Упр.107 Глава 1 ГДЗ Шмелев 9 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 107. 1) Определите, какую роль могут выполнять стилистически окрашенные группы лексики в художественном произведении: найдите для каждой группы соответствующую функцию в...
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 9 класс, Просвещение:
107. 1) Определите, какую роль могут выполнять стилистически окрашенные группы лексики в художественном произведении: найдите для каждой группы соответствующую функцию в правой части таблицы.
Стилистические группы слов
старославянизмы
термины профессионализмы
диалектизмы
жаргонизмы
архаизмы
историзмы
Роль в художественном произведении
характеризуют профессию персонажа, обрисовывают область человеческой деятельности, с которой он связан;
в речи персонажа характеризуют его профессиональное общение, обычно неформальное, или его интересы;
дают социальную характеристику персонажа, показывают его принадлежность к какой-то социальной группе;
создают колорит исторической эпохи, воспроизводят её язык;
придают речи возвышенность, торжественность, подчёркивают величие события, его значимость; по контрасту в сниженном, бытовом контексте
могут создавать комический эффект;
создают местный или национальный колорит, передают особенности речи персонажа как жителя определённой местности
Старославянизмы – придают речи возвышенность, торжественность, подчёркивают величие события, его значимость.
Термины – характеризуют профессию персонажа, обрисовывают область человеческой деятельности, с которой он связан.
Профессионализмы – в речи персонажа характеризуют его профессиональное общение, обычно неформальное, или его интересы.
Диалектизмы – создают местный или национальный колорит, передают особенности речи персонажа как жителя определённой местности.
Жаргонизмы – дают социальную характеристику персонажа, показывают его принадлежность к какой-то социальной группе.
Архаизмы – по контрасту в сниженном, бытовом контексте могут создавать комический эффект.
Историзмы – создают колорит исторической эпохи, воспроизводят её язык.

2) Прочитайте отрывки, найдите названные в таблице стилистически окрашенные слова и определите их роль в тексте. Сделайте вывод о том, является ли стилистически окрашенная лексика средством выразительности художественной речи.
1. На спине в три ряда висели на крепких верёвочках двадцать пар золотых часов. Некоторые из них раздражающе тикали, и Бендеру казалось, что у него по спине ползают насекомые. <...> Мощная выя командора сгибалась под тяжестью архиерейского наперсного креста с надписью «Во имя отца и сына и св. духа», который был приобретён у бывшего иподиакона кафедрального собора гражданина Самообложенского.
(И. Ильф и Е. Петров)
2. Макар, словно древнегреческий философ Диоген, забрался в бочку. Диогену, конечно, не приходилось лежать на гвоздях, но ведь он, по преданию, жил в обыкновенной бочке. И Кеплера с его расчётами стереометрии бочки не осенила идея Гусева. А Макар, проделав расчёты Кеплера, узаконив в своей комнате бочку, превращает её в «камеру сверхсилы». Что такое камера сверхсилы? С виду бочка как бочка, внутри же — проводка по точной схеме. Вбиваются в доскр! гвозди, и виток за витком оплетается бочка внутрр! электропроводом.
(Е. Велтистов)
3. Держава русская велика, и не годится русскому человеку, если послали его оборонять честь державы, пятиться ради своего живота. Умирать никому не хочется, но что ж поделаешь! — вышел на бранное поле не для того, чтобы петь песни. Надо биться, и биться надо жестоко.
(А. Н. Толстой)
4. А странница уж бадожок свой поставила, котомку на припечье положила и обуточки снимает. Настасье это не по нраву пришлось, а смолчала. «Ишь неочесливая! Приветить её не успели, а она на-ко — обуткР! сняла и котомку развязала».
(П. Бажов)
5. В особняках Москвы тихо додрёмывала старинные сны глубочайшая ветхость боярства, помнившая ещё царевну Софью, бунты стрелецкие, головы рубленые, ассамблеи потешные, машкерады изрядные.
(В. Пикуль)
1) Выя, архиерейского наперсного креста, иподиакона – архаизмы – по контрасту в сниженном, бытовом контексте создают комический эффект.
2) Стереометрии, расчёты Кеплера, камера сверхсилы, электропроводом – термины – характеризуют профессию персонажа, обрисовывают область человеческой деятельности, с которой он связан.
3) Держава, живота, бранное поле – старославянизмы – придают речи возвышенность, торжественность, подчёркивают величие события, его значимость.
4) Бадожок, припечье, обуточки, неочесливая, обутки – диалектизмы – создают местный или национальный колорит, передают особенности речи персонажа как жителя определённой местности.
5) Боярства, бунты стрелецкие, ассамблеи потешные, машкерады – историзмы – создают колорит исторической эпохи, воспроизводят её язык.
Стилистически окрашенная лексика как средство выразительности может придавать тексту возвышенное или, наоборот, сниженное звучание; служит средством речевых характеристик героев; служит средством передачи авторских эмоций и оценок.

3) Выберите один из отрывков и подготовьте его для чтения вслух. Уточните значение слов, поставьте ударение в сложных для вас словах и продумайте интонацию предложений в зависимости от жанра и настроения текста. Проведите конкурс и оцените выступления друг друга.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением