Упр.18 Глава 1 ГДЗ Шмелев 9 класс (Русский язык)
Решение #1
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 9 класс, Просвещение:
18. 1) Прочитайте фрагмент текста. Определите, совпадает ли количество звуков и букв в выделенных глаголах.
(1) Мы знаем не только как образуются разные звуки в разных языках, мы знаем и то, как они используются. (2) Они используются для того, чтобы строить из них слова, а разными звуками оказываются такие, которые в языке различают хотя бы два слова. (3) В каждом языке своя система1 звуков и свои различия между ними, но общее число звуков в языках мира различается не так уж сильно: в среднем 5-10 гласных и 20-40 согласных (обычно бывает так: чем больше разных гласных, тем меньше разных согласных, и наоборот).
(В. Плунгян)
Образуются [абразуй’уц:а] – 10 б., 10 зв.
Используются [испол’зуй’уц:а] – 12 б., 11 зв.
Оказываются [аказывай’уц:а] – 11 б., 11 зв.
Различается [разл’ич’ай’иц:а] – 11 б., 11 зв.
2) Работа в паре. Выпишите из текста сначала все слова, в которых количество звуков меньше, чем количество букв; затем слова, в которых количество звуков больше, чем количество букв. Сравните, сколько таких слов нашёл каждый из вас, и определите, кто точнее выполнил задание. Объясните, по какому принципу вы искали слова с заданными характеристиками.
Слова, в которых количество звуков меньше, чем количество букв: только, используются, строить, сильно, больше, меньше.
Слова, в которых количество звуков больше, чем количество букв: знаем, разные, языках, такие, которые, различают, своя, различия, общее, бывает.
Слова, в которых звуков меньше, чем букв, – это слова с ь и ъ и слова с непроизносимыми согласными. Слова, в которых количество звуков больше, чем букв, – это слова с буквами е, ё, ю, я, которые обозначают 2 звука.
3) Выпишите из предложения 2 два слова, в которых произношение одного из согласных звуков определяется особыми орфоэпическими нормами современного русского языка. Подчеркните буквы, обозначающие эти согласные звуки.
Слова с оглушением звонких согласных в конце слова: звуков[ф], уж[ш].
4) Прочитайте предложение 1, подчёркивая фразовым ударением выделенные слова. Подумайте, на какие слова можно перенести фразовое ударение в этом предложении и как при этом изменится смысл предложения.
Фразовое ударение в этом предложении можно перенести на слова как, в этом случае акцент будет на способы образования и использования звуков.
5) Напишите свободное изложение этого фрагмента текста, добавив после предложений 2 и 3 примеры из русского языка.
Мы знаем не только как образуются разные звуки в разных языках, мы знаем и то, как они используются. Они используются для того, чтобы строить из них слова, а разными звуками оказываются такие, которые в языке различают хотя бы два слова: бак – бок, дом – том, рот – род и т. д. В каждом языке своя система1 звуков и свои различия между ними, но общее число звуков в языках мира различается не так уж сильно: в среднем 5–10 гласных и 20–40 согласных (обычно бывает так: чем больше разных гласных, тем меньше разных согласных, и наоборот). Например, в русском языке 6 гласных звуков и 37 согласных, а в испанском – 5 гласных звуков и 22 согласных.
Система1 [сист’эма] 3 слога
с – [с] – согласный, глухой, парный, мягкий, парный
и – [и] – гласный, безударный
с – [с] – согласный, глухой, парный, твёрдый, парный
т – [т] – согласный, глухой, парный, мягкий, парный
е – [э] – гласный, ударный
м – [м] – согласный, звонкий, непарный, твёрдый, парный
а – [а] – гласный, безударный
7 б., 7 зв.
Популярные решебники 9 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением