Параграф 2 ГДЗ Боголюбов 10 класс (Обществознание)
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Боголюбов, Лазебникова 10 класс, Просвещение:
§2. Общество как сложная система
Существует ли связь между разнообразными событиями и явлениями в жизни общества?
Я думаю, существует связь между разнообразными событиями и явлениями в жизни общества, потому что общество – это система, а значит ее структурные части взаимосвязаны и могут влиять друг на друга.
Что придаёт устойчивость и возможность предсказуемости развитию общества?
Наличие социальных институтов делает поведение людей более предсказуемым, а общество в целом - более устойчивым; надёжно обеспечивает регулярное, самовозобновляющееся удовлетворение жизненно важных потребностей.
1. Как автор на примере истории цивилизации майя характеризует связь общества и природы?
Человек преобразовывал природу. Майя построили грандиозные сооружения. Триумф Человека казался вечным и неколебимым. Тем горше было чувство бессилия и незащищённости перед лицом наступающей Природы. Человек не мог предотвратить возвращения леса, который хладнокровно поглотил возделанные поля, площади и дома, а затем добрался до дворцов и храмов.
2. Изменилось ли сегодня понимание характера этой связи?
Изменения в состоянии природной среды, события в мировом сообществе, на международной арене являются своего рода сигналами, на которые общество должно реагировать. Обычно оно стремится либо адаптироваться к изменениям, происходящим в среде, либо адаптировать среду к своим потребностям.
Я думаю, понимание характера этой связи сегодня немного изменилось. Сейчас эта связь больше воспринимается как взаимодействие, сотрудничество.
3. О чём, на ваш взгляд, свидетельствует история данной цивилизации - о победе человека над природой или о его поражении? Обоснуйте свой ответ.
Я думаю, история данной цивилизации свидетельствует о победе природы. Вырвав в результате упорнейшей борьбы победу у Человека, тропическая Природа самой этой борьбой свидетельствует о мужестве и силе людей, которые рискнули когда-то вступить с ней в противоборство и даже одержать пусть временную, но победу.
1. Что означает понятие «система»?
Понятие «система» может показаться сложным, но есть смысл в нём разобраться, так как в мире немало объектов, которые охватываются этим понятием. Слово «система» греческого происхождения, означает «целое, составленное из частей», «совокупность». Таким образом, каждая система включает взаимодействующие части: подсистемы и элементы. Главное значение приобретают связи и отношения между частями системы.
2. Чем социальные (общественные) системы отличаются от природных?
Во-первых, общество как система имеет сложный характер, поскольку включает в себя множество уровней, подсистем, элементов. Так, можно говорить о человеческом обществе в глобальном масштабе, об обществе в пределах одной страны, о различных общественных группах, в которые включён каждый человек (нация, класс, семья и т. п.).
Любая из существующих сфер общества, являясь по отношению к обществу подсистемой, одновременно и сама выступает как достаточно сложная система. Поэтому можно говорить об иерархии систем, состоящих из ряда различных уровней. Иными словами, общество - это сложная система систем, своего рода суперсистема.
Во-вторых, характерной чертой общества как системы является наличие в его составе разнокачественных элементов, как материальных (различных технических устройств, учреждений и т. п.), так и идеальных (ценностей, идей, традиций и т. п.).
В-третьих, основным элементом общества как системы является человек, который обладает способностью постановки целей и выбора средств осуществления своей деятельности. Это делает социальные системы более изменчивыми, подвижными, чем природные.
3. В чём заключается главное качество общества как целостной системы?
Как и любая система, общество представляет собой упорядоченную целостность. Это означает, что компоненты системы не находятся в беспорядке, а, напротив, занимают внутри системы определённое положение и определённым образом связаны с другими компонентами. Следовательно, система обладает интегративным качеством, которое присуще ей как единому целому. Ни один из компонентов системы, рассматриваемый в отдельности, этим качеством не обладает. Оно, это качество, - результат интеграции и взаимосвязи всех компонентов системы. И только благодаря многообразным связям, существующим между компонентами социальной системы, она превращается в единое целое, т. е. в общество.
4. Каковы связи и отношения общества как системы с природной средой?
Изменения в состоянии природной среды, события в мировом сообществе, на международной арене являются своего рода сигналами, на которые общество должно реагировать. Обычно оно стремится либо адаптироваться к изменениям, происходящим в среде, либо адаптировать среду к своим потребностям. При этом она реализует свои основные функции: адаптации; целедостижения, т. е. способности поддерживать свою целостность, обеспечивающую реализацию её задач, влияя на окружающую природную и социальную среду; поддержания образца - способности сохранять свою внутреннюю структуру; интеграции – способности интегрировать, т. е. включать новые части, новые общественные образования (явления, процессы и т. п.) в единое целое.
5. Что такое социальный институт?
Социальные институты - устойчивые формы организации совместной деятельности людей для удовлетворения определённых социальных потребностей.
6. Охарактеризуйте главные социальные институты.
7. Каковы основные черты социального института?
Социальный институт - это прежде всего совокупность лиц, занятых определённым видом деятельности и обеспечивающих в процессе этой деятельности удовлетворение определённой значимой для общества потребности.
Далее, институт закреплён системой правовых и нравственных норм, традиций и обычаев, регулирующих соответствующие типы поведения.
Ещё одна характерная черта социального института - наличие учреждений, снабжённых определёнными материальными средствами, необходимыми для какого-либо вида деятельности.
Социальный институт стабилизирует социальные отношения, вносит согласованность в действия членов общества. Для социального института характерно чёткое разграничение функций каждого из субъектов взаимодействия, согласованность их действий, высокий уровень регуляции и контроля.
8. В чём значение институциализации?
Наличие социальных институтов делает поведение людей более предсказуемым, а общество в целом - более устойчивым; надёжно обеспечивает регулярное, самовозобновляющееся удовлетворение жизненно важных потребностей. Социальный институт делает связи между людьми не случайными и не хаотичными, а постоянными, надёжными, устойчивыми. Институциональное взаимодействие - это хорошо отлаженный порядок социальной жизни в основных сферах жизнедеятельности людей. Чем больше социальных нужд удовлетворяется социальными институтами, тем более развито общество.
1. Охарактеризуйте все основные черты социального института на примере института образования. Используйте материал и рекомендации практических выводов данного параграфа.
• В институт образования входит совокупность лиц – это преподаватели/учителя и ученики, а также управленцы
• Данный институт удовлетворяет потребность в получении образования, знаний, подготовке кадров
• Данный институт закреплен системой правовых норм – это законы, уставы и приказы
• У данного института есть учреждения, где люди получают образования. Это вузы, школы, техникумы, училища
• В институте есть четкое разграничение полномочий и функций: есть те, кто учат, а есть те, кого учат
2. В коллективной работе российских социологов говорится: «Общество существует и функционирует в многообразных формах… Действительно важный вопрос сводится к тому, чтобы за особенными формами не потерять само общество, за деревьями - леса». Как это утверждение связано с пониманием общества как системы? Аргументируйте свой ответ.
Общественная жизнь находится в постоянном изменении. Темпы и масштабы этих изменений могут быть различными; в истории человечества известны периоды, когда сложившийся порядок жизни не менялся в своих основах столетиями, но со временем темпы изменений стали нарастать. Общество – это динамичная система.
3. Опираясь на знания из курсов обществознания и истории, приведите примеры взаимосвязи различных сфер жизни общества.
Примером взаимодействия различных сфер жизни общества может служить плановая экономика во времена СССР. Политическая сфера, которая представляла собой власть, властные органы и главу страны, воздействовала на экономическую. Власти контролировали экономику, вводили запреты, выпускали специальные указы, а также занимались распределением товаров.
Популярные решебники 10 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением