Параграф 7 ГДЗ Боголюбов 10 класс (Обществознание)

Изображение §7. Свобода и необходимость в деятельности человекаМожно ли жить в обществе и быть свободным от общества?Нельзя жить в обществе и быть свободным от него. Общество...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Боголюбов, Лазебникова 10 класс, Просвещение:
§7. Свобода и необходимость в деятельности человека
Можно ли жить в обществе и быть свободным от общества?
Нельзя жить в обществе и быть свободным от него. Общество влияет на жизнь человека, а сам человек не может не зависеть от общества.
1. Как, по мнению психолога, люди защищают свою внутреннюю свободу и автономию?
Люди стремятся сохранить свою независимость и каким-либо образом противостоять. Люди стремятся противопоставить что-то тому, что вызывает у них негативный отклик. Также человек может попытаться уйти, избежать негативной ситуации.
2. Случались ли с вами ситуации, подобные тем, которые описаны во фрагменте? Если да, приведите примеры, как вы поступали в таких случаях.
Моим родителям часто звонят телефонные мошенники или банки, которые предлагают свои услуги. Обычно мои родители не разговаривают с такими людьми, кладут трубку и блокируют номера.
1. Как понятие «свобода» было связано с политической борьбой в Новое и Новейшее время?
С особой силой это проявилось в Новое и Новейшее время. Все революции писали слово «свобода» на своих знамёнах. Мало кто из политических лидеров и революционных вождей не клялся привести руководимые им массы к подлинной свободе. Но хотя подавляющее большинство заявляло о себе как о безусловных сторонниках и защитниках свободы личности, смысл, вкладываемый в это понятие, был различным.
2. К чему может приводить неограниченная свобода выбора?
Как бы ни стремились люди к свободе, ни понимают, что абсолютной, безграничной свободы быть не может. Прежде всего потому, что полная свобода одного означала бы произвол в отношении другого. Также это ставит человека в трудное положении при принятии решения.
3. Как свобода трактуется в христианском вероучении?
«Предвидение и всемогущество Божие диаметрально противоположны нашей свободной воле. Все будут вынуждены принять и неизбежное следствие: ничего мы не совершаем по своей воле, а всё происходит по необходимости. Таким образом, мы ничего не делаем по свободной воле, но всё в зависимости от предвидения Божьего», утверждал религиозный реформатор Мартин Лютер.
В противоположность этому взгляду другие религиозные деятели предлагают следующую трактовку соотношения божественного предопределения и свободы человека: «Бог задумал Вселенную так, чтобы всё творение имело бы великий дар - свободу. Свобода прежде всего означает возможность выбора между добром и злом, причём выбора, данного самостоятельно, на основе собственного решения. Конечно, Бог в одно мгновение может уничтожить зло и смерть. Но при этом Он одновременно лишил бы мир и свободы. Мир сам должен вернуться к Богу, поскольку сам от Него отошёл».
4. Покажите, как влияет знание объективных законов природы на сознательную деятельность людей.
В обобщённом виде представленную позицию можно выразить словами немецкого философа и социолога Ф. Энгельса (1820 - 1895): «Не в воображаемой независимости от законов природы заключается свобода, а в познании этих законов и в основанной на этом знании возможности планомерно заставлять законы природы действовать для определённых целей».
Обратимся к примерам. Известно, что в сейсмоопасных зонах периодически происходят землетрясения. Люди, не знающие этого обстоятельства или игнорирующие его, возводя свои жилища в этой местности, могут стать жертвами опасной стихии. В том же случае, когда этот факт будет учтён при строительстве, например, сейсмоустойчивых зданий, вероятность риска резко уменьшится.
5. В чём выражается общественная необходимость?
Необходимость - то, что обязательно должно произойти в данных условиях; внутренние устойчивые связи предметов и явлений, определяющие их закономерное изменение и развитие.
6. Объясните, какова связь понятий «свобода», «выбор», «ответственность».
Свобода человека заключается в свободе его выбора. Однако, человек должен понимать, что за то или иное его действие наступает ответственность. Ответственность, чувство долга проявляется прежде всего в сознательной готовности человека следовать установленным нормам, оценивать свои поступки с точки зрения их последствий для окружающих, принимать санкции в случае допущенных нарушений.
7. Какое общество можно считать свободным?
Свободным будет лишь то общество, где вмешательство государства в жизнь отдельного человека будет минимальным. Только таким и может быть действительно свободное общество, считают многие на Западе.
В экономической сфере такого общества царит свободное предпринимательство, основанное на началах конкуренции, в политической сфере существует разнообразие политических партий, политический плюрализм, демократические принципы государственного устройства. Это общество свободомыслия. Любая идея может быть подвергнута обсуждению. Этот процесс взаимодействия людей, обладающих разными знаниями и отстаивающих разные точки зрения, и является основой развития мысли. Жизнь людей регулируется лишь демократически принятыми законами и общепризнанными нормами морали.
1. Приведите аргументы, подтверждающие вывод о невозможности абсолютной, ничем не ограниченной свободы человека в обществе.
• Полная свобода одного означала бы произвол в отношении другого.
• Это ставит человека в трудное положении при принятии решения.
• Полная свобода человека в обществе может быть опасна из-за различных целей и желаний людей
2. Какое из двух приведённых ниже высказываний вам кажется более верным?
«Наша жизнь - это линия, которую мы должны по велению природы описать на поверхности земного шара, не имея возможности удалиться от неё ни на один момент».
«Ход вещей кажется неотвратимым лишь тому, кто предал свои убеждения. История сама по себе не может ни принудить человека, ни вовлечь его в грязное дело. Человек несёт всю тяжесть мира на своих плечах: он ответствен за мир и самого себя».
Более верным мне кажется второе высказывание. Подлинно свободный человек не будет рабом своих сиюминутных настроений и пристрастий. Существуют нормы морали и права, традиции и общественное мнение. Под их влиянием и складывается модель «должного поведения». С учётом этих правил человек поступает и действует, принимает те или иные решения.
3. Объясните, как вы понимаете выражение: «Свобода - это выбор».
Данное выражение означает, что при существовании свободы перед человеком всегда встает выбор. Это может быть как выбор между товарами, так и выбор поведения. В таком случае на тот или иной поступок человека следует общественная реакция, а на человека возлагается ответственность.
4. Охарактеризуйте различные модели свободного общества. Каковы ваши представления о таком обществе?
Свободным будет лишь то общество, где вмешательство государства в жизнь отдельного человека будет минимальным. Только таким и может быть действительно свободное общество, считают многие на Западе. В экономической сфере такого общества царит свободное предпринимательство, основанное на началах конкуренции, в политической сфере существует разнообразие политических партий, политический плюрализм, демократические принципы государственного устройства. Это общество свободомыслия. Жизнь людей регулируется лишь демократически принятыми законами и общепризнанными нормами морали.
Однако далеко не все принимают эту модель свободного общества. Некоторые считают, что столь неограниченный индивидуализм не на пользу людям. Самореализация человека основывается не только на индивидуальном, но и на совместном опыте, объединённом поиске решений, создании общего блага. Поэтому дополнением свободы выступают кооперация, ответственность, справедливость, т. е. все те ценности, которые должно обеспечить общество. Таким образом, считают сторонники этой концепции, роль общества значительнее, чем её пытаются представить. Определённую регулирующую роль должно выполнять и государство. В частности, в социальной и экономической сферах оно может содействовать благу всех граждан, создавать условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека, не допускать углубления пропасти между бедными и богатыми.
5. Иногда свобода понимается как вседозволенность. В начале ХХ в. в русских деревнях пели частушку, в которой были такие слова:
Платить подати не будем,
Во солдаты не пойдём.
К каким последствиям может привести такое толкование свободы? Конкретизируйте свой ответ примерами.
Такое толкование свободы может привести к негативным последствиям. Будет возникать произвол, преступность. Экономика страны будет страдать, а деньги обесцениваться. В результате жить в таком обществе будет тяжело и не комфортно. Например, если люди откажутся платить налоги, то страна будет терпеть дефицит государственного бюджета. Это негативно скажется на экономике страны. Цены будут дорожать, зарплаты станут меньше. Государственные служащие (в том числе врачи, учителя) перестанут получать зарплаты.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением