Упр.79 ГДЗ Пичугов Еремеева 9 класс (Русский язык)
Решение #1
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Пичугов, Еремеева 9 класс, Просвещение:
79. 1. Запишите сложносочинённые предложения, расставляя недостающие знаки препинания. Определите значение союзов.
1. Побледневшее небо стало опять синеть но то уже была синева ночи. (И. Тургенев) 2. В комнате было тихо в доме тоже не начиналось движение. (В. Короленко) 3. Холодно и за весь май черёмуха не успела отцвести. (М. Пришвин) 4. Там глядишь облачко приплывёт не похожее на другое или солнце вдруг заиграет лучами. (Г. Марков) 5. То Лена течёт широким разливом среди таёжных гор то её сжимают высокие обрывы скалистых берегов похожие на дворцы. (Н. Михайлов) 6. Зима ли утратив силу прощалась с землёй последними, тающими в воздухе снежинками весна ли редкими и робкими дождевыми каплями нерешительно прощупывала землю? (Г. Николаева) 7. Основные сборочные работы ведутся на земле подъёмные же краны вступают в дело позднее. (Из газет)
Запишите сложносочинённые предложения, расставляя недостающие знаки препинания.
1. Побледневшее небо стало опять синеть, (запятая разделяет части сложного предложения) но то уже была синева ночи.
2. В комнате было тихо, (запятая разделяет части сложного предложения) в доме тоже не начиналось движение.
3. Холодно, (запятая разделяет части сложного предложения) и за весь май черёмуха не успела отцвести.
4. Там, (запятой выделяется вводное слово) глядишь, (запятой выделяется вводное слово) облачко приплывёт, (запятой выделяется обособленное определение) не похожее на другое, (запятая разделяет части сложного предложения) или солнце вдруг заиграет лучами.
5. То Лена течёт широким разливом среди таёжных гор, (запятая разделяет части сложного предложения) то её сжимают высокие обрывы скалистых берегов, (запятой выделяется обособленное определение) похожие на дворцы.
6. Зима ли, (запятой выделяется деепричастный оборот) утратив силу, (запятой выделяется деепричастный оборот) прощалась с землёй последними, тающими в воздухе снежинками, (запятая разделяет части сложного предложения) весна ли редкими и робкими дождливыми каплями нерешительно прощупывала землю?
7. Основные сборочные работы ведутся на земле, (запятая разделяет части сложного предложения) подъёмные же краны вступают в дело позднее.
Определите значение союзов.
1. Побледневшее небо стало опять синеть, но то уже была синева ночи. (противительный союз в данном предложении выражает значение противопоставления)
2. В комнате было тихо, в доме тоже не начиналось движение. (соединительный союз в данном предложении выражает значение одновременности)
3. Холодно, и за весь май черёмуха не успела отцвести. (соединительный союз в данном предложении выражает значение последовательности действий)
4. Там, глядишь, облачко приплывёт, не похожее на другое, или солнце вдруг заиграет лучами. (разделительный союз в данном предложении выражает значение последовательного чередования явлений, которые сменяют друг друга)
5. То Лена течёт широким разливом среди таёжных гор, то её сжимают высокие обрывы скалистых берегов, похожие на дворцы. (разделительный союз в данном предложении выражает значение последовательного чередования явлений, которые сменяют друг друга)
6. Зима ли, утратив силу, прощалась с землёй последними, тающими в воздухе снежинками, весна ли редкими и робкими дождливыми каплями нерешительно прощупывала землю? (разделительный союз в данном предложении выражает значение последовательного чередования явлений, которые сменяют друг друга)
7. Основные сборочные работы ведутся на земле, подъёмные же краны вступают в дело позднее. (разделительный союз в данном предложении выражает значение последовательного чередования явлений, которые сменяют друг друга)
2. Составьте схемы расстановки знаков препинания в предложениях 4 и 6.
4. [Там, глядишь, облачко приплывёт, не похожее на другое]1, или [солнце вдруг заиграет лучами]2.
[- =]1, или [- =]2.
6. [Зима ли, утратив силу, прощалась с землёй последними, тающими в воздухе снежинками]1, [весна ли редкими и робкими дождливыми каплями нерешительно прощупывала землю]2?
[- ли =]1, [- ли =]2?
3. Объясните трудные орфограммы в корнях слов.
1. Побледневшее (проверочное слово: бледный) небо стало опять синеть, (проверочное слово: синий) но то уже была синева ночи.
2. В комнате было тихо, в доме тоже не начиналось (проверочное слово: зачин; после шипящих пишется гласная и) движение. (проверочное слово: движет)
3. Холодно, (проверочное слово: холодный) и за весь май черёмуха (словарное слово) не успела отцвести. (проверочное слово: цвет)
4. Там, глядишь, (проверочное слово: глядя) облачко (словарное слово) приплывёт, не похожее на другое, или солнце (проверочное слово: солнышко) вдруг заиграет (проверочное слово: игры) лучами.
5. То Лена течёт (проверочное слово: течь) широким (проверочное слово: ширь; после шипящих пишется гласная и) разливом среди таёжных гор, то её сжимают (проверочное слово: зажим; после шипящих пишется гласная и) высокие обрывы скалистых берегов, (проверочное слово: берег, прибрежный) похожие на дворцы. (словарное слово)
6. Зима (проверочное слово: зимний) ли, утратив силу, прощалась с землёй (проверочное слово: подземный) последними, (словарное слово) тающими в воздухе снежинками, (проверочное слово: снег) весна (проверочное слово: вёсны) ли редкими и робкими дождливыми (проверочные слова: дождь; дождей) каплями нерешительно прощупывала землю?
7. Основные (первая безударная гласная является непроверяемой; проверочное слово: основа) сборочные работы ведутся (проверочное слово: вёл) на земле, подъёмные (разделительный твёрдый знак после приставки на согласный перед гласной ё) же краны вступают в дело позднее. (проверочные слова: поздний; опоздать)
Популярные решебники 9 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением