Параграф 8 ГДЗ Боголюбов Городецкая 8 класс (Обществознание)
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Боголюбов, Городецкая, Иванова 8 класс, Просвещение:
§ 8. Искусство
ЗАДУМАЕМСЯ
Известно, что у многих солдат во время Великой Отечественной войны в вещмешках рядом с запасными гранатами и патронами хранились книги со стихами А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева. Что этот пример говорит о силе искусства? Как оно поддерживает людей даже в сложные времена?
Этот пример показывает, как искусство, в частности литература, может быть источником моральной силы и поддержки в трудные времена. Книги и стихи великих русских поэтов помогают людям сохранять внутреннюю гармонию, надеяться и находить смысл жизни даже в условиях войны и страха. Искусство имеет способность вдохновлять, поддерживать дух и придавать стойкость в сложные моменты.
ВСПОМНИМ
Что представляет собой духовная жизнь общества?
Духовная жизнь общества — это совокупность ценностей, верований, традиций, культурных и моральных ориентиров, которые определяют взаимоотношения людей и формируют их мировоззрение.
Каковы результаты духовной деятельности людей?
Результаты духовной деятельности людей — это создание искусства, философии, науки, религии и других сфер культуры, которые формируют нравственные и культурные нормы общества.
В чём вы видите особенность отображения художниками природных объектов?
Особенность отображения природных объектов художниками, такими как Айвазовский и Шишкин, заключается в их умении передать динамику природы и её красоту с глубокой эмоциональной насыщенностью.
Приведите собственные примеры образной выразительности в искусстве.
В живописи: картины Ван Гога, такие как "Звёздная ночь", где с помощью ярких, вихревых мазков и контрастных цветов передаётся эмоциональное восприятие мира.
В литературе: в произведениях Фёдора Достоевского, например, в "Преступлении и наказании", через образы героев и их внутренние конфликты раскрываются важнейшие философские вопросы о добре и зле.
Приведите пример воплотившегося в жизнь прогноза любого писателя-фантаста.
Прогноз Жюля Верна о подводных лодках в его романе "20 000 лье под водой", где он описал устройство и возможности подводных судов, которые стали реальностью с развитием технологий в 20-м веке.
С какими особенностями искусства связана его роль в мобилизации духовных сил людей в годы войны?
Искусство в годы войны играло важную роль в поддержке морального духа. Оно вдохновляло, укрепляло веру в победу, вызывало чувство патриотизма и единства. Например, плакаты, фильмы и песни часто выражали героизм, мужество и готовность к самопожертвованию, что мобилизовывало людей на борьбу.
По каким основаниям сгруппированы на схеме различные виды искусства?
На схеме различные виды искусства сгруппированы по отношению к пространству и времени.
Какие иные классификации возможны?
По средствам выражения:
• Изобразительное искусство
• Словесное искусство
• Музыка
• Танец и хореография
• Театр
По форме восприятия:
• Визуальные искусства
• Аудиальные искусства
• Синтетические искусства
По исторической эпохе:
• Классическое искусство
• Средневековое искусство
• Современное искусство
Каково влияние музыки на человека?
• развивает интуицию
• развивает скорость и образность мышления
• развивает коммуникативные способности
• помогает разрешать внутриличностные и межличностные конфликты
• возвышает эстетические потребности человека
• развивает навыки межличностного общения
Что можно сказать о влиянии других видов искусств на человека?
Живопись и изобразительное искусство развивают визуальное восприятие, учат наблюдательности, а также служат способом самовыражения и катарсиса, давая возможность пережить эмоции через образы.
С помощью ресурсов Интернета и с опорой на личный опыт подберите факты, говорящие о влиянии музыки на развитие детей.
Музыка способствует улучшению памяти, концентрации внимания, а также навыков решения задач. Например, детям, которые учат музыку, легче даётся обучение математике и языкам, так как музыкальное образование развивает логическое мышление и способность к абстракции.
Музыка помогает детям выражать свои эмоции и лучше понимать эмоции окружающих. Она может улучшить настроение, справиться с тревогой и стрессом. Например, песни, которые дети учат в школе, помогают им выражать свои переживания, а музыка способствует эмоциональной гармонии.
Какое определение искусства даёт писатель?
Л. Н. Толстой в своём произведении «Что такое искусство?» даёт определение искусства как деятельность, направленную на передачу чувств от одного человека к другому. С его точки зрения, искусство заключается в том, что один человек, испытывающий определённое чувство, с помощью внешних знаков (слов, движений, звуков, цветов) передаёт это чувство другим, и те, в свою очередь, переживают его.
Что, с его точки зрения, самое главное в искусстве?
Самое главное в искусстве, по мнению Толстого, — это способность вызывать в зрителе, слушателе или читателе те же чувства, которые испытывает художник. Искусство существует именно в том, чтобы передать эмоции и переживания, делая их доступными для других людей. Таким образом, искусство для Толстого — это не просто творческий процесс, а средство общения и передачи опыта через чувства.
1. Какие особенности искусства как формы культуры вы можете назвать?
• Каждое произведение неповторимо
• Искусство обладает образной выразительностью
• Чувственное восприятие окружающего мира
• Искусство вызывает эстетические чувства
• Способность предсказывать явления будущего
2. Опишите любой художественный образ. На его примере покажите, в чём заключаются особенности отражения окружающей действительности художником.
Художественный образ, например, образ "Осень" в картине И. И. Шишкина "Осень в лесу", прекрасно демонстрирует, как художник передаёт атмосферу и особенности окружающей действительности через детали, цвета и настроение.
На картине изображён лес в осенний период. Деревья теряют листву, земля покрыта ковром из жёлтых и красных листьев, лёгкий туман окутывает пейзаж. Особенности этого образа заключаются в том, как художник использует цвета и текстуры для передачи времени года и эмоций, связанных с осенью: ностальгия, спокойствие, переход от жизни к покою природы. Он акцентирует внимание на деталях: на фактуре коры деревьев, на играх света и тени, на постепенных переходах от ярких осенних красок к более тусклым, что вызывает ощущение угасания, но одновременно и красоты, и гармонии.
Через этот образ художник не просто изображает осенний лес, но и передаёт свои чувства и восприятие природы. Шишкин, как и другие художники, не ограничивается объективным отображением реальности. Он преображает её, добавляя личное восприятие, чувства и философские размышления о жизни и природе, что является особенностью художественного отражения действительности.
3. Перечислите основные виды искусства.
4. Приведите 3—4 примера произведений искусства разных видов.
• Живопись: «Мона Лиза» — Леонардо да Винчи.
• Литература: «Война и мир» — Лев Толстой.
• Музыка: Симфония №9 — Людвиг ван Бетховен.
• Архитектура: Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам де Пари) — архитектор Жан де Шелль
5. Какие чувства называют эстетическими? Чем они отличаются от других чувств человека?
Чувственное восприятие окружающего мира и чувственное отношение к нему — ещё одна особенность искусства. Художественные произведения доносят до нас эмоции, ощущения, настроение их создателей. Они будят в нас особые чувства, которые называют эстетическими. В основе этих чувств лежит человеческая потребность в переживаниях, вызываемых искусством. Это самые разные переживания (радость, восхищение, умиление, гнев, страдание и др.), связанные с приятием художественных образов как прекрасных или безобразных, возвышенных или низменных, трагических или комических. Произведения искусства притягивают, завораживают, дают возможность наслаждаться, переживать восторг от творчества художника и позволяют сбросить внутреннее напряжение, отключиться от насущных проблем.
6. Как искусство влияет на развитие личности?
Искусство помогает человеку восстанавливать душевное равновесие, преодолевать стрессы, внутренние кризисы. Произведения искусства умеют вдохновлять, ободрять, уравновешивать. Ещё одна сторона влияния искусства на человека — помощь в развитии творческих способностей, возможностей самовыражения. В наше время практически каждый может попробовать свои силы в искусстве. А ещё искусство — хороший воспитатель. Пробуждая в нас чувственный отклик, оно воспитывает отзывчивость, доброту, любовь, сострадание. И формирует чувство, которое никому из нас не даётся от рождения, — чувство прекрасного.
1. Приведите собственные примеры художественных образов, составляющих сущность различных произведений искусства. Выделите те из них, которые вызывают у человека эстетическое чувство прекрасного.
Живопись: «Девочка с персиками» Валентина Серова образ юной девушки символизирует молодость и свежесть, вызывает чувство радости и тепла.
Литература: Наташа Ростова из романа «Война и мир» Льва Толстого воплощение красоты, искренности и стремления к счастью.
Музыка: Ария Каварадосси из оперы «Тоска» Джакомо Пуччини вызывает глубокие эмоции благодаря мелодичности и драматизму.
Архитектура: Храм Василия Блаженного в Москве вызывает восхищение своей уникальной формой и яркими цветами, создавая ощущение сказочного великолепия.
2. Сформулируйте несколько доказательств того, что искусство играет значительную роль в жизни человека.
Искусство помогает человеку лучше понять мир и себя через отражение универсальных ценностей. Музыка, живопись и литература могут вызывать сильные чувства, облегчая стресс и вдохновляя на творчество. Искусство объединяет людей, служит средством коммуникации и обмена идеями между культурами и поколениями. Знакомство с искусством развивает вкус и чувство прекрасного.
3. «Илиада» — поэма, повествующая о Троянской войне. Это древнейший из сохранившихся памятников древнегреческой литературы. Ему около 2000 лет. Поэма переведена на многие языки мира, в том числе существует несколько переводов на русский язык. Как вы думаете, почему подлинные произведения искусства неподвластны времени?
Подлинные произведения искусства обращаются к вечным темам, таким как любовь, смерть, героизм и страдание. Они находят отклик в сердцах людей независимо от эпохи благодаря универсальности идей и эмоциональной глубине. Например, «Илиада» Гомера остается актуальной, поскольку поднимает вопросы чести, долга и судьбы, которые волнуют людей во все времена.
4. Опираясь на знания, полученные в курсах истории, литературы или на специальных занятиях по интересам (например, в музыкальной или художественной школе), подготовьте сообщение об одном из направлений в развитии искусства.
Импрессионизм — направление в живописи конца XIX века, возникшее во Франции. Основная цель импрессионистов — передача мимолетных впечатлений и атмосферы момента. Характерные черты: отказ от четких контуров, использование светлых оттенков и игра света. Представители: Клод Моне, Эдгар Дега, Пьер-Огюст Ренуар. Их работы передают ощущение свободы и легкости, создавая у зрителя эффект погружения в изображенную сцену.
1. Соберите информацию о том, кто из известных художников, скульпторов, архитекторов, других деятелей искусства жил или живёт в вашем регионе. Подготовьте сообщение.
1. Михаил Васильевич Нестеров (1862–1942)
Нестеров родился в Уфе, но его творчество тесно связано с Уралом. Он известен своими картинами на религиозные и философские темы. Одной из наиболее известных работ является «Видение отроку Варфоломею». Нестеров создавал пейзажи, пронизанные духовностью и спокойствием, что стало его визитной карточкой.
2. Вера Мухина (1889–1953)
Художница и скульптор родом из Сибири, часть ее работ была выполнена в уральских мастерских. Наиболее известное произведение — монумент «Рабочий и колхозница», символизирующий труд и единство народа. Ее работы отличаются динамикой и монументальностью.
3. Эрнст Иосифович Неизвестный (1925–2016)
Неизвестный — выдающийся скульптор, родившийся в Свердловске (ныне Екатеринбург). Его творчество сочетает философские и гуманистические идеи. Одной из знаковых работ является «Маска скорби» в Магадане — памятник жертвам политических репрессий. Его стиль отличается экспрессией и мощной энергетикой.
4. Владимир Викторович Куделькин (1947 г.р.)
Современный художник из Екатеринбурга, известный своими картинами, которые отражают природу и жизнь Урала. Работы Куделькина отличаются яркостью и детальной прорисовкой. Он создает не только пейзажи, но и натюрморты, передающие красоту уральской природы.
5. Юрий Алексеевич Григорьев (1930–1990)
Архитектор, внёсший вклад в развитие Екатеринбурга. Его работы связаны с проектированием жилых кварталов и общественных зданий, включая Дворец молодежи. Григорьев уделял внимание функциональности и эстетике, сочетая современные тенденции с уральскими традициями.
Эти деятели искусства внесли значительный вклад в развитие культуры Урала и России в целом. Их творчество не только отражает местные особенности, но и поднимает общечеловеческие темы, делая их актуальными для разных поколений.
2. Проведите мини-исследование: узнайте у одноклассников, какие виды и произведения искусства их привлекают, что представляется самым интересным. По полученным материалам подготовьте презентацию «Мы и искусство».
(Ссылка на презентацию ниже.)
Похожие решебники
Популярные решебники 8 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением