Упр.101 Глава 1 ГДЗ Шмелев 9 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 101. 1) Внимательно прочитайте текст и определите его тему. Находится ли заголовок текста в прямой зависимости от его темы?Большое в малом(1) В материальном мире...
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 9 класс, Просвещение:
101. 1) Внимательно прочитайте текст и определите его тему. Находится ли заголовок текста в прямой зависимости от его темы?
Большое в малом
(1) В материальном мире большое не уместишь в малом. В сфере же духовных ценностей не так: в малом может уместиться гораздо большее, а если в большом попытаться уместить малое, то большое просто перестанет существовать.
(2) Если есть у человека великая цель, то она должна проявляться во всём — в самом, казалось бы, незначительном. Надо быть честным в незаметном и случайном: тогда только будешь честным и в выполнении своего большого долга. Большая цель охватывает всего человека, сказывается в каждом его поступке, и нельзя думать, что дурными средствами можно достигнуть доброй цели.
(3) Поговорка «цель оправдывает средства» губительна и безнравственна. Это хорошо показал Достоевский в «Преступлешга и наказании». Главное действующее лицо этого произведения — Родион Раскольников думал, что, убив отвратительную старушонку-ростов-щицу, он добудет деньги, на которые сможет затем достигнуть великих целей и облагодетельствовать человечество, но терпит внутреннее крушение. Цель далека и несбыточна, а преступление реально; оно ужасно и ничем не может быть оправдано. Стремиться к высокой цели низкими средствами нельзя. Надо быть одинаково честным как в большом, так и в малом.
(4) Соблюдать большое надо во всём решительно. Тогда всё легко и просто.
(Д. Лихачёв)
Тема эссе сформулирована в заголовке.
2) Докажите, что это текст публицистического стиля. Какие чувства хочет пробудить в человеке автор? Подумайте, есть ли у этого текста жанровые признаки эссе. Выстраивая своё рассуждение, используйте перечисленные в тексте параграфа особенности эссе.
Это текст публицистического стиля, т. к. его основная функция – воздействие на читателя с целью привлечения внимания к вопросу, освещаемому в тексте. Автор выражает свою оценку, мнение, побуждает к размышлению, поступкам, действиям. Автор хочет пробудить в человеке чувство ответственности за выбор средств на пути к достижению цели.
Жанровые признаки эссе у этого текста:
1) Небольшой объём.
2) Заголовок как отправная точка в размышлениях автора.
3) Свободная композиция и одновременно внутреннее смысловое единство, подчинённое логике автора, который выстраивает связи между явлениями на основе личных воспоминаний, жизненного опыта, умения смотреть на вещи с разных сторон.
4) Выразительность языка и индивидуальный авторский стиль, которые создаются за счёт использования выразительных средств: метафор, образных сравнений, аллегорий, символов, образов.
3) Какие проблемы обсуждает в тексте автор? Считаете ли вы их важными для себя? Разделяете ли вы его точку зрения?
В тексте автор обсуждает проблемы пути достижения человеком цели, то, какие средства нельзя использовать в этом. Это важные проблемы для общества. Я разделяю точку зрения автора, он прав в том, что «нельзя думать, что дурными средствами можно достигнуть доброй цели».
4) Какие выразительные средства использует автор (метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворение, оксюморон, антитезу, синонимы)?
Основную мысль автор формулирует и развивает с помощью антитезы: большое – малое, великое – незначительное, дурное – доброе, несбыточно – реально. Личные оценки Д. С. Лихачёв передаёт посредством эпитетов: великая цель, добрая цель, дурные средства, низкие средства. Описывая внутреннее состояние героя романа «Преступление и наказание», автор применяет метафору: терпит внутреннее крушение. Значимость проблемы для автора показывает гипербола: большая цель охватывает всего человека.
5) Докажите, что в этом тексте представлено рассуждение: укажите абзацы, содержащие тезис, аргументы и вывод. Есть ли в абзаце 3 фрагменты с другим типом речи? Возможно ли соединение рассуждения с описанием и повествованием?
В первом абзаце автор формулирует тезис. Второй и третий абзац – аргументы: во втором абзаце Д. С. Лихачёв раскрывает тезис на примере великой цели человека, в третьем – обращается к народной мудрости и приводит в качестве примера роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». В последнем абзаце автором сформулирован вывод.
6) Найдите в абзаце 1 утверждение, которое проиллюстрировано в абзаце 3. Приведите к выделенному тезису свои примеры.
В абзаце 3 проиллюстрировано утверждение «…если в большом попытаться уместить малое, то большое просто перестанет существовать». Раскольников, имея большую цель «облагодетельствовать человечество», совершает преступление, в результате чего «терпит внутреннее крушение», а цель так и осталась несбыточной.
В материальном мире большое не уместишь в малом. Невозможно слона поместить в спичечный коробок, как и верблюду пройти в игольное ушко.
7) Работа в группе. Перескажите текст устно, сохраняя его стилистику. Оцените пересказы одноклассников по следующим критериям:
а) логичность и точность изложения;
б) соблюдение речевых и орфоэпических норм;
в) использование выразительных средств языка;
г) эмоциональность.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением