Параграф 5 ГДЗ Боголюбов 10 класс (Обществознание)

Изображение §5. Деятельность – способ существования людейМожет ли человек в своей жизни ничего не делать? Пока человек живёт, он постоянно действует, что-то делает, чем-то...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Боголюбов, Лазебникова 10 класс, Просвещение:
§5. Деятельность – способ существования людей
Может ли человек в своей жизни ничего не делать?
Пока человек живёт, он постоянно действует, что-то делает, чем-то занят. В процессе деятельности человек познаёт мир создаёт необходимые для собственного существования условия (пищу, одежду, жильё и др.), удовлетворяет свои духовные потребности (например, занимаясь наукой, литературой, музыкой, живописью), а также занимается самосовершенствованием (укрепляя волю, характер, развивая свои способности).
Бывает ли деятельность вне сознания и сознание вне деятельности?
Индивидуальное сознание проявляется в деятельности человека. Деятельность, в свою очередь, способствует изменениям в сознании, его развитию. Сознание формируется деятельностью, чтобы в то же время влиять на эту деятельность, определять и регулировать её.
1. Опираясь на текст источника, объясните, что такое объект и субъект деятельности. Приведите конкретные примеры объектов и субъектов различных видов деятельности.
Субъект – это автор. Это тот, кто действует. Объект – это то, на что направлена деятельность. Это та или иная вещь.
Например, в процессе создания книги поэт – это субъект деятельности, а книга или произведение – это объект деятельности.
2. Найдите в тексте источника строки, где автор говорит о движении деятельности.
Но если предметом внимания мы сделаем движение деятельности, то тогда вдруг окажется, что всё сказанное о её строении теряет отчётливость… Теряет «резкость» автор; ориентированность деятельности на объект уступает место ориентации на другое лицо… процесс деятельности распадается на множество ветвящихся и вновь сливающихся «ручейков-переходов»…
Какой смысл он вкладывает в эти слова?
Автор считает, что в процессе деятельности происходит влияние не только субъекта на объект, но и объекта на субъект. В результате также также возникают новые виды деятельности.
Что появляется в итоге движения деятельности?
В итоге движения деятельности возникают новые виды деятельности.
3. Как, по мнению автора, связаны деятельность и сознание?
Вместо того чтобы сознание предваряло и направляло деятельность, оно само оказывается чем-то вторичным, выводимым из деятельности… И всё это в силу тенденций собственного движения, саморазвития деятельности…
1. Что такое деятельность?
Деятельность - специфический вид человеческой активности, направленный на совершенствование окружающего мира и самого себя.
2. Какие черты присущи деятельности человека?
Во-первых, деятельность человека носит сознательный характер. Человек сознательно выдвигает цели своей деятельности и предвидит её результат. Во-вторых, деятельность носит продуктивный характер. Она направлена на получение результата, продукта. В этой связи говорят и об орудийном характере деятельности, так как для её осуществления человек создаёт и использует орудия. В-третьих, деятельность носит преобразующий характер: в ходе деятельности человек изменяет окружающий его мир и самого себя - свои способности, привычки, личностные качества. В-четвёртых, в деятельности человека проявляется её общественный характер, так как в процессе деятельности человек, как правило, вступает в разнообразные отношения с другими людьми.
3. Как связаны деятельность и потребности?
Деятельность человека осуществляется ради удовлетворения его потребностей. Потребность - это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности.
4. Что такое мотив деятельности?
Мотив деятельности – это то, что подвигает человека сделать что-то. Мотивы побуждают к формированию цели деятельности.
Чем мотив отличается от цели?
Цель - это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность. Например, архитектор сначала мысленно представляет образ нового здания, а потом воплощает свой замысел в чертежах. Мысленный образ нового здания - предвосхищаемый результат.
Какова роль мотивов в деятельности человека?
В мотивах деятельности человека проявляются его потребности, интересы, убеждения, идеалы. Именно мотивы придают человеческой деятельности смысл.
5. Дайте определение потребности.
Потребность - это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности.
Назовите основные группы потребностей человека и приведите конкретные примеры.
Естественные потребности. По-другому их могут называть врождёнными, биологическими, физиологическими, органическими, природными. Это потребности человека во всём том, что необходимо для его существования, развития и воспроизводства. К естественным относятся, например, потребности человека в пище, воздухе, воде, жилище, одежде, сне, отдыхе и т. п.
Социальные потребности. Они определяются принадлежностью человека к обществу. Социальными считаются потребности человека в трудовой деятельности, созидании, творчестве, социальной активности, общении с другими людьми, признании, достижениях, т. е. во всём том, что является продуктом общественной жизни.
Идеальные потребности. По-другому их называют духовными или культурными. Это потребности человека во всём том, что необходимо для его духовного развития. К идеальным относятся, например, потребности в самовыражении.
6. Что можно отнести к результатам (продуктам) деятельности человека?
Таковыми являются материальные и духовные блага, формы общения людей, общественные условия и отношения, а также способности, умения, знания самого человека. В результатах деятельности воплощается сознательно поставленная цель.
7. Назовите виды деятельности человека. Раскройте на конкретных примерах их многообразие.
В зависимости от особенностей отношения человека к окружающему миру деятельность подразделяют на практическую и духовную. Практическая деятельность направлена на преобразование реальных объектов природы и общества. Духовная деятельность связана с изменением сознания людей.
Когда деятельность человека соотносят с ходом истории, с общественным прогрессом, то выделяют прогрессивную или реакционную направленность деятельности, а также созидательную или разрушительную.
В зависимости от соответствия деятельности существующим общекультурным ценностям, социальным нормам определяют законную и незаконную, моральную и аморальную деятельность.
В связи с социальными формами объединения людей в целях осуществления деятельности выделяют коллективную, массовую, индивидуальную деятельность.
В зависимости от наличия или отсутствия новизны целей, результатов деятельности, способов её осуществления различают однообразную, шаблонную, монотонную деятельность.
В зависимости от общественных сфер, в которых деятельность протекает, различают экономическую, политическую, социальную деятельность и др.
Ведущие виды деятельности. Во-первых, это игра: предметная, сюжетно-ролевая, интеллектуальная, спортивная. Во-вторых, это учение - деятельность, направленная на приобретение знаний и способов действий. В-третьих, это труд - вид деятельности, направленный на достижение практически полезного результата. Часто наряду с игрой, учением и трудом в качестве ведущего вида деятельности людей выделяют общение.
8. Как связаны общественное и индивидуальное сознание?
Родившись, человек попадает в социальный мир, созданный предшествующими поколениями, и начинает осваивать его в ходе общения с другими людьми и собственной деятельности. В результате он начинает относиться к миру с пониманием, со знанием. Индивидуальное сознание человека его идеи, взгляды, представления, убеждения - формируется благодаря его приобщению к разным формам общественного сознания.
Какое влияние оказывает сознание на деятельность человека?
Индивидуальное сознание проявляется в деятельности человека. Деятельность, в свою очередь, способствует изменениям в сознании, его развитию. Сознание формируется деятельностью, чтобы в то же время влиять на эту деятельность, определять и регулировать её.
1. На Камчатке, известной своими действующими вулканами, внедряются в жизнь специальные технологии по переработке вулканического сырья. Начало этим работам было положено специальным решением губернатора. Специалисты определили, что производство силикатов из вулканической породы очень прибыльное дело, не требующее значительных капиталовложений.
Рассмотрите эти сведения с позиций изученной темы: определите, какие виды деятельности людей проявились в описанных событиях, назовите в каждом случае субъекты и объекты деятельности, проследите на данном примере связь сознания и деятельности.
Виды деятельности Субъект Объект Связь сознания и деятельности
Технологическая (внедрение технологий). Труд рабочие специальные технологии по переработке вулканического сырья Рабочие трудятся, чтобы внедрить новые технологии. Внедрение новых технологий – цель их деятельности
Управленческая (решение губернатора) или политическая губернатор Решение о начале работ Губернатор решил, что проведение работ будет целесообразным и выгодным и издал соответствующий приказ
Научная специалисты Анализ производства силикатов Посредством анализа специалисты определили, что производство силикатов из вулканической породы очень прибыльное дело, не требующее значительных капиталовложений
2. Определите, к практической или духовной деятельности относятся:
a) познавательная деятельность; б) социальные реформы; в) производство товаров первой необходимости.
Ответ:
а - духовная
б - практическая
в - практическая
3. Назовите действия, из которых состоит деятельность врача, земледельца, учёного.
Врач Проведение обследования, выписывание рецепта, выслушивание проблемы пациента, составление записи в карте пациента, определение болезни, диагноза
Земледелец Вспахивание поля, сеяние растений, полив растений, сбор урожая
Ученый Сбор материалов, проведение анализа, описание работы, выдвижение гипотез, проведение экспериментов
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением