Параграф 3 ГДЗ Боголюбов Городецкая 8 класс (Обществознание)

Изображение § 3. Личность в меняющемся миреЗАДУМАЕМСЯЧто для вас значит стать личностью?Стать личностью — это процесс самопознания и самореализации, в ходе которого человек...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Боголюбов, Городецкая, Иванова 8 класс, Просвещение:
§ 3. Личность в меняющемся мире
ЗАДУМАЕМСЯ
Что для вас значит стать личностью?
Стать личностью — это процесс самопознания и самореализации, в ходе которого человек развивает уникальные качества, формирует убеждения и принимает осознанные решения. Личность обладает чувством ответственности, стремится к самосовершенствованию и активно взаимодействует с обществом.
ВСПОМНИМ
Может ли сформироваться личность вне общества?
Личность не может полноценно сформироваться вне общества, так как именно в процессе социального взаимодействия человек усваивает нормы, ценности и правила поведения. Общество играет ключевую роль в развитии навыков общения, мышления и моральных принципов.
Какие качества характеризуют сильную личность?
• Самостоятельность и уверенность
• Ответственность за свои поступки
• Умение принимать решения и отстаивать свои убеждения
• Эмпатия и уважение к другим
• Целеустремлённость и настойчивость
Какие типы общества существовали в истории?
• Традиционное
• Индустриальное
• Постиндустриальное
Найдите в дополнительных источниках и Интернете материалы о так называемых «детях-маугли». Сравните поведение реальных маленьких людей, выросших среди животных, и героя книги Р. Киплинга «Маугли». Обсудите выводы в классе.
Герой Киплинга Маугли общается с животными, усваивает их законы, но сохраняет человеческие черты — разум, речь, способность к абстрактному мышлению. Он легко адаптируется в человеческом обществе, несмотря на жизнь в джунглях.
Дети, выросшие среди животных, часто теряют человеческие навыки: не умеют говорить, ходят на четвереньках, имитируют повадки животных. Их социализация после возвращения в общество проходит крайне тяжело.
В отличие от литературного Маугли, реальным «детям-маугли» сложно адаптироваться в обществе, что подтверждает значимость социального окружения для формирования личности.
Как ситуация, рассказанная в повести В. К. Железникова «Чучело», характеризует личность героини?
Ситуация в повести В. К. Железникова «Чучело» характеризует личность Лены Бессольцевой как сильную, честную и самоотверженную. Несмотря на насмешки и травлю, она проявляет смелость и готовность жертвовать собой ради других. Взяв на себя вину Димы Сомова, Лена демонстрирует глубокую преданность и верность своим принципам, что свидетельствует о её моральной стойкости.
В чём могут винить себя одноклассники Лены?
• Травля
• Бойкот
• Несправедливое отношение
• Безразличие
Какие качества современной личности вы считаете наиболее важными?
• Мобильность
• Конкурентоспособность
• Способность к самосознанию
• Ответственность
• Способность к самообразованию
Как эти качества связаны с изменениями в обществе?
• Мобильность
• Конкурентоспособность
• Способность к самосознанию
• Способность к самообразованию
Часто поколение рождённых после 2004 г. называют поколением домоседов. Согласны ли вы с этим утверждением? Обоснуйте свой ответ.
С одной стороны, это поколение действительно больше времени проводит дома, так как выросло в эпоху стремительного развития интернета, социальных сетей и цифровых технологий. Общение, учёба и досуг часто проходят в виртуальной среде, что уменьшает необходимость частого выхода из дома. С другой стороны, доступ к информации и онлайн-возможностям позволяет этому поколению участвовать в общественной жизни, заниматься саморазвитием и путешествовать, пусть даже виртуально.
1. Какие качества человека имеют социальную природу (т. е. возникают только в обществе)?
• Мышление
• Речь
• Милосердие
• Сострадание
• Честность
• Ответственность
2. Может ли человек проявиться как личность вне общества? Ответ аргументируйте.
Человек не может проявиться как личность вне общества. В социологии под личностью понимается устойчивая совокупность социально значимых черт и качеств, присущих человеку как общественному существу. Эти характеристики индивида реализуются в процессе взаимодействия с обществом через конкретные социальные группы, институты, общности. Таким образом, можно утверждать, что личность — это индивид, включённый в систему социальных связей и отношений.
З. Охарактеризуйте основные фазы становления личности.
Первая фаза становления личности предполагает усвоение человеком действующих в обществе норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности. В это время люди овладевают основными знаковыми системами (языком, символами и формулами), которые созданы человечеством.
Вторая фаза становления личности получила название индивидуализация. Человек, уже усвоивший определённые культурные нормы общества, способен проявить себя как индивидуальность. Именно на этой стадии проявляются особенности людей и их отличительные черты.
Третья фаза становления личности — интеграция. Этот период характеризуется тем, что человек находит оптимальный вариант жизнедеятельности, который позволяет ему реализовать свои способности в обществе. Он проявляет личные качества в различных видах деятельности. Эта фаза продолжается практически всю жизнь человека.
4. Чем принципиально различались условия формирования личности в традиционном, индустриальном и постиндустриальном обществе?
Как правило, в традиционном обществе человек ощущал себя не самостоятельной личностью, а неотъемлемой частью сообщества. Положение в обществе определялось социальным происхождением. Жизнь человека ограничивалась близлежащей округой. Ритм жизни задавался сменой дня и ночи, а также сменой времён года. От личности общество ожидало коллективной ответственности, подчинения установленным канонам, обрядам, ритуалам, религиозным нормам. Зависимость от своей общины или корпорации ремесленников и торговцев, монастыря или братства порождала в поведении личности установку на подчинение власти, определённому порядку. Жизненные рамки создавались обычаем и ритуалом: каждый знал, что ему делать, как поступить, путь был предопределён.
Переход к индустриальному обществу позволил человеку на некоторое время почувствовать себя полновластным хозяином в том искусственном мире, который он создавал своими руками. Постепенное увеличение городского населения, разрушение привычных общностей, повышение квалификации человека, занятого в производстве, — всё это разрушало привычный уклад, вело к росту индивидуализма, ориентировало человека на личный успех и личную свободу. Личность становилась самостоятельной ценностью. Идеалом виделась теперь свободная личность: человек мог выбирать религию, политические взгляды, профессию по своему усмотрению, строить карьеру, независимо от происхождения, имел право на собственность. В обществе потребления сформировался тип личности с новой системой ценностей. Ведущая роль в этой системе принадлежит таким ценностям, как новизна, индивидуальность, свобода и удовольствие. Погоня за новизной порой является иллюзией и приводит к утрате способности получать удовольствие и потере активности в достижении его.
В постиндустриальном обществе обстоятельство требует от человека мобильности, готовности к самообразованию и самосовершенствованию. Еще одной проблемой, с которой сталкивается современный человек, является нарастание потока информации. Общение в виртуальном мире для современного человека, с одной стороны, существенно расширяет круг контактов, а с другой — нередко заменяет реальную жизнь. Такие изменения в общении требуют от человека коммуникабельности, владения различными стратегиями и средствами общения.
1. Прочитайте фрагмент из статьи О. П. Кашиной «Индикаторы зрелости личности в различные исторические эпохи» и выполните задания.
Приведите примеры идеальной личности для каждого периода истории.
• Античность: Сократ (мудрец), Александр Македонский (герой), Перикл (гражданин)
• Средневековье: Франциск Ассизский (святой), Жанна д'Арк (праведник)
• Эпоха Возрождения: Леонардо да Винчи (универсальный человек), Микеланджело
• Новое время: Рене Декарт (рациональный мыслитель), Исаак Ньютон
В тексте пропущен фрагмент об идеальной личности современного человека. Сформулируйте кратко его черты.
Современная идеальная личность сочетает гибкость ума, технологическую грамотность, этические принципы, способность к самореализации и социальную ответственность. Такой человек стремится к личностному росту, заботится об окружающей среде и уважает культурное многообразие.
2. Сформулируйте 3—5 вопросов, отвечая на которые одноклассники могли бы охарактеризовать своё поколение.
• Как вы думаете, что отличает ваше поколение от предыдущих?
• Какие качества, на ваш взгляд, наиболее важны для успеха в современном мире?
• Какие ценности и цели вы считаете главными для себя и своих сверстников?
• Какую роль играют технологии в вашей жизни?
• Какие проблемы современного общества волнуют вас больше всего?
Предположите, какие характеристики вашего поколения выделяют ваши родители.
• Активное использование технологий и гаджетов
• Увлечённость интернетом и социальными сетями
• Высокая осведомлённость и быстрая адаптация к изменениям
• Индивидуализм и стремление к самовыражению
• Недостаток терпения и склонность к быстрому получению результатов
Сделайте выводы на основе сравнения мнения ваших одноклассников и родителей.
Поколение молодых людей сегодня характеризуется стремлением к свободе, самореализации и высокой цифровой грамотностью. Родители же видят в этом поколении как преимущества (быстрое освоение новых технологий), так и вызовы (снижение устойчивости к стрессу и терпения). Объединяющим фактором остаётся поиск смысла жизни и желание влиять на окружающий мир.
В 2016 г. были опубликованы данные исследования об особенностях молодого поколения. Среди них: плохая бытовая ориентация вследствие родительской гиперопеки; вера в собственную исключительность и неповторимую индивидуальность; стремление к быстрому успеху и удовольствиям; неспособность преодолевать жизненные трудности; стремление жить сегодняшним днём; неспособность воспринимать критику; стремление самосовершенствоваться; неспособность фиксировать внимание на чём-либо более 8 с, предпочтение краткой, наглядной информации в ущерб смыслу. Проверьте достоверность данных исследования, проведя опрос одноклассников.
Цель опроса: выявить особенности восприятия жизни, учебы и самооценки у современного молодого поколения.
Количество участников: 30 человек (старшеклассники).
Вопросы и результаты опроса:
Чувствуете ли вы, что родители излишне контролируют вашу жизнь?
• Да: 40%
• Иногда: 30%
• Нет: 30%
Считаете ли вы себя уникальной личностью?
• Да: 70%
• Нет: 10%
• Затруднились ответить: 20%
Стремитесь ли вы к быстрому успеху?
• Да, это важно: 60%
• Нет, успех требует времени: 25%
• Не задумывались: 15%
Способны ли вы преодолевать жизненные трудности?
• Да, всегда: 35%
• Иногда: 40%
• Трудности вызывают стресс: 25%
Планируете ли вы своё будущее или живёте сегодняшним днём?
• Планирую: 50%
• Живу настоящим: 30%
• Затруднились ответить: 20%
Как воспринимаете критику?
• Спокойно: 45%
• Трудно, но принимаю: 35%
• Не выношу критику: 20%
Считаете ли вы самосовершенствование важным?
• Да, обязательно: 80%
• Нет, важно просто жить комфортно: 10%
• Не думал(а) об этом: 10%
Как долго можете концентрироваться на одном деле?
• До 15 минут: 25%
• До 30 минут: 40%
• Более часа: 35%
Какую информацию предпочитаете?
• Краткую и наглядную: 70%
• Подробную и содержательную: 30%
Выводы:
Опрос показал, что большинство школьников считают себя уникальными и стремятся к самосовершенствованию. При этом они предпочитают краткую и наглядную информацию, что подтверждает гипотезу о влиянии цифровых технологий. Многие испытывают трудности с критикой и предпочитают жить настоящим, но половина респондентов всё же планирует своё будущее.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением