Упр.111 Глава 1 ГДЗ Шмелев 9 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 111. Проектное задание. Если вас заинтересовали проблемы звукописи и звукового символизма, вы можете принять участие в эксперименте по установлению звуковых соответствий...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 9 класс, Просвещение:
111. Проектное задание. Если вас заинтересовали проблемы звукописи и звукового символизма, вы можете принять участие в эксперименте по установлению звуковых соответствий между звуком, цветом и смыслом. Познакомьтесь с книгой А. П. Журавлёва «Звук и смысл», найдите описание предложенной в ней методики и проведите исследование, выбрав группу людей для изучения их ассоциаций. Представьте своё исследование в виде реферата или доклада.
Исследование по установлению соответствий
между звуком, цветом и смыслом
Существуют ли какие-либо определённые звукоцветовые соответствия или же это случайно возникающие неустойчивые ассоциации между звуком и цветом? До исследований А. П. Журавлёва ответом на этот вопрос чаще всего было утверждение о том, что связь «звук речи – цвет» – редкий, сугубо индивидуальный феномен.
Рассматривая связь звука и цвета, Журавлёв в своих исследованиях опытным путём выяснил, что гласные имеют в сознании людей цветовые соответствия. Испытуемых просили либо подобрать к звукам речи цвета, либо написать на цветных карточках соответствующие им звуки, либо выстроить звуки по цвету, например, от «самого красного» до «наименее красного» и т. п.
Эксперименты с тысячами испытуемых показали, что в подавляющем большинстве гласные звуки окрашиваются вполне определённо. Наибольшее число совпадений было выявлено относительно трёх гласных – А, Е, И. Испытуемые в целом согласованно и достаточно единообразно устанавливали вполне определённые связи между звуком и цветом, при этом отмечалось, что сопоставление было неосознанным. Результаты эксперимента по звукоцветовым соответствиям представлены в таблице.
А. П. Журавлёв приводит звукоцветовой анализ стихотворения А. Блока «Гамаюн, птица вещая», которое поэт написал под впечатлением от картины В. Васнецова, написанной в красных тонах.
Гамаюн, птица вещая
На гладях бесконечных вод,
Закатом в пурпур облеченных,
Она вещает и поёт,
Не в силах крыл поднять смятенных…
Вещает иго злых татар,
Вещает казней ряд кровавых,
И трус, и голод, и пожар,
Злодеев силу, гибель правых…
Предвечным ужасом объят,
Прекрасный лик горит любовью,
Но вещей правдою звучат
Уста, запекшиеся кровью!..
В тексте стихотворения подсчитывается количество каждой звукобуквы. Расчёт звукоцвета показал, что в стихотворении среди гласных наиболее заметно доминируют А и Я, затем Ы и У. Если изобразить в цвете игру доминирующих в стихотворении гласных, то получится картина в красно-багровой и чёрно-синей гамме, кое-где с тёмной прозеленью. А это и есть цветовая гамма картины В. Васнецова. Приведённым анализом Журавлёв доказывает свою теорию на практике.
Гипотеза: Можно ли, определив звукоцвет стихотворения, понять настроение поэта и его замысел?
Я провела мини-исследование по установлению соответствий между звуком и цветом, предложив выполнить задание на определение цвета звукобукв разным группам людей: подросткам и их родителям.
Сравним полученные данные с данными по определению цвета гласных звуков в таблице А. П. Журавлёва и зафиксируем совпадения в определении гласных по цвету.
Приступаем к анализу стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро».
Мороз и солнце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче… погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Весёлым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
Как видим, в стихотворении преобладает зелёный цвет, за ним по убывающей следуют светло-жёлтый или белый, красный, синий, тёмно-синий, сине-зелёный, лиловый, коричневый или чёрный, голубоватый, сиреневый и жёлто-зелёный цвета.
Стремительное начало стихотворения, поэтические образы героини, к которой автор обращается с призывом выйти на прогулку, создают радостное и светлое настроение. Преобладают зелёный и светло-жёлтый или белый цвета.
А во второй строфе – описание вчерашней бури за окном, печального настроения. Пушкин здесь использует мрачные краски (мутное небо, мгла, бледным пятном сквозь мрачные тучи желтеет луна). Преобладают красный и зелёный цвета.
И вновь по контрасту в третьей строфе описание блистающего сегодняшнего утра. Яркие и сочные описания (голубые небеса, великолепными коврами, речка блестит и т. д.) создают образ великолепного искрящегося зимнего пейзажа, передают бодрое, весёлое настроение. Преобладают зелёный, светло-жёлтый или белый и синий цвета.
Описав прелести природы, герой вновь обращает свой взор на комнату в четвёртой строфе стихотворения. Она озарена «янтарным блеском». Преобладают зелёный, красный и светло-жёлтый или белый цвета.
Уют и тепло манят остаться дома, но не нужно поддаваться лени, автор призывает отправиться в санях на прогулку. Преобладают зелёный и светло-жёлтый или белый цвета.
Вывод: определив звукоцвет стихотворения, можно понять настроение поэта и его замысел.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением