Упр.105 Глава 1 ГДЗ Шмелев 9 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 105. 1) Прочитайте и восстановите порядок следования абзацев в тексте. Аргументируйте своё решение. Укажите, какие средства связи использованы в тексте: а) местоимения;...
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 9 класс, Просвещение:
105. 1) Прочитайте и восстановите порядок следования абзацев в тексте. Аргументируйте своё решение. Укажите, какие средства связи использованы в тексте: а) местоимения; б) лексические повторы; в) союзы; г) синонимы и антонимы; д) лексика одной тематической группы.
(1) Это как круги на воде. Но круги на воде, расширяясь, становятся всё слабее. Любовь же и дружба, разрастаясь и распространясь на многое, обретают новые силы, становятся всё выше, а человек, их центр, мудрее.
(2) А в чём самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро — это прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. Многое, как я уже говорил, начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком.
(3) Надо быть патриотом, а не националистом. Нет необходимости ненавидеть каждую чужую семью, потому что любишь свою. Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот. Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом — любовь к своей стране, во втором — ненависть ко всем другим.
(4) Ребёнок любит свою мать и своего отца, братьев и сестёр, свою семью, свой дом. Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну. А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека.
(5) Большая цель добра начинается с малого — с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает всё более широкий круг вопросов.
(Д. Лихачёв)
Порядок следования абзацев в тексте: 2, 4, 3, 5, 1.
Тезис – 2 абзац: А в чём самая большая цель жизни?
Доказательства – 4 и 3 абзац.
Вывод – 5 и 1 абзац.
Средства связи, использованные в тексте:
а) местоимения: добро – оно, цель – она;
б) лексические повторы: добро – добро, круги на воде – круги на воде;
в) союзы: Но круги на воде…; А добро – это…;
г) синонимы и антонимы: патриотизм – любовь, национализм – ненависть; патриот – националист, мелочь – крупное и др.;
д) лексика одной тематической группы: 4 абзац.
2) Выберите наиболее подходящее название для этого текста. Аргументируйте свой выбор.
1. Самое большое 3. Цель жизни 5. Любовь и ненависть
2. Круга на воде 4. О добре 6. Любить человека
Название – Самое большое (указано в тезисе).
3) Послушайте текст и проверьте свои предположения. Определите его жанр и перечислите признаки этого жанра. Назовите стиль текста и функционально-смысловой тип речи. Перечислите аргументы, которые приводит автор в подтверждение своей мысли.
Жанр – эссе.
Признаки:
1) Небольшой объём.
2) Заголовок как отправная точка в размышлениях автора.
3) Свободная композиция и одновременно внутреннее смысловое единство, подчинённое логике автора, который выстраивает связи между явлениями на основе личных воспоминаний, жизненного опыта, умения смотреть на вещи с разных сторон.
4) Выразительность языка и индивидуальный авторский стиль, которые создаются за счёт использования выразительных средств: метафор, образных сравнений, аллегорий, символов, образов.
Это текст публицистического стиля, т. к. его основная функция – воздействие на читателя с целью привлечения внимания к вопросу, освещаемому в тексте. Автор выражает свою оценку, мнение, побуждает к размышлению, поступкам, действиям.
Функционально-смысловой тип речи – рассуждение.
Аргументы, которые приводит автор в подтверждение своей мысли: Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну. Надо быть патриотом, а не националистом.
4) Работа в группе. Выпишите из этого текста предложения, которые, с вашей точки зрения, можно цитировать при обсуждении поднятых автором проблем или приводить в качестве аргументов в сочинениях по тематике этого текста. Обсудите ваши подборки цитат, определите, кто из вас выбрал самые выразительные цитаты, и составьте свой список афоризмов Д. С. Лихачёва, обозначив тему подборки.
Подборка «Самое главное».
А добро – это прежде всего счастье всех людей.
А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека.
Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом – любовь к своей стране, во втором – ненависть ко всем другим.
Большая цель добра начинается с малого – с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает всё более широкий круг вопросов.
Любовь же и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся всё выше, а человек, их центр, мудрее.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением