличных);
- антитеза (не к школярам, а к коллегам).
5) Сформулируйте оценку, которую даёт Н. М. Шанский речи Г. О. Винокура, и сопоставьте её со списком качеств речи, который вы составляли в задании 2 упражнения 4. Сделайте вывод о том, какие качества высокой культуры речи демонстрировал Г. О. Винокур. Подготовьте устное выступление на три минуты.
Ответ 1
Оценка, которую даёт Н. М. Шанский речи Г. О. Винокура: «Читал Г. О. Винокур лекции блестяще…»
Г. О. Винокур демонстрировал такие качества высокой культуры речи, как правильность произношения, формообразования, точность, понятность, чистота, логичность изложения, выразительность, умелое использование терминов, удачное применение изобразительных и выразительных средств языка.
Ответ 2
Н.М. Шанский даёт высокую оценку речи Г.О. Винокура. Шанский говорит о том, что Винокур сумел заинтересовать слушателей темой разговора, своим предметом. Он обращает внимание на то, что речь Винокура была «неторопливая и спокойная, удивительно проникающая в слушателя и логичная».
Речь Винокура содержит все качества, которые должны присутствовать в речи, соответствующей высокому уровню культуры речи. В ней есть правильность произношения, формообразования, точность в отборе и употреблении языковых и лексических средств языка, точность и понятность выражений, выразительность речи, а также её уместность. Кроме того, следует заметить, что лингвист Винокур обращался к студентам как к равным - не как к своим ученикам, а как к своим коллегам.
Подобное обращение свойственно интеллигентному и культурному человеку.
Популярные решебники 9 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением