Упр.67 ГДЗ Бархударов 8 класс (Русский язык)

Решение #1 (Учебник 2023)

Изображение , Что собой представляют тексты: повествование, описание, рассуждение? Как связаны предложения в каждом тексте? Определите стилевую принадлежность текстов I и III. ...
Дополнительное изображение

Решение #2 (Учебник 2020)

Изображение , Что собой представляют тексты: повествование, описание, рассуждение? Как связаны предложения в каждом тексте? Определите стилевую принадлежность текстов I и III. ...

Решение #3 (Учебник 2020)

Изображение , Что собой представляют тексты: повествование, описание, рассуждение? Как связаны предложения в каждом тексте? Определите стилевую принадлежность текстов I и III. ...
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Бархударов, Крючков, Максимов 8 класс, Просвещение:
Рассмотрите представленную ниже таблицу. Подготовьте на основе данной информации сообщение по одному из типов речи, в качестве примеров используйте конкретные тексты, найденные вами в различных источниках.
Функционально-смысловые типы речи
Цель
Описание
Описать, изобразить признаки предметов, явлений, животных, человека. Констатировать факты
Повествование
Рассказать, повествовать, излагать события в определённой последовательности
Рассуждение
Доказать, объяснить, размышлять, рассуждать, что-либо утверждать или отрицать
Особенности композиции
Описание
Сюжет отсутствует, однако описание может быть динамическим (событийным).
Структура:
— общая характеристика предмета, явления (в начале или в конце целого текста или его фрагмента);
— детализирующая часть (основная часть текста)
Повествование
Явления, события представлены в развитии, в динамике.
Присутствуют действующие лица (автор, герои). Как правило, включает в себя сюжетную линию:
— экспозицию;
— завязку;
— развитие действия;
— кульминацию;
— развязку
Рассуждение
Классическая структура текста-рассуждения:
— введение, связанное с темой, содержащей проблему;
— объяснение темы;
— аргументы;
— сопоставление с противоположным;
— пример;
— мнение в поддержку своей позиции;
— заключение
Типичные средства грамматического оформления текста
Описание
Простые и сложные предложения с прямым порядком слов, с глагольными формами одновременного действия, с глаголами настоящего времени, с определительными характеристиками. Часто строится с помощью приёмов сравнения, аналогии, противопоставления. В основном используется параллельная синтаксическая связь
Повествование
Простые и сложные повествовательные предложения с глаголами-сказуемыми совершенного вида; обстоятельства времени (сначала, в это время, потом, затем, тогда); союзы и союзные слова (когда; во время; в то время как; после того как). Активно используется цепная (последовательная) синтаксическая связь
Рассуждение
Простые и сложные побудительные, вопросительные и повествовательные предложения. Использование вводных слов и конструкций, указывающих:
— на связь мыслей, последовательность изложения аргументов (во-первых, во-вторых, значит, наконец, напротив, итак, с одной стороны, с другой стороны);
— на степень уверенности либо достоверности сообщаемого (конечно, разумеется, значит. бесспорно, несомненно, безусловно, действительно);
— на вывод (итак, таким образом, следовательно). В большей степени используется цепная связь предложений
Цель повествования – рассказать о событиях в их последовательности, создать представление о развитии событий и показать, как и почему происходили те или иные изменения. Повествование помогает передать динамику событий, показать причинно-следственные связи и вовлечь читателя в происходящее.
Композиция повествования обычно включает следующие элементы
Завязка: Введение в ситуацию или события, представление главных персонажей и места действия.
Развитие действия: Постепенное усложнение ситуации, появление новых событий, которые ведут к кульминации.
Кульминация: Кульминационный момент, наивысшая точка напряжения в повествовании.
Развязка: Решение конфликтов, завершение событий, ответы на ключевые вопросы повествования.
Заключение: Итоговая часть, подведение итогов, выводы.
Типичные средства грамматического оформления текста
Для повествования характерны следующие средства грамматического оформления:
Глаголы прошедшего времени: Основной способ выражения действий и событий, которые уже произошли.
Глаголы совершенного вида: Используются для обозначения завершённых действий.
Союзы и союзные слова: Помогают связывать предложения и части текста, создавая логическую и временную последовательность (например, "и", "затем", "после", "потом").
Наречия времени и места: Указывают на время и место действия, помогая ориентироваться в тексте (например, "вчера", "тогда", "там", "здесь").
Прямая речь: Используется для передачи диалогов и монологов персонажей, что делает повествование живым и динамичным.
Описание: Включение описательных элементов для создания атмосферы и более детального представления места действия и персонажей.
Пример 1: Литературное произведение
Из рассказа Антона Чехова "Ванька":
"Ванька Жуков, девятилетний мальчик, отданный три месяца назад в учение к сапожнику Аляхину, накануне Рождества не лег спать. Подождав, когда хозяева и подмастерья ушли к заутрене, он достал из шкафа пузырек с чернилами, перо с заржавленной насадкой и, разложив перед собой помятую бумагу, начал писать."
Пример 2: Публицистический текст
Из статьи о спортивных соревнованиях:
"Вчера на стадионе «Динамо» состоялся финальный матч чемпионата. С первых минут команда «Спартак» захватила инициативу. На 10-й минуте матча нападающий Иванов забил первый гол. Во втором тайме игра стала ещё более напряжённой, но команда «Спартак» смогла удержать преимущество и выиграла со счётом 2:1."
Повествование – это способ изложения событий в их последовательности, который позволяет читателю проследить за развитием действий и понять их причинно-следственные связи. Использование глаголов прошедшего времени, союзов, наречий и прямой речи делает текст живым и динамичным, позволяя читателю лучше представить происходящее и погрузиться в историю.

, Что собой представляют тексты: повествование, описание, рассуждение? Как связаны предложения в каждом тексте? Определите стилевую принадлежность текстов I и III. Продумайте план и подготовьте сообщение о функциональных стилях русского языка, подберите необходимые тексты, иллюстрирующие ваши рассуждения.
I. Сейчас же возле входной двери [в кабинете А. Чехова] направо — шкаф с книгами. На камине несколько безделушек и прекрасно сделанная модель парусной шхуны. На стенах портреты Толстого, Григоровича, Тургенева. На отдельном маленьком столике, на веерообразной подставке, множество фотографий артистов и писателей.
(А.Куприн)
II. На другой день в назначенное время я стоял уже за скирдами, ожидая своего противника. Вскоре и он явился. «Нас могут застать, — сказал он мне, — надобно поспешить». Мы сняли в мундиры, остались в одних камзолах и обнажили шпаги.
(А. Пушкин)
III. Атмосферный воздух, кроме азота и кислорода, содержит ещё очень небольшое количество углекислоты, несколько десятитысячных. Эта углекислота состоит из углерода и кислорода. Следовательно, этот бесцветный газ, ничем по виду не отличающийся от воздуха, содержит частицы угля.
(К. Тимирязев)
Приведите синонимы к слову противник. Каково лексическое значение слова камзол? В случае затруднения обращайтесь к словарю.

1 текст - описание. Вид связи предложений - параллельный. Стиль текста - художественный.
2 текст - повествование. Вид связи предложений - цепной.
3 текст - рассуждение. Вид связи предложений - цепной. Стиль текста - научный.
Функциональные стили русского языка
Стиль - это такой способ использования языка, который отличается особенностями употребления языковых единиц в тексте.
Функциональные стили - это проявления литературного языка, характерные для какой-либо сферы жизни.
В русском языке выделяют следующие функциональные стили: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный, художественно-литературный стиль.
Выбор того или иного функционального стиля зависит от той сферы, для которой он будет написан.
В сфере науки, а также для написаний научных работ, диссертаций, дипломов, монографий и т.п. используется научный стиль речи. Его основные черты: чёткость и логичность повествования, отсутствие личного взгляда на описываемое явление, а также эмоциональной лексики.

Официально-деловой стиль речи также лишен личных эмоций. Он стандартен, чёток и упорядочен даже ещё более, нежели научный. На официально-деловом языке пишутся законы, приказы, деловые письма. Этот стиль характерен для управленческой сферы жизни.
Особенностью публицистического стиля является то, что он стремится не только изложить какую-либо информацию, но и представить её в нужном виде. При помощи публицистического стиля авторы стремятся воздействовать на мысли и чувства других людей, а также убедить их в чём-либо.
Отдельным стилем речи является разговорный стиль. Он не имеет чётких критериев и правил. Этот стиль характерен для бытового, ежедневного общения между людьми. Он используется при неподготовленном спонтанном общении, и характеризуется выразительностью, неполнотой выражений и эмоциональностью.
Художественно-литературный стиль использует характерные черты остальных функциональных стилей, так как литература служит для отражения всех сфер человеческой жизни. Основная функция художественного стиля - эстетическая.

*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением