Параграф 9 ГДЗ Боголюбов Городецкая 8 класс (Обществознание)
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Боголюбов, Городецкая, Иванова 8 класс, Просвещение:
Глава III. Экономика
§ 9. Экономика и ее роль в жизни общества
ЗАДУМАЕМСЯ
Можем ли мы всегда купить то, что хотим?
Нет, наши желания ограничиваются возможностями: доходом, доступностью товаров и услуг, а также их стоимостью.
В чём смысл утверждения «Бесплатный сыр бывает только в мышеловке»?
Смысл выражения «Бесплатный сыр бывает только в мышеловке» заключается в том, что за всё в жизни приходится платить, даже если это не очевидно. Бесплатное предложение может скрывать ловушку или зависеть от чьих-то интересов.
ВСПОМНИМ
В чём состоят потребности человека?
• Физиологические: пища, вода, жильё, одежда
• Социальные: общение, уважение, принадлежность к группе
• Духовные: саморазвитие, образование, творчество
Как экономика участвует в удовлетворении потребностей человека и общества?
• Производит товары и услуги для физиологических потребностей
• Создаёт рабочие места, обеспечивая социальные связи и доход
• Развивает культурные и образовательные проекты для духовного роста общества
Подберите к изображениям названия соответствующих потребностей.
• Потребность во сне
• Потребность в еде
• Потребность в общении
• Потребность в искусстве
• Потребность в отдыхе
• Потребность в образовании и изучении чего-либо
Узнайте у представителей старшего поколения (дедушек, бабушек, родителей), как они в вашем возрасте удовлетворяли потребности, например, в новых знаниях, общении, путешествиях. Произошли ли изменения в ваших возможностях удовлетворять эти потребности? Поясните свой ответ примерами.
Бабушка вспоминала, что в её время главными источниками знаний были книги и школьные учебники. Если что-то нужно было узнать, она шла в библиотеку, и иногда на редкую книгу приходилось записываться в очередь. Сегодня у нас есть интернет, где доступна любая информация за секунды. Например, если мне нужно узнать о космосе, я просто смотрю документальные фильмы или читаю статьи в сети.
Подумайте, какие новые потребности создаёт, например, телевизионная реклама или информация о новых товарах и услугах в Интернете.
Телевизионная реклама и информация в интернете создают новые потребности, привлекая внимание к товарам и услугам, о которых человек мог бы не задуматься. Например, реклама смартфонов с новыми функциями заставляет задуматься об их необходимости, даже если старый телефон работает.
Рассмотрите рисунок. Какие идеи хотел донести до нас его автор? На основе материала параграфа приведите собственные примеры ограниченности ресурсов.
Автор данного рисунка хотел показать, что ресурсы на Земле ограничены. Он также хотел призвать людей к более экономному потреблению ресурсов и внимательному отношению к этой проблемы. Например, источники горных пород на Урале практически иссякли из-за бурной промышленной деятельности в XIX-XX века.
Приведите примеры, подтверждающие, что ресурсы не только предприятия, но и любого государства ограничены.
Завод может иметь ограниченное количество сырья для производства (например, ограниченные запасы металлов для автомобильной промышленности).
На уровне государства природные ресурсы, такие как нефть, газ, пресная вода, исчерпаемы. Бюджет государства ограничен, что вынуждает выбирать между разными программами (например, строить больницы или школы).
Используя схему и материал параграфа, охарактеризуйте различные виды благ. Дополните схему собственными примерами. Подумайте, почему количество свободных благ со временем уменьшается.
Свободные блага предоставляются природой, доступны всем. Примеры: воздух, солнечный свет, вода в реках (но только в определённых условиях).
Экономические блага производятся для удовлетворения потребностей, требуют затрат ресурсов.
Количество свободных благ уменьшается из-за:
• Загрязнения окружающей среды
• Повышенного спроса на природные ресурсы
Вспомните, как влияют на результаты экономической деятельности такие способы сотрудничества людей, как разделение труда, торговля.
Разделение труда позволяет повысить производительность, так как каждый участник сосредоточен на своей задаче (например, сборка автомобиля разделена на множество этапов).
Торговля увеличивает доступ к разнообразным ресурсам и продуктам, стимулирует экономический рост (например, экспорт товаров одной страны позволяет импортировать недостающие ресурсы).
Эти способы сотрудничества способствуют эффективному использованию ограниченных ресурсов и росту благосостояния.
Как мнение учёных помогает понять проблему ограниченности ресурсов и выбора в экономике?
Учёные подчеркивают, что из-за ограниченности ресурсов всегда приходится делать выбор, жертвуя одной возможностью ради другой. Это связано с понятием альтернативной стоимости. Например, выбор места для строительства моста исключает другие варианты, а бизнес вынужден распределять бюджет между разными рекламными каналами. В экологии компромисс достигается между снижением загрязнения и финансовыми затратами.
Приведите собственные примеры принятия решения (вами или вашими близкими, знакомыми) на основе экономического выбора.
• Семья выбирает между дорогим телевизором и стандартной моделью, чтобы сэкономить на ремонте
• Вместо заграничного тура семья проводит отпуск на даче, копя на образование ребёнка
• Ученик сосредоточился на математике ради поступления в вуз, отказавшись от дополнительных занятий по литературе
Приведите примеры, иллюстрирующие альтернативную стоимость выбора.
• Человек покупает новый смартфон, отказываясь от возможности приобрести ноутбук. Альтернативная стоимость — отказ от работы или учёбы на удобном устройстве
• Ученик записывается на футбольную секцию, отказываясь от возможности посещать курсы рисования. Альтернативная стоимость — развитие творческих навыков
1. Каким образом экономика зависит от объёма и направленности наших потребностей?
Экономическая жизнь общества представляет собой прежде всего производство, распределение, обмен и потребление различных товаров и услуг, которые зависят от потребностей людей и удовлетворяют их.
2. Откуда люди получают жизненные блага?
Жизненные блага люди получают от природы или производят в процессе экономической деятельности. Поэтому экономисты делят все жизненные блага на две группы: свободные блага и экономические блага.
3. Почему природные ресурсы планеты нельзя считать неисчерпаемыми?
По отношению к изобилию человеческих потребностей ресурсы, имеющиеся в экономике в каждый момент времени, ограниченны, и их никогда не хватает для удовлетворения всех потребностей.
4. В чём заключается сложность экономического выбора?
Сложность проблемы выбора заключается в том, что, отдавая предпочтение одному виду благ, мы одновременно отказываемся от потребления других, а выбирая вариант использования ограниченных ресурсов, мы теряем возможность использовать их по иному назначению.
5. Что такое альтернативная стоимость?
За принятое решение мы вынуждены платить и любой выбор имеет свою цену, которую экономисты называют альтернативной стоимостью. Её основу составляют отвергнутые блага или варианты использования ресурсов, которые невозможно реализовать из-за того, что ресурсы уже затрачены на выбранный вариант.
6. Как определить альтернативную стоимость выбора?
Альтернативной стоимостью является польза или выгода, которую мы могли бы получить от самого лучшего из невыбранных вариантов.
1. Ограниченность ресурсов испытывают все страны, но одни относятся к бедным, а другие — к богатым. От чего, помимо ресурсов, зависит уровень благосостояния общества?
• Технологического уровня: использование передовых технологий позволяет эффективнее использовать ресурсы
• Качества человеческого капитала: уровень образования и профессиональных навыков населения
• Социальной и экономической политики государства: степень защиты прав, свобода бизнеса, развитость инфраструктуры
• Культурных и исторических традиций: влияет на предпринимательскую активность и подход к труду
Бедность и ограниченность ресурсов — это одно и то же? Объясните свой ответ.
Бедность и ограниченность ресурсов — не одно и то же. Ограниченность ресурсов свойственна всем странам, но богатые общества компенсируют это за счёт высоких технологий, развитой экономики и грамотного управления.
2. Заполните в тетради таблицу «Жизненные блага».
Впишите перечисленные примеры в соответствующие столбцы таблицы: пошив одежды в ателье, вода из родника, мороженое, занятия в театральном кружке, песок в пустыне, посещение музея, дожди, освещение улиц.
3. Можно ли назвать предоставляемую государством бесплатную медицинскую помощь гражданам свободным благом, а лесные грибы и чернику — экономическим благом? Аргументируйте свой ответ.
Бесплатная медицинская помощь не является свободным благом, поскольку она создаётся за счёт государственных ресурсов (труда врачей, оборудования, финансирования). Лесные грибы и черника могут быть экономическими благами, если их сбор требует затрат (времени, усилий, транспортных расходов).
4*. Как вы понимаете высказывание английского драматурга и общественного деятеля Б. Шоу: «Экономика — это умение пользоваться жизнью наилучшим образом»?
Высказывание «Экономика — это умение пользоваться жизнью наилучшим образом» подчёркивает, что грамотное управление ресурсами — это не просто расчёт прибыли, но и способность эффективно использовать ограниченные ресурсы (деньги, время, труд) для достижения оптимального качества жизни.
Время для человека является важным ограниченным ресурсом. Вопрос, как его провести, каким делам или развлечениям посвятить, является для каждого человека актуальным. Предложите одноклассникам применить процедуру минимизации альтернативной стоимости к своему учебному дню. Задание группам: разработать и предложить возможные варианты использования временного ресурса для достижения определённых целей (учебных, досуговых, хозяйственных и др.). В устном представлении группа обосновывает и свой оптимальный (наилучший, более важный и полезный) выбор, и цену выбора (альтернативную стоимость), и то, от чего пришлось отказаться. При оценке сделанного выбора обратите внимание, насколько рационально тратится время. Можно ли было делать больше за это время? Удалось ли участникам сделать оптимальный выбор и уменьшить его альтернативную стоимость?
Цель: повысить успеваемость по математике.
План использования времени:
• Утро: повторение тем перед уроками.
• День: активное участие на занятиях.
• Вечер: выполнение домашнего задания.
• Отказ: от просмотра телепередач.
Обоснование выбора: уделяя время изучению предмета, ученики получают долгосрочную выгоду в виде знаний, хороших оценок и шансов на поступление в вуз.
Оценка: рациональное использование времени позволило группе добиться успеха в учёбе, а отказ от развлечений временно снизил нагрузку на досуг.
Похожие решебники
Популярные решебники 8 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением