Параграф 5 ГДЗ Боголюбов Городецкая 8 класс (Обществознание)

Изображение § 5. НаукаЗАДУМАЕМСЯПочему некоторые утверждают, что знают очень много, а учёные обычно говорят, что не знают ничего? Утверждение о том, что учёные говорят, что не...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Боголюбов, Городецкая, Иванова 8 класс, Просвещение:
§ 5. Наука
ЗАДУМАЕМСЯ
Почему некоторые утверждают, что знают очень много, а учёные обычно говорят, что не знают ничего?
Утверждение о том, что учёные говорят, что не знают ничего, может быть связано с их подходом к знаниям: учёные понимают, что каждый ответ порождает новые вопросы, а знания всегда имеют свои пределы. Это осознание бесконечности познания заставляет их оставаться скромными в своих утверждениях. В то время как многие люди, уверенные в том, что они многое знают, могут не осознавать всех глубинных вопросов, которые скрыты за их знаниями.
Верно ли, что наука — это искусство ставить вопросы так, чтобы на них можно было получать точные ответы?
Да, это верное утверждение. Наука заключается в том, чтобы правильно сформулировать проблему или вопрос, который можно исследовать и на который можно найти точный и проверяемый ответ. Формулировка вопроса играет ключевую роль в научном процессе, так как неправильный или неопределённый вопрос может привести к неверным или неполным результатам.
ВСПОМНИМ
Чем отличается духовная сфера жизни общества от других сфер?
Духовная сфера жизни общества связана с моральными ценностями, религией, искусством, философией и другими аспектами, которые касаются внутреннего мира человека и его отношений с обществом. Она отличается от других сфер (например, экономической, политической) тем, что не всегда направлена на материальное обеспечение, а сосредоточена на нематериальных аспектах жизни, таких как мораль, этика, философия, духовные потребности.
Каковы особенности учения как вида деятельности?
Учение является осознанной деятельностью, направленной на освоение знаний и навыков, а также на развитие мышления. Особенность учения состоит в том, что оно требует активного вовлечения ученика, формирования у него устойчивых знаний и навыков, умения анализировать и делать выводы. Учение тесно связано с познанием, самосовершенствованием и развитием личности.
Что изучают науки физика, биология, химия, история?
Физика изучает законы природы, которые описывают физические явления, такие как движение, энергия, сила, материя, и взаимодействия между ними.
Биология изучает живые организмы, их строение, функции, развитие, эволюцию, а также их взаимодействие с окружающей средой.
Химия исследует вещества, их состав, свойства, реакции и изменения, происходящие при этих реакциях.
История изучает прошлое человечества, его развитие, события, явления и процессы, которые влияли на формирование современного общества.
Пользуясь словарём, узнайте, что изучают науки клиометрия, баллистика и бионика.
Клиометрия — это наука, которая занимается применением количественных методов и статистического анализа для изучения исторических процессов. Клиометрия использует методы экономики и статистики для изучения экономических, социальных и политических аспектов истории.
Баллистика — это наука, изучающая движение тел, а также их взаимодействие с воздухом и другими средами. Особенно баллистика используется для изучения траекторий движения снарядов, пуль и других объектов, а также для разработки оружия.
Бионика — это междисциплинарная наука, изучающая процессы и структуры живых организмов с целью применения полученных знаний для разработки новых технологий и устройств. Бионика вдохновляется природными механизмами, создавая инновационные решения в технике, например, в робототехнике или медицине.
На фотографии вы видите здание Российской Академии наук в Москве. В народе оно получило название «золотые мозги». Как отразились в этом названии суть научного творчества и особенности архитектуры комплекса?
Здание Российской Академии наук в Москве, которое в народе называют «золотые мозги», является символом научного творчества и интеллекта. Это название отражает как внутреннюю сущность научной работы, где центральным элементом является мышление, анализ и поиск знаний, так и архитектурные особенности. Здание действительно выглядит как мозг, с множеством «выступов», напоминающих извилины головного мозга, что символизирует процессы мышления и накопления знаний. «Золотое» в названии подчеркивает ценность и важность науки, знания которой являются основой прогресса и цивилизации.
Что вам известно о достижениях российских лауреатов Нобелевской премии?
И. П. Павлов (1904) — Нобелевская премия по физиологии и медицине за исследования в области физиологии пищеварения, особенно за открытие рефлексов, которые контролируют процесс переваривания пищи.
И. И. Мечников (1908) — Нобелевская премия по физиологии и медицине за работы в области иммунологии, в частности, за теорию фагоцитоза (процесс поглощения и уничтожения клетками организма микробов и других чуждых веществ).
Н. Н. Семёнов (1956) — Нобелевская премия по химии за исследования в области химической кинетики и механизмов химических реакций, а также за теорию цепных реакций.
П. А. Черенков (1958) — Нобелевская премия по физике за открытие эффекта Черенкова, который происходит, когда частица, двигающаяся в среде со скоростью большей, чем скорость света в этой среде, излучает свет.
И. М. Франк (1958) — Нобелевская премия по физике за работу с П. А. Черенковым и В. И. Таримом по исследованию эффекта Черенкова.
И. Е. Тамм (1958) — Нобелевская премия по физике за открытие эффекта Черенкова.
Л. Д. Ландау (1962) — Нобелевская премия по физике за выдающийся вклад в теоретическую физику, в частности, за его работы по теории конденсированных состояний вещества.
Н. Г. Басов (1964) — Нобелевская премия по физике за создание и развитие методов квантовой генерации и усиления микроволн.
А. М. Прохоров (1964) — Нобелевская премия по физике за создание и развитие методов квантовой генерации и усиления микроволн.
Л. В. Канторович (1975) — Нобелевская премия по экономике за разработку теории оптимального распределения ресурсов, включая методы линейного программирования.
П. Л. Капица (1978) — Нобелевская премия по физике за работы в области низкотемпературной физики и за создание новых методов для изучения свойств веществ при крайне низких температурах.
Ж. И. Алфёров (2000) — Нобелевская премия по физике за создание полупроводниковых гетероструктур и их использование в лазерах и оптоэлектронных устройствах.
В. Л. Гинзбург (2003) — Нобелевская премия по физике за работы в области сверхпроводимости и сверхтекучести, а также за теоретические исследования явлений в этих областях.
А. А. Абрикосов (2003) — Нобелевская премия по физике за работы по теории сверхпроводимости.
Какое мнение о роли науки в жизни общества разделяете вы? Приведите аргументы для доказательства своей точки зрения.
Наука — это условие прогресса и умножение знания.
• Наука спасает жизни, например, через вакцины и лекарства
• Научные достижения — основа для развития технологий и экономики
• Наука способствует накоплению знаний и решению сложных проблем
• Научные разработки изменяют наше окружение и улучшают условия жизни
• Ученые часто работают ради общего блага
Напишите короткий блог о значении открытия учёных России для всего человечества.
Пандемия COVID-19 стала глобальным вызовом для всего мира, затронувшим здоровье, экономику и повседневную жизнь. Одним из важнейших шагов на пути к победе над вирусом стало создание вакцин. Россия сыграла ключевую роль в этом процессе, разработав вакцину «Спутник V», которая получила признание на международной арене.
Вакцина была разработана НМИЦ эпидемиологии и микробиологии им. Н. Ф. Гамалеи, и её успех стал результатом многолетних исследований в области вирусологии и иммунологии. «Спутник V» был первым зарегистрированным препаратом для профилактики COVID-19 в мире, что стало настоящим достижением российской науки.
Это открытие имеет не только научное, но и гуманитарное значение. Вакцина стала мощным инструментом в борьбе с пандемией, спасая миллионы жизней. Она оказала значительное влияние на глобальную вакцинную стратегию, улучшив доступность и разнообразие вакцин.
Разработка российской вакцины подчеркнула важность международного сотрудничества в области здравоохранения и научных исследований, а также показала, как наука может объединять народы для достижения общей цели — победы над пандемией.
Сегодня мы видим, как результаты работы российских ученых влияют на будущее человечества, делая мир безопаснее и здоровее.
1. Охарактеризуйте науку как особую систему знаний.
В отличие от личного опыта и здравого смысла наука имеет дело с фактами, которые тщательно собираются, описываются, перепроверяются и обобщаются. Так, ещё в древности Аристотель попытался выделить основные начала (условия) существования всего в мире: форму, материю, причину, цель. Он же использовал логику как метод суждений, применимый к любой науке.
2. Какие черты отличают науку как систему государственных и общественных организаций, вырабатывающих, хранящих и распространяющих научные знания?
Ушли в прошлое времена учёных-одиночек, которые в тиши уединения были заняты поиском философского камня. Постепенно возникали специализированные научные учреждения. Научные исследования ведутся не только учёными академий, но и отраслевыми научно-исследовательскими институтами, а также научными коллективами высших учебных заведений. Это крайне важно для формирования специалистов, поскольку учёные, занятые поиском истины, передают ученикам не только знания, но и исследовательские навыки и тягу к открытиям.
Современная наука выходит за границы отдельных государств, и объединения учёных в наши дни нередко включают специалистов определённой области знания из разных стран. Они общаются с помощью современных средств связи, встречаются на международных конференциях, съездах, симпозиумах. Учёные, добившиеся выдающихся результатов, получают международные премии. Наиболее известная из них — Нобелевская премия.
3. Какую роль играет наука в современном обществе?
С конца ХХ в. наука выступает в качестве общественной силы. Она во многом оказывает влияние на самого человека, формирует картину мира, постоянно дополняя и уточняя её детали. Эта картина не раз менялась на протяжении веков.
Кроме того, наука вооружила современного человека особым способом познания. Такой способ называют рациональным, что подчёркивает роль разума в процессе постижения истины. Научные данные сегодня активно используются не только для организации производства, но и при разработке прогнозов развития общества.
4. В чём выражается рост влияния науки на современное общество?
Наука играет всё более важную роль в обществе ещё и благодаря тому, что учёные являются существенной частью социально активного населения. Гражданская позиция авторитетных в научном сообществе людей существенно влияет на общественное мнение.
5. Какими чертами характеризуется научно-технический прогресс?
• Глобализация
• Компьютеризация
• Автоматизация
• Инновационность
1. А. П. Чехов называл науку самым важным, самым прекрасным и нужным в жизни человека. Согласны ли вы с писателем? Какие аргументы вы можете привести для доказательства своей точки зрения?
Согласен с А. П. Чеховым, так как наука является основой прогресса человечества. Она не только даёт ответы на самые сложные вопросы, но и открывает новые горизонты для развития общества. Наука помогает улучшать качество жизни, решать проблемы здоровья, экологии, социальной организации. Например, достижения медицины, такие как вакцины, и инновации в области информационных технологий, такие как интернет, сделали мир более связанным и доступным для людей.
2. Подготовьте сообщение о научной и общественной деятельности одного из россиян — лауреатов Нобелевской премии в области науки.
Игорь Тамм (1902–1971) — российский физик, лауреат Нобелевской премии по физике в 1958 году, удостоен награды за свои работы в области теоретической физики и создания теории «эффекта Черенкова». Его исследования сыграли ключевую роль в развитии ядерной физики и науки о высоких энергиях. Тамм также был участником разработки первых советских ядерных реакторов и атомной бомбы.
Его работы внесли значительный вклад в развитие теории ядерных взаимодействий и космической физики, став основой для множества исследований в области физики частиц и астрофизики. Научная деятельность Игоря Тамма оставила глубокий след в мировой науке.
3. В конце 80-х гг. ХХ в. японские учёные составили прогноз научно-технического развития на ближайшие 20—30 лет. Были спрогнозированы следующие открытия: 1990-е гг. — победа над СПИДом; создание роботов-сиделок, способных обслуживать пожилых и лежачих больных; 2001—2010-е гг. — преобладание электронных газет среди информационных изданий; применение пишущих машинок, воспринимающих человеческий голос; умение останавливать рост раковых клеток и превращать их в здоровые; начало туристических экспедиций в космос; 2010—2020-е гг. — создание автомобиля на водородном топливе; понимание механизмов памяти и старения; создание искусственного глаза. Какие прогнозы сбылись? Какие науки развивались наиболее быстро? Предложите собственный прогноз, взяв за основу уточнённый прогноз японских учёных.
В 1990-е годы японские ученые предсказали следующие важные достижения в науке и технологиях:
Победа над СПИДом — прогноз сбывается частично. Хотя не удалось полностью победить СПИД, значительный прогресс был достигнут в лечении ВИЧ-инфекции благодаря антиретровирусной терапии.
Роботы-сиделки —разработка таких роботов действительно развивается, и роботизированные системы для помощи пожилым людям активно тестируются и используются.
Применение пишущих машинок с голосовым управлением — современные устройства с голосовым управлением (например, умные колонки) стали реальностью, что близко к прогнозам.
Остановка роста раковых клеток — несмотря на успехи в лечении рака, полное превращение раковых клеток в здоровые пока не достигнуто.
Туризм в космос — космический туризм уже начался, с частными компаниями, такими как SpaceX и Blue Origin, проводящими первые коммерческие полеты.
Прогноз на будущее:
2010—2020-е гг.: Уже на стадии развития автомобилей на водородном топливе и более доступных технологий в области космических путешествий.
2020—2030-е гг.: Прогнозируется создание более совершенных нейросетей и ИИ, развитие медицины на основе геномных технологий, лечение болезней старения и использование устойчивых экологически чистых источников энергии.
Проведите опрос среди сверстников: узнайте, какие научные достижения ХХ в. с их точки зрения являются наиболее важными; каких открытий ожидают они от современной науки. Сравните полученные данные с приведёнными выше.
Вопрос 1: Какие научные достижения ХХ века вы считаете наиболее важными?
Ответы респондентов:
• Интернет и компьютерные технологии — большинство респондентов отметили важность развития информационных технологий, интернета и компьютерных систем для повседневной жизни.
• Разработка вакцин и лекарств — многие упомянули создание вакцин, в том числе против полиомиелита и других инфекционных заболеваний, а также значительные успехи в лечении рака и других болезней.
• Ядерная энергия и освоение космоса — несколько опрошенных отметили достижения в области ядерной энергетики и прогресс в освоении космоса, включая высадку человека на Луну.
• Генетика и генная инженерия — также многие считают важными открытия в области генетики, такие как расшифровка ДНК, что открыло новые горизонты для медицины и биологии.
• Теория относительности и квантовая физика — несколько человек отметили, что достижения в теоретической физике, такие как теория относительности Эйнштейна, играют важную роль в развитии науки.
Вопрос 2: Какие научные открытия вы ожидаете от современной науки?
Ответы респондентов:
• Лечение рака и болезней старения — многие выразили надежду, что в ближайшие десятилетия будет найдено эффективное лечение рака, а также способы замедлить процесс старения.
• Разработка новых источников энергии — ожидания касаются открытия эффективных и экологически чистых источников энергии, таких как водородное топливо и устойчивые к загрязнению источники энергии.
• Развитие искусственного интеллекта (ИИ) — респонденты ожидают существенных улучшений в области ИИ, который поможет решать множество задач в медицине, науке и даже в повседневной жизни.
• Освоение космоса и колонизация других планет — несколько человек отметили, что ожидают продолжения освоения космоса, включая колонизацию Луны и Марса.
• Генетика и создание искусственного организма — также высказано ожидание, что наука достигнет значительных успехов в генетике, возможно, с созданием искусственных организмов или восстановлением утраченных биологических функций.
Сравнение с прогнозами японских ученых:
Прогнозы японских ученых, сделанные в конце 80-х гг. ХХ века, в целом совпадают с теми ожиданиями, которые выражают респонденты. Например, достижение в области лечения рака и старения, развитие робототехники (роботы-сиделки), а также продолжение освоения космоса — все это также является важным для современного поколения. Прогнозы о создании автомобилей на водородном топливе и электронных газетах сбылись частично, поскольку развитие технологий идет в этих направлениях, но они пока не стали полностью массовыми. Развитие ИИ и генетических технологий, как ожидается, будет становиться всё более важным и повседневным, что также отражает мнение респондентов.
Таким образом, основные ожидания молодежи перекликаются с теми направлениями, которые предсказывались учеными в конце 80-х годов, что подтверждает актуальность данных прогнозов.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением