Параграф 1 ГДЗ Горинов Данилов 10 класс (История)

Решение #1

Изображение § 1. Россия и мир и накануне первой мировой войны.Каково было международное положение России в конце XIX — начале XX в.? Какие цели преследовала Россия, вступая в...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Горинов, Данилов, Моруков 10 класс, Просвещение:
§ 1. Россия и мир и накануне первой мировой войны.
Каково было международное положение России в конце XIX — начале XX в.? Какие цели преследовала Россия, вступая в Первую мировую войну?
Международное положение России к началу столетия улучшилось. По темпам ежегодного промышленного роста мировым лидером стала Россия.
Вступая в войну, Россия хотела укрепить свое положение на Балканах, добиться благоприятного режима черноморских проливов и забрать себе часть земель. Кроме того, Россия стремилась защитить славянские народы Австро-Венгрии.
С помощью дополнительной литературы и Интернета составьте список впоследствии использовавшихся в военных целях научных достижений и изобретений российских учёных.
- 1916 - огнеметы
- 1915 - зажигательные бомбы
- 1908 - подводная лодка
- русские конструкторы создали такие самолеты, как «Гранд», «Илья Муромец», «Святогор»
- Первый в мире самолет-истребитель РБВЗ-16 построен в России в 1915 году
- «Русский витязь» — первый в мире четырехмоторный самолет
- винтовка Мосина
- изобретение парашюта
- 1913 - изобретение автомата (штурмовая винтовка)
- Царь-танк инженера Н.Лебеденко

О сравнении с какой войной свидетельствует определение «отечественная»?
Определение “отечественная” свидетельствует о сравнении с Отечественной войной 1812 года.

1. Какие изменения произошли в экономическом положении великих мировых держав в начале XX в.?
Если в середине XIX в. ведущей промышленной страной мира была Англия, то теперь по объёму производства продукции тяжёлой промышленности её обогнала Германия. По темпам ежегодного промышленного роста мировым лидером стала Россия.
2. Как складывались военно-политические блоки? Каковы были цели каждого из них?
Созданные ещё в XIX в. Тройственный и франко-русский союзы имели большое значение в расстановке военно-политических сил в Европе. В 1904 г. было заключено соглашение между Францией и Англией, которое урегулировало колониальные споры между ними в Америке, Африке и Азии. В 1907 г. в Петербурге было подписано русско-английское соглашение об урегулировании спорных вопросов. Заключение русско-английского соглашения завершило формирование Антанты.

3. Что стало поводом к началу Первой мировой войны?
Поводом к началу войны стало убийство в Сараево 28 июня 1914 г. боснийским гимназистом Г. Принципом (сербом по национальности) наследника престола Австро-Венгрии эрцгерцога Франца-Фердинанда.
4. Составьте сложный план ответа по теме «Причины Первой мировой войны», используя текст параграфа и карту.
План «Причины Первой мировой войны»:
- повод к началу войны
- убийство эрцгерцога Франца-Фердинанда
- изменение в экономическом положении стран
- Германия обогнала Англию по размерам промышленного производства
- Россия стала лидером по темпам экономического прироста
- складывание военно-политических противоборствующих блоков
- складывание Антанты
- складывание Тройственного союза
- колониальные претензии и разногласия
- экономическая и политическая модернизация Германией Турции
- Усилилось проникновение ведущих мировых держав в Китай, на Ближний и Средний Восток
- стремление Германии усилить свое колониальное влияние
5. Начните заполнение в тетради синхронистической таблицы «Первая мировая война», выделив столбец «Участие России в Первой мировой войне».

год события участие России в первой мировой войне
1914 28 июня 1914 г - убийство в Сараево Принципом эрцгерцога Франца-Фердинанда.
23 июля 1914 г - Австро-Венгрия, обвинив в произошедшем Сербию, выдвинула ей ультиматум.
28 июля - Австро-Венгрия объявила Сербии войну
3 августа - Германия объявила войну Франции
4 августа в войну с Германией вступила Англия 30 июля 1914 г. Россия заявила, что не допустит оккупации Сербии и начала мобилизацию
1 августа 1914 г. Германия объявила войну России

1. Покажите на карте государства Антанты и Тройственного союза. 2. Опираясь на карту, изложите планы противоборствующих сторон.

Германский план предлагал, не дожидаясь проведения мобилизации армий Англии и России, нанести стремительный удар по Франции и вывести её из войны. Для обхода созданных Францией мощных приграничных оборонительных сооружений Германия планировала нанести удар по Франции с территории Бельгии, откуда его не ожидали. После быстрого разгрома Франции планировалось направить все силы против России, а затем развернуть их против Англии.
Франция и Россия планировали начать одновременное наступление на Германию как на западе, так и на востоке. Россия исходила из задачи первоочередного разгрома Австро-Венгрии, с тем чтобы все основные силы направить на борьбу с Германией. Для этого 52 % сил предполагалось направить против Австро-Венгрии, 33 % — против Германии, а остальные 15 % сосредоточить в Прибалтике и на границе с Румынией.

1. Кто подписал данный Манифест? Назовите приводимые автором любые два объяснения, вынудившие перевести армию и флот России на военное положение.
Данный манифест подписал Николай II. Объяснения:
- Австрия отвергла доброжелательное посредничество России
- Австрия поспешно перешла в вооружённое нападение, открыв бомбардировку беззащитного Белграда.
2. Укажите провозглашаемую Манифестом задачу, вставшую перед Россией после объявления войны Германией.
“Ныне предстоит уже не заступаться только за несправедливо обиженную родственную НАМ страну, но оградить честь, достоинство, целость России и положение её среди Великих Держав.”
3. Определите причины вступления России в войну, названные в Манифесте.
- Россия всегда заботилась о судьбе славянских народов
- Австро-Венгрия предъявила Сербии неприемлемый ультиматум
- Австрия отвергла доброжелательное посредничество России
- Австрия поспешно перешла в вооружённое нападение, открыв бомбардировку беззащитного Белграда.

1. Сравните готовность к войне будущих стран-участниц.
Страны, входившие в военно-политические союзы, принимали одну за другой программы перевооружения своих армий и флотов, чтобы быть максимально подготовленными к будущей войне. Самым мощным и многочисленным был в это время военный флот Англии. В конце XIX в. Германия приняла военно-морскую программу, целью которой было превзойти англичан. Те в ответ приняли план модернизации флота, рассчитанный на строительство качественно новых сверхтяжёлых кораблей, вооружённых крупнокалиберными орудиями. В 1906 г. был спущен на воду английский линкор нового типа «Дредноут». В 1912 г. Россия приняла долгосрочную программу усиления Балтийского и Черноморского флотов, значительно увеличив финансирование расходов на развитие флота.
Однако к началу войны военные программы Франции и России ещё не были завершены, в то время как Германия во многом осуществила реорганизацию своей армии и программу её перевооружения.
2. Германская пресса, характеризуя страны, которые приняли участие в Первой мировой войне, писала о них: «представительница самого крайнего абсолютизма», «мать революции и гильотины», «самое старое на свете конституционное государство». Какие державы описывались таким образом?
«представительница самого крайнего абсолютизма» - Россия
«мать революции и гильотины» - Франция
«самое старое на свете конституционное государство» - Англия
3. «Либо один должен отказаться от владения своими колониями, либо другой. Такие вопросы в этом мире капиталистов не решаются добровольно. Это может быть решено только войной». Каким образом это суждение В. И. Ленина раскрывает выводы большевиков о причинах Первой мировой войны и её характере? Насколько обоснованными и полными они вам представляются? Напишите эссе на данную тему.

Ленин, как лидер большевиков, видел главные причины Первой мировой войны в колониальных спорах. Он считал, что каждая страна стремилась заполучить как можно больше колоний, из-за чего возникали споры. Германия, объединившаяся в 1871 г. в империю под властью Вильгельма I, встала на путь создания колониальной державы. Вступление Германии на путь колониальных захватов привело к обострению англо-германские противоречий. Противоречия между Францией и Германией обострялись из-за претензий последней на Марокко, что привело к так называемым Марокканским кризисам 1905 и 1911 годов, поставившим эти европейские страны на грань войны.
Ни одна из стран не стала бы уступать свои колонии другой. Это и вело к военным столкновениям, которые присутствовали и до Первой мировой. Так, отношения обострились и колониальные противоречия вели к крупному военному столкновению.
Получается, что выводы Ленина вполне обоснованы. Именно споры о колониях привели к созданию военно-политических блоков и породили идеологические противоречия между ними вдобавок к колониальным спорам.
4. Первая мировая война вошла в историю как Великая война. В России её называли Второй Отечественной войной. Приведите аргументы за и против такого названия в форме статьи для газеты.
Нередко Первую мировую войну называют Второй Отечественной войной. Почему же люди сравнивают ее с войной против Наполеона?

Во-первых, характер войны по началу был похож на характер войны 1812 года. Война сначала была общенациональной, люди верили в нее и объединялись против врага. Каждый старался внести свой вклад: люди становились партизанами, женщины шли работать медсестрами. Наблюдался патриотический подъем. Забастовки прекратились. Во-вторых, время войны напоминало о времени Наполеона: прошло практически ровно 100 лет, когда Россия снова воюет. В-третьих, в ходе Первой мировой страны Тройственного союза оккупировали некоторые территории (Польша, Литва, Курляндия, западная Белоруссия), что также напоминало людям о Заграничных походах русской армии времен Наполеона, когда русские солдаты освободили захваченную Европу.
Однако, не во всем данная война была так похожа на войну против Наполеона. Патриотический подъем оказался непродолжительным. Правительство совершило ряд просчетов в подготовке к войне и ее ведении. Священная война, война-праздник превратилась в рутинную и опасную для миллионов людей работу, обернулась тяготами для миллионов семей мобилизованных и 4,5 млн беженцев. Начались недовольства в армии.

*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.