Параграф 1 ГДЗ Боголюбов 10 класс (Обществознание)

Изображение Глава 1. Человек в обществе§1. Что такое обществоСколько смыслов у слова «общество»? Общество - это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть мира,...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Боголюбов, Лазебникова 10 класс, Просвещение:
Глава 1. Человек в обществе
§1. Что такое общество
Сколько смыслов у слова «общество»?
Общество - это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения. Данное определение раскрывает понятие «общество» в широком смысле.
Под обществом мы понимаем определённую группу людей, объединившихся для общения, совместной деятельности, взаимопомощи и поддержки друг друга. Это определение общества в узком смысле слова.
Можно ли отделить общество от природы?
Общество нельзя отделить от природы. Общество и природа взаимосвязаны. С одной стороны, природная среда, географические и климатические особенности оказывают значительное воздействие на общественный прогресс, ускоряя или замедляя темп развития стран и народов, влияя на общественное разделение труда.
С другой стороны, и общество влияет на естественную среду обитания человека. История человечества свидетельствует и о благотворном влиянии деятельности людей на естественную среду обитания, и о пагубных её последствиях.
Бывают ли «некультурные» общества?
Я думаю, общества не бывают не культурными. В любом обществе существует определенная культура. Люди создают материальные и нематериальные ценности. Человеческое общество не может существовать без культуры.
1. Почему совокупность изолированных друг от друга индивидов обществом не является?
Совокупность изолированных друг от друга индивидов обществом не является, потому что они не взаимодействуют друг с другом, не имеют связей.
2. Почему П. А. Сорокин считает, что предметом изучения социальных наук являются психические взаимодействия?
П. А. Сорокин считает, что предметом изучения социальных наук являются психические взаимодействия, потому что взаимодействующие центры наделены сознанием, психикой.
3. Объясните характер описанных в параграфе социальных взаимодействий, используя текст П. А. Сорокина.
Описанные в параграфе социальные взаимодействия представляют собой общество, потому что общество не только означает совокупность нескольких единиц (особей, индивидов и т. д.), но и предполагает, что эти единицы не изолированы друг от друга, а находятся между собой в процессе взаимодействия, то есть оказывают друг на друга то или иное влияние, соприкасаются друг с другом и имеют между собой ту или иную связь. Их взаимодействие – психическое.
1. Что следует понимать под обществом в узком и широком смысле слова?
Общество - это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения. Данное определение раскрывает понятие «общество» в широком смысле.
Под обществом мы понимаем определённую группу людей, объединившихся для общения, совместной деятельности, взаимопомощи и поддержки друг друга. Это определение общества в узком смысле слова.
2. Какова взаимосвязь общества и природы? В чём выражается специфика общественных явлений?
С одной стороны, природная среда, географические и климатические особенности оказывают значительное воздействие на общественный прогресс, ускоряя или замедляя темп развития стран и народов, влияя на общественное разделение труда.
С другой стороны, и общество влияет на естественную среду обитания человека. История человечества свидетельствует и о благотворном влиянии деятельности людей на естественную среду обитания, и о пагубных её последствиях.
3. В чём заключается особенность человеческой деятельности?
4. Какова связь между совместной деятельностью людей и формами их объединения?
Взаимодействие людей в процессе деятельности порождает различные формы их объединения. Поэтому общество может быть понятно не только как совокупность отдельных видов совместной деятельности людей, но и как совокупность различных форм их объединения для этой деятельности.
Человек входит в общество через коллектив, являясь одновременно членом нескольких коллективов (трудового, профсоюзного, спортивного и др.). Общество можно рассматривать как коллектив коллективов.
5. Какие отношения можно считать общественными?
Отношения, устойчиво повторяющиеся взаимосвязи, возникающие между людьми, их группами, организациями и общностями в процессе реализации важных сторон жизнедеятельности людей называются общественными.
6. Раскройте разные смыслы понятия «культура».
Культура в наиболее широком смысле означает всё созданное человеком: это сотворённая человеком «вторая природа», которая как бы надстроена над природой естественной.
Под культурой чаще всего понимают какие-либо достижения человечества в духовной области: художественные творения, научные открытия, а также уровень духовных запросов отдельного человека, его достойное поведение.
Рассуждая о взаимодействии общества и природы, мы уже упомянули о культуре, определив её как сотворённую человеком «вторую природу». Таким образом, в наиболее широком смысле слова культура охватывает все виды преобразующей деятельности человека, направленные не только на внешнюю среду, но и на него самого.
7. Что исследователи относят к культурным универсалиям?
К ним, в частности, относится наличие языка с определенными грамматическим строем, институт брака и семьи, религиозные ритуалы. Практически во всех культурах есть нормы, связанные с заботой о детях и пожилых людях. Почти у всех народов существует запрет на сексуальные отношения между близкими родственниками.
8. Какие науки изучают общество?
Общественная жизнь, как мы уже убедились, сложна и многогранна, поэтому её изучают многие науки, получившие название общественных (история, философия, социология, политология, правоведение, этика, эстетика и др.).
Каждая из них рассматривает определённую область общественной жизни. Так, юриспруденция исследует сущность и историю государства и права. Предметом этики являются нормы морали, эстетики - законы искусства, художественного творчества людей. Наиболее общие знания об обществе в целом дают такие науки, как философия и социология.
1. На одном из уроков завязался спор. Николай утверждал, что раньше появился человек, а потом общество. Ему возразила Ольга: человек становится человеком только в обществе, поэтому сначала возникло общество, а затем человек. А как думаете вы? Свою точку зрения аргументируйте.
Я думаю, что Ольга права. Напомним известный из курса основной школы факт: не только деятельность человека требует сотрудничества с другими людьми, но и само становление ребёнка как человека требует нахождения его в среде людей, общения с себе подобными.
2. Римский философ Сенека (ок. 4 г. до н. э. - 65 г. н. э.) говорил: «Мы рождены, чтобы жить совместно; наше общество - свод из камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого». Как вы понимаете это высказывание?
Я думаю, это выражение означает, что люди могут комфортно жить только в обществе. Человек не может существовать вне общества, потому что человек – социальное существо.
Сопоставьте его с определением общества, приведённым в учебнике. Совпадают ли эти характеристики? Если современное определение общества отличается от данного античным философом, то в чём заключаются отличия?
Общество - это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.
Это определение из учебника совпадает с высказыванием Сенеки. Характеристики общества совпадают. Общество – это взаимодействие людей. Именно отношения между людьми и формируют общество.
3. Л. Н. Толстой писал: «Если тебе мешают люди, то тебе жить незачем. Уходить от людей - это самоубийство». Какая мысль в учебном тексте созвучна этому высказыванию писателя? Почему вы так считаете?
Важным условием жизни человека является коллективность. Человек, по сути, существо общественное, жизнь которого обеспечивается кооперацией, взаимодействием с другими людьми. В этом человек нуждается не меньше, чем в продуктах питания или в орудиях труда. Напомним известный из курса основной школы факт: не только деятельность человека требует сотрудничества с другими людьми, но и само становление ребёнка как человека требует нахождения его в среде людей, общения с себе подобными. Выживание человека в отрыве от общества возможно лишь при использовании им предметов, созданных в ходе совместной деятельности людей, или по крайней мере знаний и опыта, полученных в обществе.
Я думаю, именно это положение из учебника соответствует высказыванию, потому что оба отрывка говорят нам о социальной природе человека.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением