Параграф 15 ГДЗ Боголюбов Городецкая 8 класс (Обществознание)
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Боголюбов, Городецкая, Иванова 8 класс, Просвещение:
§ 15. Предприятие в экономике
ЗАДУМАЕМСЯ
Вы мечтаете о новом велосипеде, а ваша сестра хотела бы иметь пианино. Многие ваши одноклассники мечтают о новейшем коммуникационном устройстве, спортивном трена-жёре. Способно ли производство удовлетворить разнообразные индивидуальные потребности людей?
Производство не может полностью удовлетворить все разнообразные индивидуальные потребности людей, так как ресурсы ограничены. В условиях дефицита ресурсов приходится выбирать, что и в каком объеме производить. Это приводит к тому, что на рынок поступает ограниченное количество товаров и услуг, что не всегда может удовлетворить все желания и запросы потребителей.
ВСПОМНИМ
Каковы главные вопросы экономики?
• Что производить?
• Как производить?
• Для кого производить?
Какие потребности относятся к материальным, а какие — к духовным?
Материальные потребности связаны с необходимостью в физических объектах, таких как еда, жилье, одежда, техника. Духовные потребности охватывают желания и стремления, связанные с развитием личности, искусством, культурой, образованием, религией. Эти потребности являются более абстрактными и часто требуют нематериальных ресурсов.
Какова роль производителя и потребителя в экономике?
Роль производителя в экономике заключается в создании товаров и услуг, удовлетворяющих потребности населения. Производители решают, какие товары и в каком количестве выпустить, какие технологии использовать. Роль потребителя состоит в выборе товаров и услуг, которые соответствуют его потребностям и платежеспособности. Потребители создают спрос, что влияет на предложение и ценовую политику производителей.
Как взаимосвязаны их экономические интересы?
Экономические интересы производителей и потребителей взаимосвязаны через рынок. Производители стремятся получать прибыль, производя товары, которые будут востребованы на рынке. Потребители, в свою очередь, заинтересованы в покупке товаров по приемлемым ценам. Конкуренция и взаимодействие этих интересов обеспечивают эффективное функционирование экономики, где каждый из участников рынка пытается максимально удовлетворить свои потребности.
Что характерно для современного производства?
Современное производство характеризуется масштабностью, высокой автоматизацией и использованием новейших технологий. Существует специализация и диверсификация производства, что позволяет выпускать продукцию, ориентированную на потребности разных групп населения. Важной характеристикой является быстрое внедрение инноваций и улучшение качества товаров. Производство становится все более глобализированным, с разветвленными цепочками поставок и большими объемами выпуска.
Что можно сказать о его масштабах, об организации производства, о продукции?
Современное производство отличается масштабностью и разнообразием. Крупные предприятия выпускают продукцию в больших объемах, используя передовые технологии и специализацию труда. Организация производства ориентирована на максимальную эффективность, часто с использованием автоматизированных систем управления и глобальной кооперации. Продукция становится более качественной и разнообразной, чтобы удовлетворить потребности различных групп населения.
Какое влияние оказывает процесс автоматизации на условия и результаты производства?
Автоматизация значительно повышает производительность труда, снижает себестоимость продукции и минимизирует вероятность ошибок. Она улучшает условия труда, освобождая людей от тяжелого физического труда и рутинных операций. В то же время автоматизация требует высокой квалификации работников для обслуживания сложного оборудования. Примером может служить использование промышленных роботов в автомобильной промышленности или автоматизированных сборочных линий в электронике.
Приведите примеры использования современных технологий в различных сферах производства.
• В сельском хозяйстве: применение дронов для мониторинга полей и автоматизированных систем полива
• В медицине: 3D-принтеры для создания протезов и хирургических инструментов
• В строительстве: использование роботов для укладки кирпича или технологии 3D-печати для возведения зданий
• В легкой промышленности: автоматизированные линии по пошиву одежды или производству обуви
• В энергетике: умные сети и возобновляемые источники энергии с системой мониторинга
Какую экономическую закономерность иллюстрирует ситуация?
Ситуация, описанная в задаче, иллюстрирует экономическую закономерность, известную как рост производительности труда. Производительность труда определяется количеством продукции, производимой одним работником за единицу времени.
Что повлияло на снижение стоимости продукции?
• Усовершенствование технологии: внедрение новых технологий позволило станкам работать эффективнее, что привело к увеличению выпуска продукции
• Экономия материалов: более эффективное использование ресурсов сократило затраты на материалы, необходимые для изготовления книг
• Рациональная организация труда: улучшение управления процессом работы сотрудников позволило им выполнять задачи быстрее и качественнее
Приведите примеры указанных в схеме способов повышения эффективности.
• Внедрение новых технологий: внедрение искусственного интеллекта
• Экономичное расходование ресурсов: энергосберегающие технологии
• Повышение квалификации работников: семинары и выставки
• Разделение труда: специализация работников
Приведите примеры использования в образовательном процессе информационных технологий, помогающих учащимся сделать обучение более интересным и результативным.
Онлайн-курсы и платформы для дистанционного обучения. Эти платформы предоставляют доступ к курсам по различным дисциплинам, что позволяет учащимся изучать материал в удобное для них время и месте. Курсы часто содержат видеоуроки, тесты и задания, что делает обучение интерактивным и увлекательным.
Интерактивные учебные пособия и приложения (Quizlet, Kahoot!). Эти приложения позволяют учащимся изучать языки, запоминать термины и проверять свои знания в игровой форме. Интерактивные элементы, такие как соревнования и награды, делают процесс обучения более захватывающим.
Видеоуроки и онлайн-встречи дают возможность преподавателям объяснять материал наглядно и доступно, а также проводить обсуждения и отвечать на вопросы учеников в реальном времени.
Узнайте из различных источников (Интернет, газеты, журналы) о способах экономии энергоресурсов в производстве, приведите собственные примеры.
• Замена устаревшего оборудования на современное
• Внедрение систем автоматизации и управления
• Использование возобновляемых источников энергии
• Тепловая изоляция зданий и сооружений
Предложите способы использования энергосберегающих технологий в школьном хозяйстве.
• Переход на светодиодные лампы и датчики движения позволит школе существенно сократить расходы на электроэнергию
• Установка качественных окон, утепление стен и крыш поможет сохранить тепло зимой и снизить затраты на отопление
• Установка солнечных панелей на крыше школы обеспечит частичное покрытие потребностей в электричестве и снизит счета за коммунальные услуги
• Замена старых холодильников, стиральных машин и другой бытовой техники на модели с классом энергоэффективности А+++ поможет сократить потребление энергии
Какие пути совершенствования разделения труда на производстве иллюстрирует этот факт?
• Детализация операций
• Механизация процесса
• Стандартизация действий
• Поточное производство
В чём его преимущества и недостатки?
Преимущества:
• Увеличение производительности
• Снижение затрат.
• Повышение качества
• Масштабируемость производства
Недостатки:
• Монотонность труда
• Остановка одного участка конвейера могла парализовать весь производственный процесс
• Ограниченность творчества
• Высокие начальные инвестиции
Какие современные предприятия, на которых используется конвейер, вам известны?
• Toyota
• Volkswagen
• General Motors
• Apple
• Samsung
• Nestle
• Coca-Cola
• Pfizer
• Novartis
Подумайте, деятельность какого предприятия результативна (выгодна), а какого — убыточна (невыгодна). Дайте аргументированный ответ.
Результативность деятельности предприятия определяется соотношением выручки и затрат на производство. Если выручка превышает затраты, предприятие работает с прибылью и его деятельность считается результативной. Если же затраты превышают выручку, предприятие несет убытки, и его деятельность признается убыточной.
В нашем примере молочный комбинат получил выручку 40 млн рублей, а затраты составили 34 млн рублей. Таким образом, комбинат заработал 6 млн рублей прибыли (40 млн - 34 млн = 6 млн)
Завод по производству электроламп получил выручку 12 млн рублей, а затраты составили 14 млн рублей. Следовательно, завод понес убыток в размере 2 млн рублей (12 млн - 14 млн = -2 млн).
Исходя из этого, можно заключить, что деятельность молочного комбината результативна (выгодна), так как он получил прибыль, тогда как завод по производству электроламп убыточен (невыгоден), поскольку понес убытки.
1. Какова роль разделения труда в развитии производства?
Разделение труда играет ключевую роль в развитии производства, так как позволяет повысить эффективность и производительность. Оно заключается в специализации работников на выполнении отдельных операций, что приводит к улучшению качества продукции, сокращению времени на её изготовление и снижению затрат. Кроме того, разделение труда способствует внедрению новых технологий и совершенствованию производственных процессов, что в конечном итоге ведёт к росту экономической эффективности и конкуренто-способности предприятий.
1. Какова роль разделения труда в развитии производства?
Разделение труда играет ключевую роль в развитии производства, так как позволяет повысить эффективность и производительность. Оно заключается в специализации работников на выполнении отдельных операций, что приводит к улучшению качества продукции, сокращению времени на её изготовление и снижению затрат. Кроме того, разделение труда способствует внедрению новых технологий и совершенствованию производственных процессов, что в конечном итоге ведёт к росту экономической эффективности и конкуренто-способности предприятий.
2. Как сделать производство выгодным?
Производитель старается организовать производство такого товара и таким образом, чтобы после его продажи получить выручку, которая не только возместит его расходы, но и даст дополнительные средства. Это и есть прибыль. Для того, чтобы производство было выгодным,необходимо выбрать товар, который будет востребован, а также провести автоматизацию производства, разделение труда и снижение затрат.
3. Как можно снизить затраты производства?
Переменные затраты поддаются контролю производителя, а постоянные — нет. Поэтому приходится рассчитывать и выбирать, сколько необходимо привлечь работников, какое сырьё и в каком количестве использовать, где расположить производство, чтобы снизить транспортные расходы. Рациональный производитель стремится искать такие варианты соединения ресурсов производства, при которых его затраты будут минимальными, а также ищет способы организации производства, помогающие ему эффективно использовать ресурсы и снижать затраты.
1. К каким видам затрат (переменным или постоянным) относятся следующие: оплата пользования служебными телефонами, сдельная заработная плата работников, аренда складских помещений, оплата спецодежды персонала, оплата доставки сырья и материалов?
Постоянные: аренда складских помещений.
Переменные: оплата пользования служебными телефонами, сдельная заработная плата работников, оплата спецодежды персонала, оплата доставки сырья и материалов.
2. Какие из приведённых суждений вы считаете верными?
а) производительность труда растёт, если увеличивается число работников;
б) на рост производительности труда оказывает влияние совершенствование технологий производства;
в) производительность труда зависит от уровня квалификации работников;
г) производительность труда снижается в результате роста цен на продукцию.
Ответ: б, в
3. Узнайте, обратившись к ресурсам Интернета, что такое альтернативные источники энергии. Есть ли у них будущее?
Альтернативные источники энергии – это виды энергии, которые отличаются от традиционных ископаемых источников (уголь, нефть, газ) и имеют меньшее воздействие на окружающую среду. К ним относятся солнечная энергия, ветер, гидроэнергия, геотермальная энергия и биоэнергия. Будущее за ними, так как они являются возобновляемыми и экологически чистыми источниками энергии.
4. Одна мастерица связала шерстяной плед и продала его за 500 руб. Она потратила 5 мотков шерсти по 60 руб. за моток. Другая мастерица изготовила кружевную скатерть и продала её за 700 руб. Она потратила на нитки 300 руб. и на бисер для украшения 120 руб. Какую прибыль получила каждая мастерица? Объясните, почему её размеры различаются.
Первая мастерица: 500 руб. (доход) - 5 * 60 руб. (затраты) = 200 руб. (прибыль).
Вторая мастерица: 700 руб. (доход) - 300 руб. (нитки) - 120 руб. (бисер) = 280 руб. (прибыль).
Прибыль различается из-за разных затрат на материалы и разной стоимости готовых изделий.
5. Незнайка решил стать поэтом и принялся сочинять одну поэму за другой. Он так увлёкся, что в понедельник сочинил две поэмы о трудностях поэтического труда, потратив на это целых 2 часа. Во вторник дело пошло веселее, и он сочинил за час три поэмы. Среда прошла в творческих муках, дело двигалось, но не слишком быстро. Однако к вечеру на столе лежало уже шесть поэм, на которые ушло 4 часа. В четверг ничего не сочинялось, потому что в этот день Незнайка читал свои произведения жителям Цветочного города. Пятница дала ещё одну поэму, на которую ушло всего полчаса. В какой день производительность труда Незнайки была самой высокой?
Самая высокая производительность труда была во вторник, когда он написал 3 поэмы за 1 час (это значит, что он тратил 15 минут на каждую поэму, что является самым меньшим временем за все дни).
6. Вам исполнилось 14 лет, и вместе со старшим братом вы решили заработать деньги на летний отдых. Оценив свои способности и интересы, вы проанализировали несколько вариантов заработка: распространение рекламных объявлений, изготовление рамок для картин, доставка на дом газет и журналов из киосков. Выбор за вами. Подумайте, что необходимо учесть для принятия рационального решения. Какой вариант позволит вам добиться успеха? Составьте «Деловой план» и обоснуйте свой прогноз.
Необходимо учитывать навыки, интересы, доступные ресурсы и спрос на выбранные услуги. Распространение рекламных объявлений может потребовать минимальных затрат, но конкуренция высока. Изготовление рамок для картин потребует начальных инвестиций и навыков. Доставка газет и журналов – стабильный доход, но требует физической выносливости.
1. Поработайте с одноклассниками над проектом «Успешное производство в нашем регионе». Подготовьте сообщение-презентацию по результатам работы. В устном выступлении обратите внимание на факторы, которые обусловили эффективность производственной деятельности предприятия.
Уральский регион обладает богатыми ресурсами и развитой промышленностью, что делает его идеальным местом для успешного производства. В рамках проекта «Успешное производство на Урале» предлагается рассмотреть несколько ключевых аспектов, влияющих на успех промышленных предприятий в регионе.
Урал известен своими месторождениями полезных ископаемых, такими как уголь, железо, медь и золото. Близость к этим ресурсам позволяет предприятиям значительно сократить транспортные расходы и обеспечить стабильные поставки сырья.
В регионе расположены крупные промышленные центры, такие как Екатеринбург, Челябинск и Магнитогорск. Эти города имеют развитую инфраструктуру, высококвалифицированную рабочую силу и многолетний опыт в различных отраслях промышленности.
Правительство Российской Федерации и региональные власти оказывают поддержку промышленным предприятиям, предоставляя налоговые льготы, субсидии и гранты. Это способствует созданию благоприятных условий для ведения бизнеса и привлечению инвестиций.
Уральские университеты и научные институты активно сотрудничают с промышленными предприятиями, внедряя новейшие технологии и разработки. Это позволяет повышать конкурентоспособность продукции и улучшать производственные процессы.
В последние годы особое внимание уделяется вопросам экологической безопасности. Многие предприятия переходят на более чистые технологии и внедряют системы утилизации отходов, что положительно сказывается на имидже региона и привлекательности для инвесторов.
Проект «Успешное производство на Урале» призван продемонстрировать, что сочетание природных ресурсов, индустриального потенциала, государственной поддержки и научно-технического прогресса делает Урал одним из ведущих регионов России в сфере промышленного производства.
2. Подготовьте тематическое обозрение «От разделения труда до автоматизации». Оформите стенд с иллюстративным материалом и проведите презентацию собранного материала.
Разделение труда и автоматизация являются ключевыми факторами, определяющими эффективность и конкурентоспособность современного производства. Рассмотрим эволюцию этих процессов.
Исторически разделение труда началось с выделения специализированных профессий и функций внутри производственного процесса. Это позволило повысить производительность и улучшить качество продукции. Примером может служить система конвейера, введённая Генри Фордом, которая значительно ускорила сборку автомобилей.
Следующим шагом стало внедрение механических устройств, которые заменяли ручной труд. Механизация позволила увеличить объёмы производства и снизить затраты на рабочую силу. Одним из ярких примеров является текстильная промышленность, где механические ткацкие станки революционизировали процесс производства тканей.
С развитием технологий началась эпоха автоматизации, когда машины стали выполнять не только физические, но и интеллектуальные задачи. Роботы, программируемые логические контроллеры и компьютерные системы управления взяли на себя значительную часть производственных процессов. Это позволило достичь высочайшей точности, скорости и стабильности производства.
Современная концепция Индустрии 4.0 объединяет автоматизацию с цифровыми технологиями, такими как интернет вещей (IoT), большие данные и искусственный интеллект. Это открывает новые горизонты для оптимизации производственных процессов, повышения эффективности и сокращения затрат.
В будущем ожидается дальнейшее развитие автоматизации и интеграции цифровых технологий. Умные заводы будут самостоятельно настраиваться и адаптироваться к изменениям в запросах потребителей, а человек будет играть роль координатора и разработчика стратегий.
Похожие решебники
Популярные решебники 8 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением