Упр.81 ГДЗ Пичугов Еремеева 9 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 81. 1. Прочитайте предложения, объясните постановку тире. Определите смысловые отношения между прост1. С колесницы пал Дадон, охнул раз — и умер он. (А. Пушкин) 2....
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Пичугов, Еремеева 9 класс, Просвещение:
81. 1. Прочитайте предложения, объясните постановку тире. Определите смысловые отношения между прост
1. С колесницы пал Дадон, охнул раз — и умер он. (А. Пушкин) 2. Одни кузнечики дружно трещат, словно озлобленные, — и утомителен этот непрестанный, кислый и сухой звук. (И. Тургенев) 3. Ещё секунда — и его рука дёрнула удочку на себя. (А. Первенцев) 4. В конце сада был обрыв за рекой, а за обрывом — предрассветные дождливые дали. (К. Паустовский) 5. На реках появляются во льду первые промоины с чёрной водой, а на буграх — проталины и проплешины. (К. Паустовский) 6. Слово — серебро, а молчанье — золото. (Пословица) 7. Болтун славит себя языком, а мастер — делом. (Пословица)
Прочитайте, объясните постановку тире.
1. С колесницы пал Дадон, охнул раз – (во второй части сложносочинённого предложения содержится неожиданное действие) и умер он.
2. Одни кузнечики дружно трещат, словно озлобленные, - (во второй части сложносочинённого предложения содержится неожиданное присоединение) и утомителен этот непрестанный, кислый и сухой звук.
3. Ещё секунда – (в сложносочинённое предложении происходит резкая смена действий) и его рука дёрнула удочку на себя.
4. В конце сада был обрыв за рекой, а за обрывом – (тире в неполном предложении на месте пропущенного сказуемого) предрассветные дождливые дали.
5. На реках появляются во льду первые промоины с чёрной водой, а на буграх – (тире в неполном предложении на месте пропущенного сказуемого) проталины и проплешины.
6. Слово – (подлежащее и сказуемое выражены существительными в именительном падеже) серебро, а молчанье – (подлежащее и сказуемое выражены существительными в именительном падеже) золото.
7. Болтун славит себя языком, а мастер – (тире в неполном предложении на месте пропущенного сказуемого) делом.
Определите смысловые отношения между простыми предложениями в сложносочинённых.
1. С колесницы пал Дадон, охнул раз – и умер он. (в данном предложении выражаются смысловые отношения последовательности)
2. Одни кузнечики дружно трещат, словно озлобленные, - и утомителен этот непрестанный, кислый и сухой звук. (в данном предложении выражаются смысловые отношения одновременности)
3. Ещё секунда – и его рука дёрнула удочку на себя. (в данном предложении выражаются смысловые отношения последовательности)
4. В конце сада был обрыв за рекой, а за обрывом – предрассветные дождливые дали. (в данном предложении выражаются смысловые отношения противопоставления)
5. На реках появляются во льду первые промоины с чёрной водой, а на буграх – проталины и проплешины. (в данном предложении выражаются смысловые отношения противопоставления)
6. Слово – серебро, а молчанье – золото. (в данном предложении выражаются смысловые отношения противопоставления)
7. Болтун славит себя языком, а мастер – делом. (в данном предложении выражаются смысловые отношения противопоставления)
2. Когда ставится тире в простом и сложносочинённом предложениях? Что означает постановка тире? Подготовьте научное сообщение на лингвистическую тему. Отберите материалы для презентации.
Тире в русском языке играет важную роль, обозначая паузу, противопоставление или уточнение в предложении. В простом предложении тире используется в нескольких случаях:
1. Между подлежащим и сказуемым, если они выражены именами существительными в именительном падеже: Чтение – лучший способ досуга.
2. При наличии обобщающего слова перед однородными членами предложения: Из-за кустарников, из-за бугров, из-за канав, из-за кочек – отовсюду долетали звуки летнего леса.
3. Для внесения ясности в смысл предложения: Старший брат – его учитель.
4. При параллелизме конструкций: Всё по эту сторону – моё, и по ту сторону – тоже моё.
5. Для указания на внезапность действия или при интонационном членении для усиления выразительности: Хотел объехать целый свет – а не объехал и половины.
В сложносочинённом предложении тире может ставится в следующих случаях:
1. Если вторая часть предложения имеет значение результата, следствия: Обидел младшего – извинись!
2. Если вторая часть предложения имеет значение резкого противопоставления: Согласие строит – вражда разрушает.
3. Если первая или обе части предложения являются назывными: Внезапный крик – и всё вокруг стихло.
Кроме того, знак тире используется при прямой речи. Этот знак препинания разделяет слова автора непосредственно с прямой речью:
«Пойдём гулять», - предложила сестра.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением