Упр.108 Глава 1 ГДЗ Шмелев 9 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 108. 1) Прочитайте строфы из стихотворения про себя и вслух. Определите, используются ли в нём формы звукописи — аллитерация и ассонанс. Подумайте, как словесное и...
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 9 класс, Просвещение:
108. 1) Прочитайте строфы из стихотворения про себя и вслух. Определите, используются ли в нём формы звукописи — аллитерация и ассонанс. Подумайте, как словесное и смысловое ударение, паузы способны подчеркнуть смысл этого стихотворения.
Минута: минущая: минешь!
Так мимо же, и страсть и друг!
Да будет выброшено ныне ж —
Что завтра б — вырвано из рук!
Минута: мающая! Мнимость
Вскачь — медлящая! В прах и в хлам
Нас мелющая! Ты, что минешь:
Минута: милостыня псам!..
О, как я рвусь тот мир оставить,
Где маятники душу рвут,
Где вечностью моею правит
Разминовение минут.
(М. Цветаева)
В стихотворении наиболее заметна аллитерация на М, связанная с центральным образом, однако настойчиво повторяются и шипящие звуки: минущая, минешь, выброшено, ныне ж, мающая, медлящая и т. д. Это шипение придаёт стиху зловещее приглушённое звучание.
Минута сближается в поэтическом сознании с фонетически ближайшим словом «минуть», акцентируя внимание на преходящем и проходящем характере времени. Слово «минешь» закономерно тянет за собой этимологически родственное слово «мимо».
В следующей строфе минута названа мающей, то есть томящей, мучающей. Здесь развивается мотив обмана, мнимости, поддержанный оксюморонным сочетанием «вскачь – медлящая», рифмой «мнимость – минешь», минута превращается в «милостыню псам» – своеобразный итог осмысления ключевого слова. Эмоциональный накал достигает предела, что передаётся особым скачкообразным ритмом с обилием внутренних пауз, четырьмя восклицаниями, акцентированными внутренними рифмами – определениями минуты, рвущими строку: «мающая! медлящая! мелющая!» Так подчёркивается губительная сила времени.
Противоречие между бесконечностью времени и его ничтожностью, мгновенностью представлено в концовке стихотворения: «…вечностью моею правит разминовение минут».
2) Какие мысли вызывает у вас это стихотворение? Определите, какие смысловые связи, ассоциации устанавливаются между словами в этом тексте. Познакомьтесь с мнением литературоведа и выскажите своё согласие или несогласие с ним.
Перед нами природная этимология, поэтическая этимология, на самом деле латинское слово «минута» и русское «минуть» не имеют между собой ничего общего и восходят к разным корням, но набор созвучных слов, наросший вокруг них, даёт такую рябь смеж-ных значений, которая делает стихотворение богаче и многозначнее (М. Гаспаров).
Образ минуты вынесен в название стихотворения, словом «минута» стихотворение начинается, далее идёт двоеточие как знак пояснения, уточнения, за которым развёртывается цепочка звуковых ассоциаций к центральному образу. Слово задаёт звуковой ряд и ключ к ассоциативной цепи стихотворения, наблюдается нанизывание однокоренных и созвучных слов.
3) Объясните значение подчёркнутого словосочетания. Определите, какой троп использует автор.
Метафора «рябь смежных значений» обозначает, что М. Цветаева в стихотворении использовала ряд созвучных слов, близких по значению.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением