Параграф 3 ГДЗ Боголюбов 10 класс (Обществознание)

Изображение §3. Динамика общественного развитияЧего больше в историческом развитии стран и народов - общего или различного? Если взглянуть на ход мировой истории, то в развитии...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Боголюбов, Лазебникова 10 класс, Просвещение:
§3. Динамика общественного развития
Чего больше в историческом развитии стран и народов - общего или различного?
Если взглянуть на ход мировой истории, то в развитии разных стран и народов можно заметить немало общего. Первобытная эпоха сменилась образованием государства. На смену феодальной раздробленности во многих странах пришли централизованные монархии. В ряде стран произошли буржуазные революции. Все колониальные империи рухнули, и на их месте возникли десятки независимых государств.
Однако исторические события всегда уникальны и неповторимы. Конкретные пути развития отдельных стран и народов многообразны. Нет народов, стран, государств с одинаковой историей.
Становится ли человеческое общество со временем всё более совершенным?
Так, в ходе исторического процесса чётко прослеживается прогресс техники: от каменных орудий к железным, от ручных орудий к машинам, от использования мускульной силы человека и животных к паровым двигателям, электрическим генераторам, атомным электростанциям, от вьючных животных к автомобилям, скоростным поездам, самолётам, космическим кораблям, от деревянных счётов к мощным компьютерам.
Каким будет мир в XXI в.?
В современном мире значительно усиливаются интеграционные связи между отдельными людьми, организациями и государствами, растёт взаимосвязь между ними. Этот процесс исследователи назвали глобализацией. Глобализация многолика, она охватывает различные сферы жизни общества, включая и культуру. Но наиболее значительны проявления глобализации в экономике.
1. Определите, как относится к глобализации автор текста.
Я думаю, автор текста положительно относится к глобализации, так как он считает, что она помогает нашему государству. Автор также отмечает, что глобализация нужна и полезна всем.
2. Как вы понимаете слова Н. Н. Моисеева о «возможности черпать то лучшее, что есть на обоих берегах»?
Я думаю, эти слова означают, что наша страна может заимствовать наилучшее технологии как из Европы, так и из Азии и Америки благодаря ее центральному положению.
3. Как вы думаете, почему учёный считает положение России «между… двумя центрами экономической силы» одним из источников её процветания?
Я думаю, учёный считает положение России «между… двумя центрами экономической силы» одним из источников её процветания, потому что это позволяет России сотрудничать с большим кругом стран и заимствовать различные технологии.
4. В чём состоит связь предложенного текста с содержанием параграфа?
В предложенном тексте речь идет о глобализации. Об этом также шла речь в параграфе. И в тексте, и в параграфе упоминаются плюсы глобализации.
1. Чем объясняется многообразие путей и форм общественного развития?
Многообразие конкретно-исторических процессов вызвано и различием природных условий, и спецификой хозяйства, и своеобразием духовной культуры, и особенностями образа жизни, и множеством других факторов.
2. Что такое процесс глобализации?
В современном мире значительно усиливаются интеграционные связи между отдельными людьми, организациями и государствами, растёт взаимосвязь между ними. Этот процесс исследователи назвали глобализацией. Глобализация многолика, она охватывает различные сферы жизни общества, включая и культуру. Но наиболее значительны проявления глобализации в экономике.
3. Каковы проявления глобализации в экономической сфере?
Мировое хозяйство состоит из национальных хозяйств всех стран мира, связанных между собой всемирными экономическими отношениями. Добавим, что не менее значительную роль в глобализации экономики играют крупные международные компании - транснациональные корпорации (ТНК). Разные части одного товара могут производиться на разных концах Земли.
Что ей способствует?
Глобализации экономики способствует и развитие мировой торговли. В рамках больших региональных объединений произошла либерализация торговли, т.е. устранение различных барьеров и ограничений. Глубокое взаимопроникновение экономик различных стран было бы невозможно без развития средств транспорта и связи. Революционную роль здесь сыграл прогресс электронных средств связи и коммуникации, в частности появление глобальной компьютерной сети Интернета.
4. В чём выражается противоречивость процесса глобализации?
Глобализация производства ведёт к глобализации продукции, поскольку потребитель стремится приобрести всемирно признанное изделие. Это, в свою очередь, может препятствовать развитию отечественного производства.
Кроме того, насаждается некий единый стандарт потребления.
Далеко не всегда успешной является деятельность международных экономических организаций.
Большую тревогу у многих вызывает глобализация в сфере культуры. Развив в наибольшей степени электронные средства информации, именно западные страны распространяют по всему миру свои культурные ценности через такие «продукты», как передачи новостей, фильмы, клипы, реклама и т. п. Это, как считают, ведёт к ослаблению национальной культуры.
И наконец, глобализация мира вызвала появление общих проблем человечества, от решения которых зависит дальнейший социальный прогресс, судьбы цивилизации.
5. Каковы основные глобальные проблемы современности?
К глобальным проблемам современности относят в первую очередь следующие: предотвращение угрозы новой мировой войны, преодоление экологического кризиса и его последствий, сокращение отставания развивающихся стран третьего мира от развитых стран, стабилизацию демографической ситуации на планете. Всё большее значение в последнее десятилетие приобретают борьба с международным терроризмом, проблемы охраны здоровья и предотвращения распространения СПИДа, наркомании, возрождение культурных и нравственных ценностей.
Чем вызвано их появление?
Их появление вызвано глобализацией. Другой причиной возникновения глобальных проблем является активная преобразующая деятельность людей, которая по мощи и последствиям (как созидательным, так и разрушительным) теперь сопоставима с самыми грозными силами природы. Вызвав к жизни могучие производительные силы, человечество не всегда может их поставить под свой разумный контроль. Уровень общественной организации, политическое мышление и экологическое сознание, духовно-нравственные ориентиры, преобладающие в общественном сознании, ещё далеки от требований эпохи.
6. Какие точки зрения по вопросу о прогрессе высказывались философами в прошлом и в наше время?
Древнегреческий поэт Гесиод (VIII VII вв. до н.э.) писал о главных стадиях в развитии человечества. Первой стадией был золотой век, когда люди жили легко и беспечно, второй - серебряный век, когда началось падение морали и благочестия. Так, опускаясь всё ниже, люди оказались в железном веке, когда повсюду царили зло, насилие, попиралась справедливость.
Платон (ок. 427 - 347 гг. до н.э.), Аристотель (384 - 322 гг. до н.э.) рассматривали историю как циклический круговорот, повторяющий одни и те же стадии.
Одним из первых теорию общественного прогресса выдвинул французский философ А. Р. Тюрго (1727 - 1781). Его современник, французский философ-просветитель Ж. А. Кондорсе (1743 - 1794), считал, что история представляет собой картину беспрерывных изменений, прогресса человеческого разума. Кондорсе видит исторический процесс как путь социального прогресса, в центре которого восходящее развитие человеческого разума. Немецкий философ Г. Гегель (1770 - 1831) считал прогресс не только принципом разума, но и принципом мировых событий. Эту веру в прогресс воспринял и другой немецкий философ - К. Маркс (1818 - 1883), считавший, что человечество идёт ко всё большему овладению природой, развитию производства и самого человека.
В ХХ в. появились социологические теории, авторы которых отказались от оптимистического взгляда на развитие общества, характерного для идей прогресса. Теории циклического круговорота.
7. В чём заключается противоречивый характер прогресса?
Открытия в области ядерной физики дали возможность не только получить новый источник энергии, но и создать мощное атомное оружие. Использование компьютерной при чрезмерном увлечении, к примеру, компьютерными играми может создаваться угроза для здоровья человека.
Рост крупных городов, необходимость ежедневного нахождения на транспортных магистралях, усложнение производства и ритмов жизни в быту - всё это увеличило нагрузки на человеческий организм, породило стрессы, вызвало патологию нервной системы, сосудистые и иные заболевания.
Рост возможностей производства, улучшение условий жизни для больших масс людей сопровождаются распространением наркомании, алкоголизма, преступности. Наряду с величайшими достижениями человеческого духа в мире наблюдается размывание культурных и духовных ценностей.
Человечеству приходится платить за прогресс высокую цену. Удобства городской жизни оплачиваются «болезнями урбанизации»: транспортным утомлением, загрязнённым воздухом, уличным шумом - и их последствиями: стрессом, болезнями органов дыхания и т. д.; удобство передвижения в автомобиле перегруженностью городских магистралей, транспортными пробками.
8. Какие критерии прогресса предлагались мыслителями различных эпох? В чём их плюсы и минусы?
Шеллинг предлагал своё решение проблемы: критерием в установлении исторического прогресса человеческого рода может служить только постепенное приближение к правовому устройству.
И разум, и мораль, и наука, и техника, и правовой порядок, и сознание свободы - всё это показатели очень важные, но не универсальные, не охватывающие жизнь человека и общества в целом.
Одна из существующих ныне точек зрения состоит в том, что высшим и всеобщим объективным критерием общественного прогресса является развитие производительных сил, включая развитие самого человека. Однако данная позиция подвергается критике. Как нельзя найти всеобщий критерий прогресса только в общественном сознании (в развитии разума, морали, сознании свободы), так нельзя найти его лишь в сфере материального производства (техники, экономических отношений). История знает примеры стран, где высокий уровень материального производства сочетался с деградацией духовной культуры.
Чтобы преодолеть односторонность критериев, необходимо найти понятие, которое характеризовало бы сущность жизни и деятельности человека. В этом качестве философами предлагается понятие «свобода». Согласно точке зрения этих учёных, критерием социального прогресса является мера свободы, которую общество в состоянии предоставить индивиду, степень гарантированной обществом индивидуальной свободы.
9. Почему гуманистический критерий прогресса можно считать комплексным, преодолевшим односторонний подход других критериев?
Чем благоприятнее условия для развития физических, интеллектуальных сил человека, его моральных устоев, тем шире простор для развития индивидуальных, присущих каждому отдельному человеку качеств. Короче говоря, чем человечнее условия жизни, тем больше возможностей для развития в человеке человеческого: разума, нравственности, творческих сил.
Человечность, признание человека высшей ценностью выражаются понятием «гуманизм». Из сказанного выше можно сделать вывод о ещё одном критерии социального прогресса: прогрессивно то, что способствует возвышению гуманизма.
1. Учёные отмечают, что в современных государствах на первый план выходят биотехнологии, нанотехнологии, робототехника, новое природопользование, масштабные системы виртуальной реальности. Подумайте, как изменится общество с учётом этих позиций.
С учётом этих позиций общество станет более технологично и доступно. Общественная среда станет более удобной и комфортной. Людям будут оказываться новые услуги. Также это способствует глобализации, более тесным контактам с другими странами.
2. Учитель предложил школьникам сформулировать два предложения, раскрывающие общие и отличительные черты понятий «развитие» и «прогресс». Один из учеников выдвинул такие положения: «И развитие, и прогресс являются проявлением присущего всему существующему движения»; «Прогресс происходит только в обществе». Справился ли ученик с заданием? Свой вывод обоснуйте.
Я думаю, ученик не справился с заданием. В его предложениях содержится противоречие. В первом предложении он говорит, что прогресс присущ всему, а во втором - что прогресс происходит только в обществе. Также неверно даны определения понятий развитие и прогресс. Развитие - это переход от старого к новому, а прогресс - это усложнение, переход от высшего к низшему. Вернее было бы составить 2 таких предложения: "Развитие и прогресс - это переход из одного, старого состояния к новому. Прогресс может быть противоречив".
3. Отечественный философ М. Мамардашвили писал: «Конечный смысл мироздания или конечный смысл истории является частью человеческого предназначения. А человеческое предназначение следующее: исполниться в качестве Человека. Стать Человеком». Каким образом эта мысль философа связана с идеей прогресса?
Эта идея говорит о том, что предназначение человека является самосовершенствование, улучшение своих качеств и навыков. Предназначением человека является общечеловеческий прогресс.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением