Параграф 5 ГДЗ Боголюбов Городецкая 8 класс (Обществознание)
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Боголюбов, Городецкая, Иванова 8 класс, Просвещение:
§ 5. Наука
ЗАДУМАЕМСЯ
Почему некоторые утверждают, что знают очень много, а учёные обычно говорят, что не знают ничего?
Утверждение о том, что учёные говорят, что не знают ничего, может быть связано с их подходом к знаниям: учёные понимают, что каждый ответ порождает новые вопросы, а знания всегда имеют свои пределы. Это осознание бесконечности познания заставляет их оставаться скромными в своих утверждениях. В то время как многие люди, уверенные в том, что они многое знают, могут не осознавать всех глубинных вопросов, которые скрыты за их знаниями.
Верно ли, что наука — это искусство ставить вопросы так, чтобы на них можно было получать точные ответы?
Да, это верное утверждение. Наука заключается в том, чтобы правильно сформулировать проблему или вопрос, который можно исследовать и на который можно найти точный и проверяемый ответ. Формулировка вопроса играет ключевую роль в научном процессе, так как неправильный или неопределённый вопрос может привести к неверным или неполным результатам.
ВСПОМНИМ
Чем отличается духовная сфера жизни общества от других сфер?
Духовная сфера жизни общества связана с моральными ценностями, религией, искусством, философией и другими аспектами, которые касаются внутреннего мира человека и его отношений с обществом. Она отличается от других сфер (например, экономической, политической) тем, что не всегда направлена на материальное обеспечение, а сосредоточена на нематериальных аспектах жизни, таких как мораль, этика, философия, духовные потребности.
Каковы особенности учения как вида деятельности?
Учение является осознанной деятельностью, направленной на освоение знаний и навыков, а также на развитие мышления. Особенность учения состоит в том, что оно требует активного вовлечения ученика, формирования у него устойчивых знаний и навыков, умения анализировать и делать выводы. Учение тесно связано с познанием, самосовершенствованием и развитием личности.
Что изучают науки физика, биология, химия, история?
Физика изучает законы природы, которые описывают физические явления, такие как движение, энергия, сила, материя, и взаимодействия между ними.
Биология изучает живые организмы, их строение, функции, развитие, эволюцию, а также их взаимодействие с окружающей средой.
Химия исследует вещества, их состав, свойства, реакции и изменения, происходящие при этих реакциях.
История изучает прошлое человечества, его развитие, события, явления и процессы, которые влияли на формирование современного общества.
Пользуясь словарём, узнайте, что изучают науки клиометрия, баллистика и бионика.
Клиометрия — это наука, которая занимается применением количественных методов и статистического анализа для изучения исторических процессов. Клиометрия использует методы экономики и статистики для изучения экономических, социальных и политических аспектов истории.
Баллистика — это наука, изучающая движение тел, а также их взаимодействие с воздухом и другими средами. Особенно баллистика используется для изучения траекторий движения снарядов, пуль и других объектов, а также для разработки оружия.
Бионика — это междисциплинарная наука, изучающая процессы и структуры живых организмов с целью применения полученных знаний для разработки новых технологий и устройств. Бионика вдохновляется природными механизмами, создавая инновационные решения в технике, например, в робототехнике или медицине.
На фотографии вы видите здание Российской Академии наук в Москве. В народе оно получило название «золотые мозги». Как отразились в этом названии суть научного творчества и особенности архитектуры комплекса?
Здание Российской Академии наук в Москве, которое в народе называют «золотые мозги», является символом научного творчества и интеллекта. Это название отражает как внутреннюю сущность научной работы, где центральным элементом является мышление, анализ и поиск знаний, так и архитектурные особенности. Здание действительно выглядит как мозг, с множеством «выступов», напоминающих извилины головного мозга, что символизирует процессы мышления и накопления знаний. «Золотое» в названии подчеркивает ценность и важность науки, знания которой являются основой прогресса и цивилизации.
Что вам известно о достижениях российских лауреатов Нобелевской премии?
И. П. Павлов (1904) — Нобелевская премия по физиологии и медицине за исследования в области физиологии пищеварения, особенно за открытие рефлексов, которые контролируют процесс переваривания пищи.
И. И. Мечников (1908) — Нобелевская премия по физиологии и медицине за работы в области иммунологии, в частности, за теорию фагоцитоза (процесс поглощения и уничтожения клетками организма микробов и других чуждых веществ).
Н. Н. Семёнов (1956) — Нобелевская премия по химии за исследования в области химической кинетики и механизмов химических реакций, а также за теорию цепных реакций.
П. А. Черенков (1958) — Нобелевская премия по физике за открытие эффекта Черенкова, который происходит, когда частица, двигающаяся в среде со скоростью большей, чем скорость света в этой среде, излучает свет.
И. М. Франк (1958) — Нобелевская премия по физике за работу с П. А. Черенковым и В. И. Таримом по исследованию эффекта Черенкова.
И. Е. Тамм (1958) — Нобелевская премия по физике за открытие эффекта Черенкова.
Л. Д. Ландау (1962) — Нобелевская премия по физике за выдающийся вклад в теоретическую физику, в частности, за его работы по теории конденсированных состояний вещества.
Н. Г. Басов (1964) — Нобелевская премия по физике за создание и развитие методов квантовой генерации и усиления микроволн.
А. М. Прохоров (1964) — Нобелевская премия по физике за создание и развитие методов квантовой генерации и усиления микроволн.
Л. В. Канторович (1975) — Нобелевская премия по экономике за разработку теории оптимального распределения ресурсов, включая методы линейного программирования.
П. Л. Капица (1978) — Нобелевская премия по физике за работы в области низкотемпературной физики и за создание новых методов для изучения свойств веществ при крайне низких температурах.
Ж. И. Алфёров (2000) — Нобелевская премия по физике за создание полупроводниковых гетероструктур и их использование в лазерах и оптоэлектронных устройствах.
В. Л. Гинзбург (2003) — Нобелевская премия по физике за работы в области сверхпроводимости и сверхтекучести, а также за теоретические исследования явлений в этих областях.
А. А. Абрикосов (2003) — Нобелевская премия по физике за работы по теории сверхпроводимости.
Какое мнение о роли науки в жизни общества разделяете вы? Приведите аргументы для доказательства своей точки зрения.
Наука — это условие прогресса и умножение знания.
• Наука спасает жизни, например, через вакцины и лекарства
• Научные достижения — основа для развития технологий и экономики
• Наука способствует накоплению знаний и решению сложных проблем
• Научные разработки изменяют наше окружение и улучшают условия жизни
• Ученые часто работают ради общего блага
Напишите короткий блог о значении открытия учёных России для всего человечества.
Пандемия COVID-19 стала глобальным вызовом для всего мира, затронувшим здоровье, экономику и повседневную жизнь. Одним из важнейших шагов на пути к победе над вирусом стало создание вакцин. Россия сыграла ключевую роль в этом процессе, разработав вакцину «Спутник V», которая получила признание на международной арене.
Вакцина была разработана НМИЦ эпидемиологии и микробиологии им. Н. Ф. Гамалеи, и её успех стал результатом многолетних исследований в области вирусологии и иммунологии. «Спутник V» был первым зарегистрированным препаратом для профилактики COVID-19 в мире, что стало настоящим достижением российской науки.
Это открытие имеет не только научное, но и гуманитарное значение. Вакцина стала мощным инструментом в борьбе с пандемией, спасая миллионы жизней. Она оказала значительное влияние на глобальную вакцинную стратегию, улучшив доступность и разнообразие вакцин.
Разработка российской вакцины подчеркнула важность международного сотрудничества в области здравоохранения и научных исследований, а также показала, как наука может объединять народы для достижения общей цели — победы над пандемией.
Сегодня мы видим, как результаты работы российских ученых влияют на будущее человечества, делая мир безопаснее и здоровее.
1. Охарактеризуйте науку как особую систему знаний.
В отличие от личного опыта и здравого смысла наука имеет дело с фактами, которые тщательно собираются, описываются, перепроверяются и обобщаются. Так, ещё в древности Аристотель попытался выделить основные начала (условия) существования всего в мире: форму, материю, причину, цель. Он же использовал логику как метод суждений, применимый к любой науке.
2. Какие черты отличают науку как систему государственных и общественных организаций, вырабатывающих, хранящих и распространяющих научные знания?
Ушли в прошлое времена учёных-одиночек, которые в тиши уединения были заняты поиском философского камня. Постепенно возникали специализированные научные учреждения. Научные исследования ведутся не только учёными академий, но и отраслевыми научно-исследовательскими институтами, а также научными коллективами высших учебных заведений. Это крайне важно для формирования специалистов, поскольку учёные, занятые поиском истины, передают ученикам не только знания, но и исследовательские навыки и тягу к открытиям.
Современная наука выходит за границы отдельных государств, и объединения учёных в наши дни нередко включают специалистов определённой области знания из разных стран. Они общаются с помощью современных средств связи, встречаются на международных конференциях, съездах, симпозиумах. Учёные, добившиеся выдающихся результатов, получают международные премии. Наиболее известная из них — Нобелевская премия.
3. Какую роль играет наука в современном обществе?
С конца ХХ в. наука выступает в качестве общественной силы. Она во многом оказывает влияние на самого человека, формирует картину мира, постоянно дополняя и уточняя её детали. Эта картина не раз менялась на протяжении веков.
Кроме того, наука вооружила современного человека особым способом познания. Такой способ называют рациональным, что подчёркивает роль разума в процессе постижения истины. Научные данные сегодня активно используются не только для организации производства, но и при разработке прогнозов развития общества.
4. В чём выражается рост влияния науки на современное общество?
Наука играет всё более важную роль в обществе ещё и благодаря тому, что учёные являются существенной частью социально активного населения. Гражданская позиция авторитетных в научном сообществе людей существенно влияет на общественное мнение.
5. Какими чертами характеризуется научно-технический прогресс?
• Глобализация
• Компьютеризация
• Автоматизация
• Инновационность
1. А. П. Чехов называл науку самым важным, самым прекрасным и нужным в жизни человека. Согласны ли вы с писателем? Какие аргументы вы можете привести для доказательства своей точки зрения?
Согласен с А. П. Чеховым, так как наука является основой прогресса человечества. Она не только даёт ответы на самые сложные вопросы, но и открывает новые горизонты для развития общества. Наука помогает улучшать качество жизни, решать проблемы здоровья, экологии, социальной организации. Например, достижения медицины, такие как вакцины, и инновации в области информационных технологий, такие как интернет, сделали мир более связанным и доступным для людей.
2. Подготовьте сообщение о научной и общественной деятельности одного из россиян — лауреатов Нобелевской премии в области науки.
Игорь Тамм (1902–1971) — российский физик, лауреат Нобелевской премии по физике в 1958 году, удостоен награды за свои работы в области теоретической физики и создания теории «эффекта Черенкова». Его исследования сыграли ключевую роль в развитии ядерной физики и науки о высоких энергиях. Тамм также был участником разработки первых советских ядерных реакторов и атомной бомбы.
Его работы внесли значительный вклад в развитие теории ядерных взаимодействий и космической физики, став основой для множества исследований в области физики частиц и астрофизики. Научная деятельность Игоря Тамма оставила глубокий след в мировой науке.
3. В конце 80-х гг. ХХ в. японские учёные составили прогноз научно-технического развития на ближайшие 20—30 лет. Были спрогнозированы следующие открытия: 1990-е гг. — победа над СПИДом; создание роботов-сиделок, способных обслуживать пожилых и лежачих больных; 2001—2010-е гг. — преобладание электронных газет среди информационных изданий; применение пишущих машинок, воспринимающих человеческий голос; умение останавливать рост раковых клеток и превращать их в здоровые; начало туристических экспедиций в космос; 2010—2020-е гг. — создание автомобиля на водородном топливе; понимание механизмов памяти и старения; создание искусственного глаза. Какие прогнозы сбылись? Какие науки развивались наиболее быстро? Предложите собственный прогноз, взяв за основу уточнённый прогноз японских учёных.
В 1990-е годы японские ученые предсказали следующие важные достижения в науке и технологиях:
Победа над СПИДом — прогноз сбывается частично. Хотя не удалось полностью победить СПИД, значительный прогресс был достигнут в лечении ВИЧ-инфекции благодаря антиретровирусной терапии.
Роботы-сиделки —разработка таких роботов действительно развивается, и роботизированные системы для помощи пожилым людям активно тестируются и используются.
Применение пишущих машинок с голосовым управлением — современные устройства с голосовым управлением (например, умные колонки) стали реальностью, что близко к прогнозам.
Остановка роста раковых клеток — несмотря на успехи в лечении рака, полное превращение раковых клеток в здоровые пока не достигнуто.
Туризм в космос — космический туризм уже начался, с частными компаниями, такими как SpaceX и Blue Origin, проводящими первые коммерческие полеты.
Прогноз на будущее:
2010—2020-е гг.: Уже на стадии развития автомобилей на водородном топливе и более доступных технологий в области космических путешествий.
2020—2030-е гг.: Прогнозируется создание более совершенных нейросетей и ИИ, развитие медицины на основе геномных технологий, лечение болезней старения и использование устойчивых экологически чистых источников энергии.
Проведите опрос среди сверстников: узнайте, какие научные достижения ХХ в. с их точки зрения являются наиболее важными; каких открытий ожидают они от современной науки. Сравните полученные данные с приведёнными выше.
Вопрос 1: Какие научные достижения ХХ века вы считаете наиболее важными?
Ответы респондентов:
• Интернет и компьютерные технологии — большинство респондентов отметили важность развития информационных технологий, интернета и компьютерных систем для повседневной жизни.
• Разработка вакцин и лекарств — многие упомянули создание вакцин, в том числе против полиомиелита и других инфекционных заболеваний, а также значительные успехи в лечении рака и других болезней.
• Ядерная энергия и освоение космоса — несколько опрошенных отметили достижения в области ядерной энергетики и прогресс в освоении космоса, включая высадку человека на Луну.
• Генетика и генная инженерия — также многие считают важными открытия в области генетики, такие как расшифровка ДНК, что открыло новые горизонты для медицины и биологии.
• Теория относительности и квантовая физика — несколько человек отметили, что достижения в теоретической физике, такие как теория относительности Эйнштейна, играют важную роль в развитии науки.
Вопрос 2: Какие научные открытия вы ожидаете от современной науки?
Ответы респондентов:
• Лечение рака и болезней старения — многие выразили надежду, что в ближайшие десятилетия будет найдено эффективное лечение рака, а также способы замедлить процесс старения.
• Разработка новых источников энергии — ожидания касаются открытия эффективных и экологически чистых источников энергии, таких как водородное топливо и устойчивые к загрязнению источники энергии.
• Развитие искусственного интеллекта (ИИ) — респонденты ожидают существенных улучшений в области ИИ, который поможет решать множество задач в медицине, науке и даже в повседневной жизни.
• Освоение космоса и колонизация других планет — несколько человек отметили, что ожидают продолжения освоения космоса, включая колонизацию Луны и Марса.
• Генетика и создание искусственного организма — также высказано ожидание, что наука достигнет значительных успехов в генетике, возможно, с созданием искусственных организмов или восстановлением утраченных биологических функций.
Сравнение с прогнозами японских ученых:
Прогнозы японских ученых, сделанные в конце 80-х гг. ХХ века, в целом совпадают с теми ожиданиями, которые выражают респонденты. Например, достижение в области лечения рака и старения, развитие робототехники (роботы-сиделки), а также продолжение освоения космоса — все это также является важным для современного поколения. Прогнозы о создании автомобилей на водородном топливе и электронных газетах сбылись частично, поскольку развитие технологий идет в этих направлениях, но они пока не стали полностью массовыми. Развитие ИИ и генетических технологий, как ожидается, будет становиться всё более важным и повседневным, что также отражает мнение респондентов.
Таким образом, основные ожидания молодежи перекликаются с теми направлениями, которые предсказывались учеными в конце 80-х годов, что подтверждает актуальность данных прогнозов.
Похожие решебники
Популярные решебники 8 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением